МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ И ГОЛОС В КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОМ КОНТЕКСТЕ (по материалам трактатов и других документов)
В. В. Березин. Статуты и правила менетрье города Парижа. 1321-1773 В. П. Качмарчик. Об исполнительской эстетике И. И. Кванца Л. В. Раков. К вопросу о генеалогии контрабаса A. М. Меркулов. Каденция солиста в XVIII — начале XIX века: теория и практика (часть вторая) IV. Импровизационность и другие свойства каденции V. Каденции-ферматы МУЗЫКАЛЬНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ: ОПЫТ ИНТЕРПРЕТАЦИИ
B. О. Рабей. Пятый скрипичный концерт В. А. Моцарта. Некоторые стилистические аспекты интерпретации Е. И. Максимов. Тридцать две вариации c-moll Бетховена: особенности драматургии
У ИСТОКОВ РОМАНТИЗМА. МУЗЫКАЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ ОЧЕРКИ
C. В. Грохотов. Иоганн Непомук Гуммель — композитор, пианист, педагог - Жизненный путь И. Н. Гуммеля - Фортепианное и камерное творчество Гуммеля - И. Н. Гуммель - пианист - И. Н. Гуммель - педагог
Н. А. Шохирева. Исполнительские и педагогические принципы Фридриха Вика Н. П. Толстых. Д. Штейбельт и Дж. Фильд в России: притяжение — противостояние В. П. Чинаев. Искусство ограничения — искусство безграничного: смена культурных парадигм в зеркале современной отечественной мысли (часть вторая) V. Эпоха перехода под знаком «коперниканского поворота» - В поисках «новой общезначимой объективности» - «Конец риторики», или «"Склероз" позднего классицизма» - В преддверии романтизма: «темные представления» и «иной мир» VI. «Головокружительное инобытие» - Романтический универсум: из «самых глубин субъективности» к «расширяющейся безмерности космоса» - «Открытая форма» и метафоры безмерности: изменчивое, текучее, дальнее - Вне границ: «произвол поэта» и «чутье к хаосу» (вместо заключения)
Приложение. Исторические материалы
К. Черни. Воспоминания из моей жизни (перевод и примечания Н. Б. Кашкадамовой) - Первый период, от моего рождения до пятнадцати лет - Второй период, с 1806 по 1818 год, или от моих пятнадцати до двадцати семи лет - Третий период, с 1818 года до наших дней (1842) Вальтер Кольнедер. Послесловие
Ф. Вик. Фортепиано и пение (избранные главы) (перевод и примечания Н. А. Шохиревой) - Глава 6. О педали - Глава 7. "Чувство сдвига" (левая педаль) - Глава 15. Вокальные и фортепианные безобразия. Вечер у банкира Гольда
============ СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ
Березин Валерий Владимирович — доктор искусствоведения, профессор Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского. Грохотов Сергей Владимирович — кандидат искусствоведения, профессор Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского. Качмарчик Владимир Петрович — доктор искусствоведения, профессор Донецкой государственной музыкальной академии имени С. С. Прокофьева. Кашкадамова Наталья Борисовна — кандидат искусствоведения, профессор Львовской государственной музыкальной Академии имени Н. В. Лысенко. Максимов Евгений Иванович — кандидат искусствоведения, доцент Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского. Меркулов Александр Михайлович — кандидат искусствоведения, профессор Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского. Рабей Владимир Осипович (1922-2009) — доктор искусствоведения, профессор Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского. Раков Лев Владимирович — кандидат искусствоведения, профессор Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского. Толстых Нонна Павловна — кандидат искусствоведения, доцент Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского. Чинаев Владимир Петрович — доктор искусствоведения, профессор, заведующий кафедрой истории и теории исполнительского искусства Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского. Шохирева Наталья Андреевна — кандидат искусствоведения, преподаватель Академического музыкального колледжа при Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского.
