Название: Бенвенуто Челлини Оригинальное название: Benvenuto Cellini Год: 2007 Жанр: Опера в двух действиях Композитор: Гектора Берлиоз (Hector Berlioz) Либретто: Леон де Вайи, Анри-Огюст Барбье Режиссер-постановщик и сценография: Philipp Stölzl Венский филармонический оркестр (Wiener Philharmoniker) Дирижер: Валерий Гергиев (Valery Gergiev) Хор: Wiener Konzertvereinigung Staatsopernchor Хормейстер: Andreas Schuller Хореография: Mara Kurotschka Режиссер видеозаписи: Andreas Morell Выпущено: Австрия, Unitel Язык: Итальянский с французскими субтитрами Исполнители и действующие лица: Benvenuto Cellini – Burkhard Fritz Teresa – Maija Kovalevska Fieramosca – Laurent Naouri Giacomo Balducci – Brindley Sherratt Pope Clemens VII – Mikhail Petrenko Ascanio – Kate Aldrich Francesco – Xavier Mas Bernardino – Roberto Tagliavini Pompeo – Adam Plachetka Innkeeper – Sung-Keun Park
Großes Festspielhaus, Salzburg, 5, 10 and 15 August 2007.
О произведении:
Либретто первой из трёх опер Гектора Берлиоза, «Бенвенуто Челлини», написано по мотивам мемуаров известного скульптора и авантюриста эпохи Возрождения, которые могли бы послужить основой для сценария к увлекательному голливудскому блокбастеру», - считает молодой немецкий режиссер Филипп Штёльцль – автор спектакля, показанного на Зальцбургском фестивале в 2007 году. К своему оперному дебюту режиссер шел через два художественных фильма и музыкальные клипы группы «Раммштайн» и Мадонны.
А если учесть, что музыкальным руководителем спектакля в Зальцбурге стал Валерий Гергиев – «фантастический музыкальный человек», то результат оказался поистине интригующим.
Опера Берлиоза, написанная в 1837 году, предъявляет к певцам настолько высокие требования, что одно время ее считали неисполняемой, да и сейчас она крайне редко появляется на театральных подмостках. Оркестровая партитура настолько роскошна и живописна, что на основе музыки оперы композитор написал позже ставшую необыкновенно популярной концертную увертюру «Римский карнавал». Грандиозное, нестатичное зрелище, в которое превратилась опера «Бенвенуто Челлини», стало «неожиданным хитом Зальцбургского фестиваля» (телеканал Bloomberg), и ее встретили восторженные рецензии критиков.
Синопсис
Челлини любит Терезу, дочь папского казначея Бальдуччи, но тот хочет выдать дочь замуж за скульптора Фьерамоску. Бенвенуто договаривается с Терезой, что он «похитит» ее во время карнавала. Беседу подслушивает Фьерамоска и приходит на карнавал в сопровождении наемного убийцы Помпео. Возникает ссора между соперниками, и на поединке Челлини убивает Помпео; победителю удается скрыться, но Фьерамоска задержан. Тучи, давно собиравшиеся над головой Челлини, разражаются грозой: он убил человека, не завершил работу над заказанной ему статуей – его ожидает гнев Папы и кардинала Сальвиати. Челлини надо во что бы то ни стало окончить работу. Не хватает металла, и он бросает в переплавку все имеющиеся в доме металлические изделия. Когда форма разбита, присутствующие видят прекрасную статую «Персей, победивший Горгону». Общее восхищение; Челлини получает в награду руку Терезы.
Либретто
ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ
Масленичный понедельник. Вечер в доме Бальдуччи Папский казначей Бальдуччи недоволен тем, что Папа пригласил для создания статуи Персея флорентийского ювелира Бенвенуто Челлини, в то время как у Папы состоит на службе скульптор Фьерамоска, за которого Бальдуччи хочет выдать замуж свою дочь Терезу. Бальдуччи зол на Челлини еще и потому, что флорентиец не скрывает своего увлечения Терезой и распевает по ночам романсы под ее окнами. Понимая, что на благословение отца рассчитывать не приходится, Тереза соглашается на предложение Челлини сбежать с ним в карнавальную ночь. Заговор влюбленных подслушивает Фьерамоска и решает помешать осуществлению их плана.
