Дебора Пантофель-Нечецкая (сопрано)
Легендарная советская
певица. Солистка Большого театра, Заслуженная артистка РСФСР, лауреат
Государственной премии, награждена Орденом Знак Почета за заслуги в области
искусства.
Выпускница первых лет вокального отделения Омского
музыкального училища принимается вне конкурса в Ленинградскую государственную
консерваторию. В 1939г. Дебора принимает участие в 1 Всесоюзном конкурсе
артистов эстрады. В жюри Дунаевский, Утёсов, Русланова, имена конкурсантов тоже
впечатляют: Райкин, Шульженко, Мария Миронова. Но победу присудили неизвестной
в Москве певице. Дунаевский назвал её «Соловьём» и все члены жюри согласились с
ним. Впервые страна услышала «Сибирского соловья». Позднее восхищенный Р.М.Глиэр
посвятил Пантофель-Нечецкой свой знаменитый «Концерт для колоратурного сопрано
с оркестром».
За время своей работы
педагогом Пантофель-Нечецкая подготовила немало первоклассных вокалисток,
которые сегодня поют на оперных и концертных сценах России. Был у Деборы
Яковлевны и один ученик – тенор, ставший популярным эстрадным певцом – Бедрос
Киркоров.
1938 год. На самом
взлете успеха Дебору Яковлевну постигает страшное горе - умирает любимый муж,
который буквально "носил ее на руках", полностью посвятив ей и ее
творчеству свою жизнь, взявший на себя все заботы по содержанию семьи и
воспитанию сына. Этот удар чуть было не сломил артистку - она неимоверно тяжело
переживала утрату.
В 1939 году ее, еще не успевшую придти в себя от беды,
направляют в Москву для участия в Первом Всесоюзном конкурсе артистов эстрады.
Она не хотела ехать. Слишком велика была боль утраты. Однако родные, близкие,
товарищи по работе в театре настояли на ее поездке. И до начала конкурса, и во
время его у Деборы Яковлевны, да и у некоторых членов жюри возникали сомнения в
правомочности участия в состязаниях артистов эстрады оперной певицы со строгим
классическим репертуаром. Однако необоснованность этих сомнений определялась
тем, что эстрадные концерты того времени для самых широких масс зрителей имели
очень большой спектр жанров.
Рядом с чисто эстрадными номерами: скетчами, куплетами,
фокусами, популярными народными песнями и плясками, остросюжетным конферансом с
огромным успехом проходили выступления блестящих пианистов,
виртуозов-скрипачей, певцов, исполнявших романсы, арии из опер и оперетт,
драматических артистов, чтецов, артистов классического балета. Этот конкурс (в
жюри под председательством И.Дунаевского, входили Г.Уланова, Л. Утесов,
И.Яунзем, Л.Русланова, Н.Смирнов-Сокольский, М.Гаркави) дал стране много ярких
имен, в том числе Аркадия Райкина, Клавдию Шульженко, Марию Миронову, Рину
Зеленую.
Пантофель-Нечецкая стала Лауреатом этого замечательного
конкурса, получив Первую премию. Окрыленная успехом, она возвращается в
Свердловск, но скоро снова вызывается в Москву для участия в торжественном
концерте в Колонном зале Дома Союзов, посвященном участникам экспедиции на
ледоколе "Георгий Седов". Концерт, в котором выступали самые
известные артисты и музыкальные коллективы страны, транслировался по
Всесоюзному радио, и Дебору Яовлевну, спевшую романс Алябьева "Соловей",
в одночасье услышала и узнала вся страна. Кристально чистый голос, мягкая
женственность и нежность интонации, виртуозная техника и глубина чувств
заворожили публику. Приходит известность, а вместе с ней огромное количество
концертов, спектаклей. Пантофель-Нечецкая становится одной из самых любимых и
популярных певиц того времени.
В 1940 году на Ленфильме
снимается музыкальный фильм "Антон Иванович сердится" с
замечательными артистами П.Кадочниковым, С.Мартинсоном, Л.Целиковской. Музыку к
фильму написал композитор Кабалевский. Все, что в фильме должна была петь
героиня Симочка (играла ее Л.Целиковская), исполняла за кадром
Пантофель-Нечецкая. Думается, что этот фильм, до сих пор любимый широкой
публикой, во многом обязан своей популярностью очень удачному сочетанию,
слиянию солнечного образа Целиковской и светлого тембра голоса Пантофель-Нечецкой.
В годы Великой
Отечественной войны несколько сезонов пела в спектаклях филиала Большого театра
СССР в Москве. Одновременно выступала с концертной бригадой на фронте.
В 1945 г. Пантофель-Нечецкой присвоено звание заслуженной
артистки РСФСР. В 1946 г. присуждена Государственная премия СССР за
концертно-исполнительскую деятельность.
Пантофель-Нечецкая обладала голосом исключительной красоты и
тонким художественным вкусом, ее исполнение отличалось блеском и виртуозностью.
Репертуар певицы насчитывал более тысячи произведений русских, советских и
западноевропейских композиторов, народных песен разных стран.
Г. Бояджиев: «Силой своего лирического
дарования певица заставляет слушателей узнавать в ее пении голос собственных
чувств. Вот ее голос пронесся по залу в чистых трелях и кажется, что у тебя
самого поет душа, и с изумительной силой начинает бить источник энергии, веры,
счастья».
Умерла Дебора Пантофель-Нечецкая 16 февраля 1998.
01. Ария Джильды («Риголетто», 1 д. - Дж. Верди);
02. Ария Царицы ночи («Волшебная флейта», 2 д. - В.
А. Моцарт);
03. Полонез Филины («Миньон», 2 д. - А. Тома);
04. Песня Сольвейг из музыки к драме Г. Ибсена «Пер
Гюнт», соч. 23 № 11 (Э. Григ);
05. Вальс (Л. Ардити);
06. Соловей (А. Алябьев);
07. Песня эльфа из музыки к комедии В. Шекспира
«Сон в летнюю ночь» (Г. Кук, обр. А. Полонского);
08. Крылатая подружка (Ю. Бенедикт);
09. Ария Виолетты («Травиата», 3 д. - Дж. Верди);
10. Соловей, вокализ (К. Сен-Санс);
11. Сказки Венского леса, вальс, соч, 325 (И.
Штраус);
12. Весенний вальс из «/ф «Антон Иванович сердится»
(Д. Кабалевский).
Партия ф-но - Борис Абрамович (1, 3, 4), Михаил Брохес (2, 5, 9), Софья
Давыдова (10, 11); орк. Большого театра СССР / Ю. Файер (7), симф. орк. Московской
гос. филармонии / C. Сахаров (8), орк. Госкино СССР (12).
Записи из концертных залов, 1952 г. (1-6); записи 1940-х гг. (7 - 12)
Формат FLAC
Ссылка https://cloud.mail.ru/public/3xHe/VsqQVLfcn
|