Приветствуем Вас, Гость.
Текущая дата: Пятница, 22 Ноября 24, 07:12
Главная страница » 2020»Январь»26 » Любителям винила! Поклонникам великого Николая Гедды! Р. Шуман: РАЙ и ПЕРИ, соч. 50. Дюссельдорф, дирижёр Хенрик Чиж.
Любителям винила! Поклонникам великого Николая Гедды! Р. Шуман: РАЙ и ПЕРИ, соч. 50. Дюссельдорф, дирижёр Хенрик Чиж.
ROBERT SCHUMANN 1810-1856 DAS PARADIES UND DIE PERI OP. 50 PARADISE AND THИ PERI OP. 50
Oratorium für Solostimmen, Chor und Orchester Oratorio for soloists, choir and orchestra Dichtung aus „Lalla Rookh” von Thomas Moore Poem from „Lalla Rookh” by Thomas Moore Deutsche Übersetzung von / German Translation by Emil Flechsig und Robert Schumann PERI EDDA MOSER Sopran / Soprano JUNGFRAU / SOLO-SOPRAN THE MAIDEN / SOLO SOPRANO REGINA MARHEINEKE Sopran / Soprano ENGEL / ALT-SOLO / SOLO-ALT / MEZZOSOPRAN-SOLO THИ ANGEL / ALTO SOLO / SOLO ALTO / MEZZO-SOPRANO SOLO BRIGITTE FASSBAENDER Mezzosopran / Mezzo-Soprano TENOR-SOLO TENOR SOLO NICOLAI GEDDA Tenor JÜNGLING / SOLO-TENOR THE YOUTH / SOLO TENOR ALVA TRIPP Tenor GAZNA / DER MANN / BARITON-SOLO / BASS-SOLO / SOLO-BASS GAZNA / THE MAN / BARITONE SOLO / BASS SOLO / SOLO BASS GÜNTER WEWEL Baß / Bass CHOR DES STÄDTISCHEN MUSIKVEREINS e.V. DÜSSELDORF CHOIR THE STÄDTISCHE MUSIKVEREIN e.V. DÜSSELDORF Einstudierung / Chorus master CHORDIREKTOR HARTMUT SCHMIDT DÜSSELDORFER SYMPHONIKER DÜSSELDORF SYMPHONY ORCHESTRA Dirigent / Conductor HENRYK CZYZ
CD1 [55’10] Erster Teil 1. Vor Edens Tor im Morgenpragen (Alt-Solo) 2. Vie glücklich sie wandeln (Peri) 3. Der hehre Engel, der die Pforte (Tenor-Solo) 4. Wo find’ ich sie? Wo blüht, wo liegt die Gabe (Peri) 5. So sann sie nach und schwang die Flügel (Tenor-Solo) 6. Doch seine Ströme sing jetzt rot (Chor) 7. Und einsam steht ein Jüngling noch (Tenor-Solo) 8. Weh, weh, er fehlte das Ziel (Chor) 9. Die Peri sah das Mal der Wunde (Tenor-Solo) Zweiter Teil 10. Die Peri tritt mit scüchterner Gebärde (Tenor-Solo) 11. Ihr erstes Himmelschoffen schwand (Tenor-Solo) 12. Fort streift von hier das Kind der Lüfte (Tenor-Solo) 13. Die Peri weint, von ihrer Träne scheint (Tenor-Solo und Qurtett) 14. Im Waldesgrün am stillen See (Alt-Solo) 15. Verlassener Jüngling, nur das Eine (Mezzosopran-Solo) 16. O laß mich von der Luft durchdringen (Jungfrau) 17. Schlaf’ nun und ruhe in Träumen voll Duft (Peri und Chor)
CD2 [39’38] Erster Teil 1. 18. Schmücket die Stufen zu Allahs Thron (Chor und Houris) 2. 19. Dem Sang von Ferne lauschend, schwingt die Peri (Tenor-Solo) 3. 20. Verstoßen! Verschlossen aufs neu das Goldportal! (Peri) 4. 21. Jetzt sank des Abends goldner Schein (Baß-Solo) 5. 22. Und wie sie niederwärts sich schwing (Tenor-Solo, Quartett) 6. 23. Hinab zu jenem Sonnentempel! (Peri, Tenor-Solo, Mezzosopran-Solo, Tenor-Solo, der Mann) 7. 24. O heil’ge Tränen inniger Reue (Chor und Quartett) 8. 25. Es fällt ein Tropfen aufs Land (Peri) 9. 26. Freud’ ew’ge Freude, mein Werk ist getan (Peri und Chor der Seligen)
Запись с LP, оцифровка, реставрация и сведение. А. Земляной 2004 г.
Гедда по широте репертуара, всеядности, стилистической гибкости.. не имеет себе равных и если близко кто и подступает, то это только Ди-Фи-Ди. Несомненно, что Гедда в этом смысле величайший певец XX века.
