Владимир Михайлович Дешевов (1889-1955) — яркий представитель русской музыки первой половины XX века. В 1920-30-е годы он был среди первопроходцев в освоении новых тем и жанров: создал балет на революционную тему «Красный вихрь» по поэме А. Блока «Двенадцать» (1924), оперу «Лед и сталь» о кронштадтском восстании 1921 года (1930), «индустриальную» музыку к пьесе «Рельсы» (1926), музыку к немому шестисерийному фильму «Обломок империи» (1929) и к первому озвученному мультфильму для детей «Почта» на текст С. Маршака (1930), первую советскую оперетту «Дружная Горка» (1929, совместно с Н. Двориковым) и т. д. Творчество Дешевова получило признание в нашей стране и за рубежом. Знаменитый Дариюс Мийо, ознакомившись с его сочинениями в 1926 году, заявил: «...на меня сильнейшее впечатление произвел в Ленинграде молодой Дешевов. Это — настоящая гениальность, совершенно чуждый академизму подход к искусству». Новаторские произведения композитора не утратили значения и поныне: так, опера «Лед и сталь» в 2008 году была поставлена Цюрихским оперным театром и передавалась по радио.
В. М. Дешевов родился в Петербурге 30 января (11 февраля) 1889 года. Интерес к музыке начал у него формироваться в семье, которая проживала в Царском Селе, близ Петербурга. Отец, горный инженер, был меломаном, мать увлекалась пением, а бабушка-пианистка дала внуку превосходное музыкальное образование. Юношей Дешевов серьезно занимается фортепиано и регулярно посещает симфонические концерты. В 1908 году после поездки на Вагнеровский оперный фестиваль в Байройт он решает посвятить себя музыке и поступает в Петербургскую консерваторию. В консерваторские годы (1908-1914) Дешевов учится композиции у А. Лядова, М. Штейнберга и Л. Николаева. Наряду с этим успешно занимается по классу специального фортепиано у того же Николаева и под его руководством создает свои первые фортепианные сочинения, в том числе Прелюдию D-dur, Этюд и Марш (op. 1), а также Первую сонату. С начала и до конца Первой мировой войны Дешевов на фронте. После демобилизации он увлечен культурно-просветительской и музыкально-педагогической работой на юге России: в Елизаветграде налаживает концертную жизнь и реорганизует музыкальное училище, в Севастополе основывает первую в России народную консерваторию (1920). Композитор в расцвете сил, начинается новый, зрелый период его творчества. Замыслы приобретают большую значительность и глубину, стиль обогащается достижениями современной музыки, становится самостоятельнее и ярче. В Севастополе возникают фортепианный цикл «Медитации» (1920-1922) и Вторая соната (1921). В 1922 году Дешевов возвращается в Петроград. Здесь он создает фортепианные сочинения крупной формы — Скерцо (1922) и Балладу (1923). Вместе с «Медитациями» и Второй сонатой они представляют собой значительный вклад в русскую фортепианную музыку. Затем композитор обращается к темам революции, гражданской войны, индустриального производства и самобытно воплощает их в балете, опере и оперетте. В 1930-х годах начинается работа Дешевова в драматических и кукольных театрах Ленинграда, в кино и на радио, ставшая для него главной сферой деятельности. Он пишет музыку более чем к 170 театральным постановкам, к радиоспектаклям и к кинофильмам, работает музыкальным руководителем и дирижером в Красном и Большом драматическом театрах. Особую известность получила его музыка к спектаклю «Рельсы» — нашумевшей постановке Красного театра по роману французского писателя Пьера Ампа (1926). На этой основе Дешевов создал фортепианную пьесу «Рельсы» — один из символов русского музыкального авангарда, яркий образец урбанизма, столь характерного для искусства 20-х годов. К тому же направлению относится пьеса «Завод» — фортепианная обработка фрагмента оперы «Лед