Масленичный вторник. Вечер, площадь «Колонна» Расположившись в таверне, на площади «Колонна» и наблюдая за приготовлениями актеров странствующей труппы «Кассандро» к карнавальному представлению, Челлини пирует с друзьями. Но денег на вино больше нет, а трактирщик требует оплатить счет. К счастью, приходит Асканьо, преданный ученик Челлини, и приносит аванс за работу над статуей Персея. Правда, аванс этот ничтожен, ибо Бальдуччи, папский казначей – известный на весь Рим скряга. Друзья решают договориться с актерами, высмеять казначея в сатирической пантомиме "Царь Мидас, или Ослиные уши". Тем временем Фьерамоска, призвав на помощь бандита Помпео, раздумывает, как помешать Челлини, похитить Терезу. Зрители собираются на представление. Среди них – Бальдуччи, Тереза, переодетые в монашеское платье Челлини и его ученик Асканио. Бальдуччи, взбешенный увиденным в спектакле, угрожает актерам пожаловаться на них Папе. В возникшей суматохе Тереза хочет бежать с Челлини, но вместо двух монахов видит четырех. Двумя вторыми оказываются Фьерамоска и Помпео. Между соперниками вспыхивает ссора, и Челлини убивает Помпео. Скульптору удается скрыться, а задержанным оказывается Фьерамоска.
ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ
Картина первая Пепельная среда (первый день Великого поста). Рассвет. Студия Челлини
Мимо окон мастерской Челлини проходит религиозная процессия. Тереза и Асканио молятся о его спасении. Через мгновение, к радости обоих, появляется Челлини. Он решил бросить работу над статуей и немедля бежать с Терезой во Флоренцию. Но влюбленным преграждают путь Бальдуччи и освобожденный из-под стражи Фьерамоска. Казначей требует, чтобы Тереза вышла замуж за Фьерамоску. Челлини грозится убить Фьерамоску, если тот хотя бы дотронется до Терезы. Ссору прерывает появление Папы, пришедшего посмотреть на работу Челлини. Увидев, что статуя Персея не готова, Папа заявляет, что отдаст эту работу другому скульптору. В отчаянии Челлини хочет разбить гипсовую модель, но Папа дает ему отсрочку до вечера и предъявляет ультиматум: если к вечеру статуя Персея будет закончена, Папа дарует Челлини полное прощение всех грехов и разрешит ему жениться на Терезе. Если нет – он будет казнен. Картина вторая. Вечер того же дня. Литейная мастерская Челлини Асканио с нетерпением ожидает "бронзовое творение" учителя. Но Челлини пребывает в унынии: на его пути возникают все новые и новые препятствия. Является Фьерамоска и вызывает его на дуэль. Тереза пытается помешать возлюбленному уйти, но он заверяет ее, что опасности нет. Он уходит, и тут в мастерскую врываются рабочие Челлини. Они бастуют, ибо давно не получали жалованье. Однако, когда опять приходит Фьерамоска, чтобы их подкупить и заставить работать на себя (вызов на дуэль был хитростью, чтобы выманить Челлини из дома), преданность хозяину берет верх над недовольством. Они уже готовы бросить интригана в топку, когда возвращается Челлини. Перепуганный насмерть Фьерамоска соглашается работать на бывшего соперника. Приходят Папа Климент и Бальдуччи. Начинается работа над статуей. Но в процессе плавки выясняется, что не хватает металла. Тогда Челлини бросает в горн все изготовленные им ранее ювелирные изделия. Когда форма разбита, взору присутствующих является "Персей с головой Медузы". Все в восхищении. Скульптор спасен, и в награду он получает руку Терезы. _____________________
Дополнительная информация:
Новая ссылка: https://www.mediafire.com/file/qt5r7ymbm3p9lyt/Berlioz_-_Benvenuto_Cellini_%28Salzburg%29_2007.mp4/file
TS, 1280x720, 2300 kbps AAC, 580 kbps, 48 kHz, 2 ch 3,2 GB Бывший материал участника (alex7)
|