Алексей, если не лукавить, то Фи-Ди опережает Гедду в смысле репертуара и всеядности раза в два-три как минимум. И это при том, что они записали кучу музыки вместе. На счет стилистики разговор долгий и неоднозначный.
Кстати, эта запись выходила на CD. Была у меня в комплекте Шумановских хоровых сочинений.
Что касается меня, то я писал с "блинов", лично переданных самим Геддой покойному, к сожалению. почитателю и другу ег - Александра Георгиевича Гурьева. Ди-Фи-Ди НЕ ПЕЛ: Шведских песен 16-17 веков из королевской библиотеки Швеции (циклы), не пел духовной музыки русской, польской, не пел песен Шимановского, Глинки, Чайковского, Черепникна, Гречанинова, Мусоргского, Гурилёва, Булахова, Варламова и проч., народных русских песен, сочинений Пуленка, Шоссона, Форе, Ана, Массне, Дюпарка, Берлиоза, не пел опер Буальдье, Дворжака, Сметаны, опер Берлиоза, Дебюсси, Глинки, Чайковского "Пиковая дама", "Иоланта", Даргомыжского, песен Россини, Беллини, Доницетти, Респиги, Верди, Свенсона, Берглунда, Яначека, Мартину, сочинений Барбера, Бернстайна, сочинений Элгара, Кальмана, Оффенбаха, Планкетта, и бог знает ещё чего, зато ПЕЛ сочинения ВСЕХ (или почти всёх) немецких авторов, которые пел Ди_Фи-ДИ! Так что по широте стилистической и охвату мирового музыкального наследия ему равных нет. Я мог ещё пропустить массу чего-то: всё вот так, с лёту из памяти не вытащишь..
Все, что вы написали справедливо, только есть один нюанс, песен каждого их этих авторов он пел по 2-3 названия, реже до 10, что по сути перекрывается одним только циклом шубертовских Lieder, коих Фи-Ди записал наверное под 500, а далее по всем известному списку авторов камерного вокала от Моцарта до Шостаковича, включая даже такой экзотический репертуар как Лист, Равель, Дебюсси, Пфицнер, О.Шёк итд итп, большинство из которых он пел антологиями, а не отдельными единичными сочинениями как Гедда. В опере и кантатно-ораториальном жанре от Щютца, Скарлатти и Куперена до В.Рима ситуация аналогичная, особенно если учесть сколько Фи-Ди пел музыки 20 века, которую Гедда фактически избегал. Согласитесь, что выучить Хиндемита, Бартока или Раймана с Мессианом это не то же самое, что романс Варламова или шведскую народную песню. К оперетте Фи-Ди, как известно, относился крайне скептически, но все же поучаствовал в записи с Босковски двух штраусовских.
Собственно, меня сам количественный фактор в музыке не слишком волнует, однако нельзя не признать правоту Нейгауза писавшего, что студент знающий 25 сонат Бетховена отличается от студента, который знает 5 его сонат. Так и тут. Гедда спел условно 10 песен Шуберта, а Фи-Ди 500. Вроде как оба пели Шуберта, а на деле есть очень большая разница. И тот факт, что Гедда пел еще и "Вечерний звон" или Камилла де Россильона в этом контексте к его искусству мало что добавляет. Хотя я глубоко убежден, что именно партии в опереттах, пожалуй, лучшее что он записал. Здесь у него просто нет конкурентов. Во всем остальном репертуаре у него соперников немало, от Бьёрлинга до Паваротти, от Ж.Тиля до А.Ванзо, от Р.Шока до Вундерлиха и того же Фи-Ди, это не считая разных теток, которые пели французскую камерную музыку, типа Э.Амелинг или Ж.Мишо.