и сталь», сделанная выдающимся пианистом А. Каменским. В 30-х годах Дешевов пишет концертный Этюд для фортепиано (1934), а также вокальные произведения — романсы, песни для детей, цикл «Лицейские годы А. С. Пушкина» (1938), балет «Бэла» по Лермонтову, поставленный в июне 1941 года в Театре имени Кирова (ныне Мариинском). В годы Великой Отечественной войны Дешевов, несмотря на голод, серьезную болезнь сердца и тяжелые травмы, полученные при артиллерийском обстреле, героически трудится в блокадном Ленинграде, создавая музыку к патриотическим радиопостановкам, театральным спектаклям, выступлениям фронтовых концертных бригад. С этих пор патриотическая тема становится одной из ведущих в его творчестве. После войны композитор пишет симфоническую поэму «Русская сказка» (1947), увертюру «Памятники военной славы русского народа» (1947), вокальный цикл «Русский деревенский пейзаж» на стихи Есенина (1948), балет «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» по сказке Пушкина (1949, на основе сочинений Лядова). В этих произведениях проявляется неразрывная связь его музыки с творчеством русских классиков. Последнее его сочинение — симфоническая поэма «Ленинград», посвященная 250-летию города, — впервые прозвучало в Большом зале Ленинградской филармонии в 1953 году и было высоко оценено публикой и прессой. В. М. Дешевов скончался 27 октября 1955 года. Фортепианные произведения — весьма значительный пласт наследия Дешевова. Им свойственны яркая театральность и хореографическая пластичность образов, лаконичность выражения; они отличаются красочной звуковой палитрой, мастерски отделанной фактурой, пианистичностью изложения. Многогранно их содержание: от лирико-драматических переживаний, зарисовок природы и сказочных картин до гротеска и сарказма. В воплощении этих образов используются средства различных музыкальных стилей — барокко, романтизма, импрессионизма, экспрессионизма. К сожалению, в наши дни фортепианное творчество Дешевова почти забыто: его сочинения либо давно не переиздавались, либо оставались в рукописях...
(М. Кириллова)
ФОРТЕПИАННЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ
Сонатное аллегро, ор. 2 (1920/1954) является переработкой одночастной Первой фортепианной сонаты (1911), написанной В. М. Дешевовым еще в студенческие годы,— отсюда номер опуса и стилистические особенности этого сочинения. Впервые оно было опубликовано в сборнике: Фортепианные пьесы советских композиторов / под ред. К. С. Сорокина. — М.: Музыка, 1964. — II курс, вып. 6. — С. 18-25. — (Пед. репертуар муз. училищ).
Медитации, ор. 3 (1920-1922),— цикл миниатюр, опубликованный Музыкальным сектором Государственного издательства в 1926 году, переизданный на правах рукописи Музыкальным фондом СССР в 1974 году, а позднее включенный в сборник: Советская фортепианная миниатюра 20-х — начала 30-х годов / ред.-сост. Н. Копчевский. — М.: Советский композитор, 1989. — Вып. 1. С. 33-43
Этюд, op. 1, № 1 (1913/1955) возник в консерваторские годы как Этюд es-moll. В 20-х годах переработан (вероятно, в связи с подготовкой к изданию) Л. В. Николаевым, который местами изменил фактуру, добавил варианты исполнения и сочинил новую коду на материале средней части. Эта редакция, рукопись которой находится в ОР РНБ (ф. 1058, on. 1, ед. хр. 19), была опубликована в 1929 году издательством «Тритон» и позднее переиздана в сборнике: Избранные этюды и пьесы советских композиторов : для фортепиано. — М.: Музгиз, 1952. — Вып. 2. С. 3-11. В 1955 году автор транспонировал «николаевскую» коду в Ges-dur (автограф — в ЦГАЛИ СПб., ф. 104, on. 1, д. 128, л. 6) и соответственно изменил обозначение тональности Этюда, который и был напечатан в такой версии в издании: Дешевов В. Два этюда. — Л.: Музгиз, 1958. — С. 2-8.