Несколько меланхолично, но без всякой патетики оборвал Черни за пятнадцать лет до смерти свои воспоминания. Он рассказал много интересных подробностей, но из-за чрезмерной скромности о многом также и умолчал. О том, что его фортепианные упражнения и этюды, которые и сегодня являются лучшей, незаменимой подготовкой к классической фортепианной музыке, уже тогда пользовались все возрастающей популярностью и уважением (например, «Школа беглости» ор. 299); или о том, что изданием фортепианных произведений Баха и Скарлатти он внес существенный вклад в дело пропаганды этих мастеров. Он не упомянул также своего перевода пятитомного учения о композиции Антонина Рейхи, изданного в 1834 году у Шотта, и маленьких работ о генерал-басе и гармонии, а также ничего о произведении, основополагающем для интерпретации Бетховена — «Искусство исполнения старых и новых фортепианных произведений», которое было опубликовано в том же году, когда он закончил свои воспоминания. Черни издал не менее 861 опуса, причем один опус часто состоит из 50 и более пьес. Полное собрание включает более 2000 произведений, не считая обработок, фортепианных переложений и т. п. Но при столь непостижимом трудолюбии более всего удивляет качество композиций, созданных им в юности. В сочинениях примерно от Первой фортепианной сонаты ор. 7 до Токкаты ор. 92 неожиданно встречаются черты вполне самостоятельного раннеромантического мироощущения, а также монотематические музыкальные конструкции и включения фуги в классическую сонатную форму. Когда несколько лет тому назад венский пианист Ганс Канн решился ввести в свою концертную программу произведения композитора, чье имя ассоциируется со штампом «этюды Черни», слушатели были поражены качеством музыки. Тогда стали понятны слова Стравинского (из «Хроники моей жизни»): «Я всегда ценил в Черни полноценного музыканта выше, чем выдающегося педагога». После первого периода творчества, когда Черни вдохновляли юношеские впечатления от общения с Бетховеном, будучи робким в жизненных вопросах, как все холостяки, он стал все больше отстраняться от общества; одновременно иссякал источник его изобретательности. Преобладающая часть его поздних произведений — это исключительно рутина. Пчелиное трудолюбие Черни в сочетании с заимствованным у Бетховена методом работы, его творческий стиль, полностью соответствующий вкусам эпохи, а также высокое качество его широко популярных пособий дали ему возможность со временем стать зажиточным человеком. В завещании он сам определил, что его наличное состояние составляет примерно 100000 гульденов. Разделив на равные части, Черни оставил их Обществу друзей музыки, Союзу поддержки нуждающихся музыкантов, Институту глухонемых и монастырям Милосердных сестер и братьев в Вене. Сюда следует добавить библиотеку, насчитывавшую примерно 3000 томов, два фортепиано фирмы Бёзендорфера и многочисленные музыкальные редкости, в том числе автограф Скрипичного концерта Бетховена. Характер этого человека, высоко ценимого в музыкальном обществе Вены также за его честность, раскрывается в начале его завещания. После перечисления имущества Черни пишет: «Всем этим я распоряжаюсь следующим образом: душу мою я поручаю милосердию всемогущего Творца, а мое тело должно быть похоронено в могиле, просто, но прилично, по христианскому католическому обычаю»
Деятельность видного немецкого педагога XIX века Фридриха Вика стала одним из самобытных явлений в музыкальной культуре прошлого. Имя Вика хорошо знакомо музыкальному миру. Оно часто встречается в литературе, посвященной Роберту Шуману, — популярной, научной, учебно-методической. Как правило, акцент ставится на том, что Фридрих Вик был педагогом-тираном и жестоким отцом, мешавшим счастью дочери с Робертом Шуманом. В XX веке на полки книжных магазинов хлынула настоящая волна романов «о Роберте и Кларе», появился и кинофильм «Весенняя симфония» (ФРГ, 1983). Исторические персонажи на страницах популярных изданий выглядят как ходячие стереотипы. Вик предстает в них отрицательным героем с головы до ног. Он изображается прагматичным и корыстолюбивым, бессердечным и упрямым. «Отвратительным папашей» назвал Вика С. Т. Рихтер после просмотра кинофильма «Весенняя симфония». Негативная характеристика несправедливо распространяется и на Вика-музыканта. А ведь его во многих отношениях новые взгляды на музыку, на преподавание игры на фортепиано и вокала высоко ценились в профессиональных кругах. Знаменитые виртуозы и композиторы первой трети XIX века почитали за честь отдавать своих детей учиться именно к Фридриху Вику. Влияние его как педагога в середине XIX века было очень заметным — прежде всего, в Германии, а также в других европейских странах (особенно в Англии) и даже в Америке. Благодаря изданиям книги Вика «Фортепиано и пение» (1853) в 70-х годах XIX века в Лондоне и Бостоне и ее большой популярности в англоязычных странах, метод Вика послужил базой и стимулом для создания там фортепианных методик. Думается, неординарный облик выдающегося педагога, талантливого литератора, успешного коммерсанта, человека с трудной, интересной судьбой, безусловно, заслуживает внимания. ...
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".