Он пел и Пфицнера, Массне, Мейербера, Обера и Дебюсси (не только романсы, но и Пеллеаса, пел романсы Гречанинова, песни Бизе, Листа, - это Ди-Фи-Ди даже не снилось, он французским не владел, насколько помню, во всяком случае так, как Гедда: он был полиглот. Легко, идеально (чуть проскальзывал иногда акцент) говорил на всех европейских языках. А пел и на чешском, и на польском и на венгерском!! Поверьте, количество - это ещё не всё. Нельзя сказать, что Дитрих хорошо пел всё из того, что Вы перечислили. Количество того, что он напел - огромное, но стилистически не сильно отличается тот же Лист от французов. Это не так разительно непохоже, как неаполитанские песни и "Отче наш" Чеснокова... Что касается оперетт, как Вы считаете, - лучшее, что он напел. Я так не считаю. Я прямо навскидку перечислю то, что я считаю лучшим в его ОПЕРНОМ репертуаре, итак, по композиторам: Мейербер - всё, что он записал (это лучшее и самое стильное, сравниться тут некому) Обер (Фра-Дьяволо и Мизаньелло), Масснэ, Собинин, Неморино (рядом может стоять только Паваротти, но у него Неморино проще, как не крути), Вертер (сравним лишь с Краусом), Гуно, "Сны Геронтиуса (оратория Элгара), Надир ("Имкатели жемчуга" - лишь Краус подступил к нему), оперв Сметаны (тут все чехи отдыхают), духовные песнопения (и не только русские, но и польские) - это фантастика, Эльвино и Артур беллиниевские (все отдыхают!!), Арнольд в ТЕЛЛЕ (все остальные активно отжимаются!!), Дон Оттавио (тут тоже из соперников разве Вундерлиха назвать только), Берлиоз (всё Пеллеасы несравнимо ниже), в операх Вебера - НЕТ РАВНЫХ среди немцев, остальные по определению не тянут) - один Гюон чего стоит, не говоря о "Эврианте"! Да и Макс - лучший, как не крути. "Орфей" Глюка это фантастика (Ди-Фи-Ди тоже записал, но лучше бы этого не делал), Симоно где-то сбоку... Ну, достаточно так, на первый раз. Мне на работу пора идти, а то бы я нашёл ещё немало того, то не другие не пели или пели много хуже....
"...е считая разных теток, которые пели французскую камерную музыку, типа Э.Амелинг или Ж.Мишо...." А тетки здесь при чём? Кстати, Амелинг в опере я что-то не упомню. Очаровательный голосок. Чисто камерный. Паваротти.. Я его люблю не менее Гедды, но он ведь только в итальянской опере пел, французов "ни-ни". Это как Дель Монако, Корелли - узкая специализация. Великие, конечно. И любимые. Рядом Паваротти только как Артуро. Даже, может, и интереснее, а Эльвино - сильно слабее. Ванзо хороший, но не блеск. Тилля в спектаклях нет. Сравнить нечего. Шок - это барахло и голосом и техникой и интеллектуально. Вундкра я люблю, не стану его хаять, но в опере "Царь-плотник" он поёт менее интересно, чем Гедда. А Лортцинг, знаете ли, это плоть от плоти НЕМЕЦКОЕ, и кому как не Вундеру тут быть впереди планеты всей!!?? А вот нет...
На счет того,что у исполнителей есть как "коронный репертуар", так и "периферия" бесспорно. Но это касается не только ФИ-Ди, но и самого Гедды, да и вообще кого угодно. Французы - да, согласен, его коронка. В итальянцах, уж простите, он никакой. Сам тембр голоса его не итальянский. То, что у него был крайний верх, конечно, хорошо, но это не компенсирует многих других вещей необходимых для итальянского репертуара.
Очень мне понравился у него цикл песен Пуленка (снова француз) на польском языке, но камерный немецкий репертуар для меня довольно сомнителен.
На счет тёток я написал потому, что камерный французский репертуар предпочитаю именно в женском исполнении. На счет чешских опер доверяю вашему вкусу, поскольку почти не знаю этот репертуар в принципе и не интересуюсь как и кто ее исполнял.
Вот что мне точно жалко, что он мог бы петь больше русской музыки, вместо итальянцев и всего прочего не относящегося к Франции и к венской оперетте. Но теперь это уже не имеет значения.
Вы не найдёте у меня поддержки касательно итальянцев Не пиписал, что Гедда лучше всехв итальянском репертуаре. Я писал, что есть некоторые партии, где гедда лучше всех. Разумеется, на мой вкус. Это не значит, м.п., что даже в этих партиях Гедда безупречен. В итальянском репертуаре меня не волнует несоответствие тембра голоса (тембр голоса - это не только и даже не столько физика, а прежде всего технология, техника, приёмы формирования звука). В частности, в итальянской опере Гедде нехватает пластичности вокализации. Это следствие прежде всего немецкой музыки (отчасти и французской), где текст важнее мелодии, а так же и язык немецкий с его обилием согласных никак не согласуется с пластичной вокализацией. Так что я не склонен упрощать вопрос. Но всё же, как ни крути, в СИЦИЛИЙСКОЙ ВЕЧЕРНЕ пока ни один тенор не спел лучше Гедды, как и в СОМНАМБУЛЕ, у него превосходный Альфред, изумительный Россини в ТУРОК В ИТАЛИИ, лучший ТЕЛЛЬ и весьма симпатичный Альмавива. В немецком, при его идеальном языке он прекрасен в любой немецкой опере, включая ИТАЛЬЯНСКОГО ПЕВЦВ в КАВАЛЕРЕ РОЗЫ и ПАЛЕСТРИНУ Пфицнера. А в романсовом репертуаре сравним лишь с Андерсом и Вундерлихом, не уступая им абсолютно ни в чём. Другие и на милю к ним не подступают, даже Дермота с его красивым голосом. Я не настаиваю на продолжении дискуссии. Каждый пусть остаётся при своём мнении.