Этюд, без номера опуса (1934)
Этюд, ор. 45 (1943) впервые опубликован в издании: Дешевов В. Два этюда. — Л.: Музгиз, 1958. — С. 9-11.
===============
Соната № 2, op. 5 (1921)
Скерцо, соч. 6 (1922), в первоначальной версии было опубликовано в 1928 году Музыкальным сектором Государственного издательства, а в 1975-м переиздано на правах рукописи Музыкальным фондом СССР. В 1954 году композитор создал вторую редакцию пьесы, опубликованную (с некоторыми неточностями) в сборнике: Фортепианные пьесы советских композиторов / под ред. К. Сорокина. М.: Музыка, 1964. IV курс : вып. 7. С. 3-12. (Пед. репертуар муз. училищ). Баллада, соч. 7 (1923), в 1927 году опубликована Музыкальным сектором Государственного издательства, а в 1974-м переиздана на правах рукописи Музыкальным фондом СССР (тиражом всего в 15 экземпляров) с незначительными изменениями, которые, по-видимому, были внесены самим автором, в последние годы жизни пересмотревшим ряд своих фортепианных сочинений.
Завод. Фрагмент из оперы «Лед и сталь», соч. 24 (1930). Свободная обработка А. Каменского основана на оркестровом вступлении ко II акту оперы. ===============
Дешевов В. Пьесы для фортепиано
Прелюдия, без номера опуса (1910). Это самое раннее из сохранившихся сочинений Дешевова.
Марш, без номера опуса (1928). Это небольшая пьеса в жанре, столь популярном в советской музыке 1920-30-х годов и характерном для творчества ее автора. Балерина, без номера опуса (1938),— вариация-pizzicato Золотой рыбки из неоконченного балета «Сказка о рыбаке и рыбке» по Пушкину.
Балетный танец, ор. 40 (1938),— также фрагмент «Сказки о рыбаке и рыбке» (Танец четырех чаек).
Патриотические этюды, без номера опуса (1944),— пятичастный цикл, созданный Дешевовым на основе его музыки к научно-популярному фильму «Архитектура Ленинграда» (1939). - Пьеса «Монплезир» (№ 2) посвящена дворцу в Петергофе,— изящная зарисовка придворной жизни в ритме старинного менуэта. - Пьеса «Петергофские фонтаны» (№ 3) живописует игру воды, бьющей в каскадах знаменитого архитектурного ансамбля.
Стигматы Св. Франциска Ассизского, без номера опуса (1911),— одно из ранних сочинений Дешевова.
Марш, ор. 1,№ 2 (1914/1918) с посвящением "Сереже Прокофьеву", в 1928 году был напечатан Музыкальным сектором Государственного издательства; позднее переиздан отдельно (М. : Музгиз, 1935) и в сборнике: Фортепианные пьесы советских композиторов / под ред. К. С. Сорокина. — М. : Музыка, 1964. — III курс, вып. 6. С. 6-12. — (Пед. репертуар муз. училищ).
Из дневника, ор. 17 (1927),— пьеса, написанная как дань дружбе с Дариюсом Мийо.
Рельсы, ор. 16 (1926),— авторская фортепианная транскрипция фрагмента оркестровой музыки к одноименному спектаклю (сцена крушения поезда) в постановке Красного театра (Ленинград, 1926). Пьеса издавалась отдельно (Л. : Тритон, 1926) и в сборнике: Северный альманах : Пять пьес для фортепиано П. Рязанова, Ю. Тюлина, В. Дешевова, Г. Попова и В. Щербачева. — Л. : Тритон, [1927]. — С. 7-9.
=============== ВОКАЛЬНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ (в ряд оригинальных текстов поэтов композитором были внесены некоторые изменения!)
