Эта книга - первая
попытка проследить историю готических, псевдо- и неоготических
направлений в европейской музыке от Средневековья до наших дней.
Предлагается взглянуть на некоторые репертуарные произведения под новым
углом, основное же внимание уделяется огромному пласту сочинений, хотя и
малоизвестных, однако весьма любопытных. Несмотря на присутствие
нотного приложения, книга адресована не только музыкантам.
Введение. НАСТОЯЩАЯ ГОТИЧЕСКАЯ МУЗЫКА
Глава 1. ОПЕРА УЖАСОВ И СПАСЕНИЯ, или ГОТИКА ВЕКА ПРОСВЕЩЕНИЯ
Замок Горация Уолпола - Статуи выходят на сцену - Варварство седых контрапунктистов - «Готическая, или мозарабская месса» - Пейзанские пляски в окрестностях Удольфского замка - Ужасы для «третьего сословия» - Отважный менестрель - Ключ от тайной комнаты - Дети подземелья - Гений России спасает Францию - Пароль: «Фиделио»
Глава 2. ЗАМКИ И ПРИЗРАКИ ШОТЛАНДИИ
Певец могил - Наполеон и Суворов - Эхо Оссиана: русский след - Танцевал ли Онегин экосезы? - Под сенью аббатства Мелроуз - Хвост кометы - 1815: Две «Елизаветы» и одна «Эмма» - 1825: Призрак бродит по Европе - 1835: Героиня сходит с ума
Глава 3. ХИМЕРЫ МРАКА, или ДЬЯВОЛЬСКАЯ РОМАНТИКА
Модные злодеи - Немецкий вампир и чернокнижник из Галиции - Метафизика баллады - Цыгане-романтики - Дьявол в роли любящего отца - Карьера первого Сусанина - Монстр французской драматургии - «Ненавижу гробы!» - Химеры и гаргулии
Глава 4. ПОРА СОБОРОВ
Дворец фей - Рыцарская романтика - Вагнер и его тамплиеры - Миф о Германии-прародительнице - Идеальный собор - La preghiera - Вездесущие пилигримы - Мнение Гоголя - Орган и органисты - Пора соборов - Историзм, эклектика и постмодернизм - Каждому своя готика Приложение. ТРИО ИЗОРЫ, ВЕРЖИ И РАУЛЯ ИЗ ОПЕРЫ АНДРЕ ГРЕТРИ «РАУЛЬ СИНЯЯ БОРОДА»
====================== ... И все же не слишком ли много любования «предрассудками вековыми?» На нынешний вкус, многовато, но ведь «Ламмермурская невеста» сочинялась во времена, когда «мрачное» было синонимом «романтического»! ... Если в романе безумию Лючии отдана от силы лишь последняя четверть повествования, то действие оперы практически сконцентрировано на этой теме, впервые звучащей уже в начале второго акта, после отъезда Эдгара, от которого с тех пор нет известий. В либретто сказано: «Входит Лючия и останавливается на пороге. Бледность ее лица, блуждающий взгляд - все показывает в ней страдание и даже первые признаки умопомешательства». Современное ухо может без подсказок актерской игры и не заметить в музыке этой сцены никаких «признаков умопомешательства». Рваный, синкопированный ритм струнных и жалобный тембр гобоя ясно говорят о страдании и неуверенности. Но если знать подробности происходящего на сцене, то за «блуждающей» мелодией гобоя проступит и взгляд полубезумной девушки. А следом, возможно, явится ассоциация с репликой Германа в сцене бала из «Пиковой дамы»: «Проклятье!.. Эта мысль меня с ума сведет!», - благодаря сходству оркестровой фактуры и общей тональности си минор (тональности «эпиграфа» «Лючии» и оркестровой интродукции к «Пиковой даме» - в XIX веке, в условиях неравномерной темперации еще не нужно было иметь абсолютный слух, чтобы различать окраску различных тональностей). Кульминация всей оперы, затмевающая даже предсмертную арию Эдгара в начале следующей картины - сцена сумасшествия: «Лючия вся в белом; лицо ее, бледное как смерть, делает ее похожей больше на привидение, чем на живое существо. Взгляд ее неподвижен, движения судорожны, странная улыбка показывает не только безумие, но близость смерти». Лючия то обращается к отсутствующему Эдгару и мертвому Артуру, то на пороге смерти ей слышится «небесная гармония». Внезапные колебания ее состояния сопровождаются неожиданными болезненными переходами оркестра из мажора в минор. Обычно в этой арии солирует флейта, но в оригинале подразумевается призрачный тембр редчайшего, в наше время почти недоступного инструмента - стеклянной гармоники. Гениальная сцена сумасшествия Лючии впоследствии отозвалась во многих аналогичных сценах, но всего поразительнее сходство ее с финалом «Царской невесты» Римского-Корсакова (1898), где Марфа обращается к Грязному, называя его именем погибшего жениха. Этому есть только одно объяснение: хотя название оперы «Царская невеста» ни в коей мере не созвучно названию оперы Доницетти «Лючия ди Ламмермур», название драмы Льва Александровича Мея «Царская невеста» (1849) созвучно названию романа Вальтера Скотта.
"... Целый ряд опер Гретри был показан в России еще в конце XVIII века, и многие в буквальном смысле «пришлись ко двору»: любимую левретку Екатерины II звали Земирой, в честь «Земиры и Азора» Гретри и Мармонтеля (сюжет идентичен сказкам «Красавица и чудовище» - «Аленький цветочек»). При Екатерине и Павле французские, русские (казенные и крепостные), немецкие и даже английские труппы играли много десятков французских комических опер, выбирая сентиментальные и сказочные, иногда слегка скабрезные (бешеную популярность приобрели «Два охотника и молочница» Эджидио Дуни). Из опер спасения шел, пожалуй, только «Дезертир» Монсиньи, и то в основательно смягченном виде, по принципу «склонения на русские нравы». Готическая оперная мода к нам в XVIII столетии еще не добралась. То ли наивны были наши предки, то ли благонамеренны, а скорее всего, дело в том, что искусство западнической направленности было тогда тесно приближенным ко двору, следовательно, «неформальным» направлениям вход был воспрещен. При Александре I все изменилось, и наши соотечественники уже с восторгом одобряли убийство тирана Рауля, причем чем дальше, тем горячее. «Ричарда Львиное Сердце» возобновили в 1815 году, в честь реставрации Бурбонов, но он быстро сошел со сцены, а «Рауля» продолжали обожать. По мотивам оперы в России были поставлены балеты «Рауль Синяя Борода, или Наказанное любопытство» и «Рауль Синяя Борода, или Таинственный кабинет», последний возобновлялся аж в 1840 году, в разгар эпохи романтизма. Сейчас опера забыта основательно и повсеместно. На момент, когда я пишу эту книгу, постановок и записей не осуществляется, невзирая на доступность партитуры. ..."
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".