За Сицилийскую, Турка и Сомнамбулу не скажу. Не проводил сравнений, по причине равнодушия к этим операм. Хотя в Сицилийской, насколько помню, очень хорош Доминго в спектакле с Кабалье.
Альмавива, однозначно - ди Стефано. Арнольд - Паваротти (хоть и на итальянском и только в студии. Если спектакль, то Бонисолли. Альфред - ди Стефано (спектакль 1955 года - вышка в этой партии, Гедда в сцене бала совсем не убедителен). Палестрина вполне. Итальянский певец, однозначно - Паваротти, так же как и Неморино.
Ну и просто чтобы закончить этот разговор, действительно бесконечный, процитирую по памяти - "все рецензенты сошлись во мнении: такого прекрасного пения никто не слышал после Карузо в пору расцвета". Неплохо, да? При этом ни одной ссылки на фамилии рецензентов и их статьи. Плюс если учесть, что между "порой расцвета" Карузо и тем концертом, о котором пишет Гедда прошло лет этак 45, то возникает вопрос сколько их было в живых таких рецензентов, слышавших первого живьем и насколько адекватны их впечатления спустя полвека.
Конечно все люди эгоцентрики в большей или меньшей степени, вокалисты почти поголовно, но Гедда стоит особняком в этом ряду. Как ни у кого его пение есть самолюбование. Он в каждом звуке дарит себя миру. Наслаждается собой. Вот этот нарциссизм мешает мне всегда, когда я его слышу. Я готов согласиться, что многое он поет хорошо. Именно поет, а не живет образом. Но везде и всегда " любит не искусство в себе, а себя в искусстве".
Позвольте несколько слов. Думаю, мало кто будет отрицать выдающиеся вокальные и лингвистические способности Гедды. Но итальянская драматическая опера (да и французская) – это страсть, порыв. А НМ при вокальном совершенстве в итальянском репертуаре часто бывал (на мой вкус) просто скучноват. В комических операх – интереснее. В виртуозных партиях тоже. Если говорить о французских - наверно, итальянские тенора не идеально владели языком, но, скажем, ди Стефано=Фауст в 1949 в спектакле МЕТа являет чудо выразительности пения , послушайте, например, дует с Маргаритой. А сколько было великих итальянских Вертеров и Надиров (и испанских). Тут все согласились с Неморино – Паваротти, А а я бы все-таки послушал родившихся пораньше. Куда интереснее! И еще. Андерс и Гедда в Шуберте? Даже странно сравнивать…
Гедда не из горячих певцов. Это верно. Было бы глупо оспаривать этот факт. Потому его Герцог, Густав (Ричард), Герман и Ленский, и, как ни странно было для меня, Лоэнгрин меня меня оставили достаточно равнодушным. хоть провальными я эти работы у него не считаю. Что касается французской оперы, то если исключить Хозе, партию которого все привыкли слушать в исполнении итальянцев, для меня Гедда образец, эталон. С Вашей стороны, Леонид, очень мило мне рекомендовать слушать спектакль 49 года, известный мне с полувека как.... Фауст с Ди Стефано49 - это не французская опера, а опера французского композитора в толковании труппы превосходного театра на итальянского звезду-тенора. Это прекрасно, это замечательный спектакль международной труппы, где нет ни одного француза, включая Пеллетье, имеющего лишь какие-то французские корни, не более того. Кроме Ди Стефано, там звезда ещё Уоррен, далеко не француз. Музыка ФАУСТА Гуно - галантная, лиричная, романтичная, даже несколько куртуазная. Это прекрасно воплощают дирижёры Претр, Клюитанс, Ломбар, пожалй, и Бичем тоже. Соответсвенно, Гедда, Бьёрлинг, Ванзо, Жобен, Ланс - идеальные Фаусты. Ди Стефано не хуже, но он не француз по фразе, по стилистике и темпераменту. Даже великий французский тенор Веццани по мне так не то, что я воспринимаю как Фауста Гуно :ему,кажется, тесновато здесь... А сколько, простите, испанских теноров у Вас в фонотеке в партии, скажем в партии Надира? Только не перечисляйте мне, пожалуйста, теноров, записавших романс Надира!! - мне партию давайте, целиком! Давайте и Вертеров - испанцев! Только не Строфы Оссиана, а целый спектакль... Думаю, что из испанцев - только Ванзо и Краус... То-то!! Андерс и Гедда в Шуберте? Да!! А зачем их сравнивать, не пойму? Давайте сравнивать Корелли и Дель Монако в партии Хозе, скажем, или в партии Канио! - получится-ли что и есть ли смысл?! Я не вижу смысла в этом... Схоластические беседы вести более не намерен. Извините.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".