Четыре песни для детей op. 27 на слова К. Чуковского (1934)
1. В лесу У канавки Две козявки Продают ежам булавки. А ежи-то хохотать! Всё не могут перестать:
«Эй вы, глупые козявки! Нам не надобны булавки: Мы булавками сами утыканы».
2. Храбрецы
Наши-то портные
Храбрые какие:
"Не боимся мы зверей,
Ни волков, ни медведей!"
А как вышли за калитку
Да увидели улитку -
Испугалися,
Разбежалися! Вот они какие,
Храбрые портные!
3. Котауси и Мауси
Жила-была мышка Мауси И вдруг увидала Котауси. У Котауси злые глазауси И злые-презлые зубауси.
Подбежала Котауси к Мауси И замахала хвостауси: «Ах, Мауси, Мауси, Мауси, Подойди ко мне, милая Мауси! Я спою тебе песенку, Мауси, Чудесную песенку, Мауси!»
Но ответила умная Мауси: «Ты меня не обманешь, Котауси! Вижу злые твои глазауси И злые-презлые зубауси!» Так ответила умная Мауси — И скорее бегом от Котауси.
4. Черепаха
На камне лягухи сидели, На муху лягухи глядели.
Вдруг на ноги камень вскочил
И за ноги их ухватил.
И они закричали от страха:
"Это - ЧЕ!
Это - РЕ!
Это - ПАХА!
Это - ЧЕЧЕРЕ!
ПАПА!
ПАПАХА!"
================
Романсы op. 28 (1934) на стихи Пушкина и Юрия Владимирова
Глухой глухого звал к суду судьи глухого, Глухой кричал: «Моя им сведена корова».— «Помилуй,— возопил глухой тому в ответ,— Сей пустошью владел еще покойный дед». Судья решил: «Почто ж идти вам брат на брата, Не тот и не другой, а девка виновата».
Жили-были три чудака.
Я им дал три пятака: Один пятак — на кушак, один пятак — на колпак, один пятак — так!
По пути на базар чудаки Перепутали все пятаки, Который пятак — на кушак, Который пятак — на колпак, Который пятак — так!
И вернулись домой чудаки, Принесли все свои пятаки. — Дело в том, что случилась беда! Мы не знаем, который куда: Который пятак — на кушак, Который пятак — на колпак, А который пятак — так!
=================
Лицейские годы op. 35 - 7 стихотворений Пушкина (1936)
1. Воспоминаньями смущенный 2. В те дни, когда в садах лицея 3. Воспоминание ("Помнишь ли, мой брат по чаше...") 4. Муза ("В младенчестве моем...") 5. Товарищам ("Промчались годы заточенья...") 6. Разлука ("В последний раз, в сени уединенья...") 7. Завещание ("Друзья, простите! Завещаю...") ================= Романсы op. 31 - Две песни Лауры. Ночной зефир (1936)
Рельсы op. 16 (изд. Тритон, 1931) Марш МЮД'а на темы пионерских песен
МЮД - это Международный юношеский день, т. е. международный праздник молодёжи, проводившийся в 1915—1945 годах.
Установлен решением Бернской международной социалистической конференции
молодёжи на Пасху в апреле 1915 года в целях мобилизации молодёжи на
борьбу за мир, против империалистической войны. Впервые был проведён 3 октября 1915 в Швейцарии, Нидерландах, США, Италии, Румынии и ряде других стран.
Правда, какие там песни во мн. ч., я не углядел. Вроде имеется всего одна, и не сказать, что пионерская - "Вперед, заре навстречу" ("Молодая гвардия")
В сети имеется исполнение некоторых из этих произведений. На YouTube, к примеру. На классик-онлайн. Есть и то, чего здесь нет: опера "Лед и сталь", "Экзотическая сюита", "Японская музыка".
Вот досада, так досада... (Но семья похоже рада!) не мастак по нотам петь... (А могли бы потерпеть!) И к роялю не ходок я... (Кот его облюбовал!)
Может кто из вас исполнит? Я б тому конфетку дал!
СПАСИБО!
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".