Erstdruck (First Print): Jeanne Roger, Amsterdam, c.1722 (Sonaten op.1 No.3,14,15): »Sonates pour un Traversiere un Violon ou Hautbois Con Basso Continuo« John Walsh, London, с.1732 (Sonaten op.10,12): »Solos For a German Flute a Hoboy or Violin with a Thorough Bass for the Harpsichord«
Quellen (Sources): op.1 No.1b: Autograph im Fitzwilliam Museum Cambridge, FW 30H 11, p. 25—29 op.1 No.6: Autograph im Fitzwilliam Museum, Cambridge, FW Ms.30H. 11, p.21 Adagio — Allegro (ohne Opus): Autograph aus dem Jahre 1750/51 im Fitzwilliam Museum, Cambridge
Sichtung des Materials (Musicological Preparation of the Scores): Hans-Dieter Clausen
Generalbaßaussetzung (Figured Bass): Eduard Melkus (op.1 No.3,10,12,13,14,15) • Karl Scheit (op.1 No.6) • Mathias Siedel (op.1 No.1b)
Ausführende und Instrumentarium (Performers and Instruments): Eduard Melkus, Violine (Ägidius Klotz, Mittenwald, 18. Jh.) Eduard Müller, Orgel und Cembalo (Cembalo: WITTMAYER, Klangkopie in niederländischer Bauweise; Örgelpositiv: Österr. Mitte 18.Jh. — Leihgabe Prof. Josef Mertin) August Wenzinger, Violoncello (Francesco Ruggieri, Cremona, 1681) Karl Scheit, Laute (Richard Jacob, Markneukirchen, 1937; nach einem Modell des 17.Jh.)
Устройство воспроизведения: Kenwood KP-1100 Головка звукоснимателя: Ortofon 2M Red Предварительный усилитель/АЦП: Pro-Ject Phono Box II USB Обработка: CEP 2.0 (Click/Pop Eliminator, Fade in/Fade Out)
Эта новая запись скрипичных сонат Генделя поставила особые проблемы
интерпретации. Шесть сонат, уже включенные в каталог, а также две ранее
считавшиеся предназначенными для духовых инструментов, широко известны в
простых оригинальных часто исполняемых и записываемых версиях.
Тем не менее, было бы неправильно игнорировать новые знания, полученные
в течение последних 20 лет относительно того, как на самом деле
исполнялась музыка в эпоху барокко. Самое главное решить, следует ли
исполнять сонаты Генделя, принадлежащие к классике скрипичного
репертуара, с той простотой нот, которые действительно были написаны
композитором, или со всеми современными украшениями и виртуозными
дополнениями, с которыми мы знакомы по аналогичным произведениям того
периода великих скрипичных виртуозов. Уверенность в том, что эти
произведения, как и аналогичные, написанные в то время, предназначались
для практического использования художниками-интерпретаторами различной
степени мастерства, неизбежно привела к принятию второго варианта. Никто
из тех, кто знаком с орнаментированными версиями скрипичных сонат
Корелли Опуса 5, или с украшениями Джеминиани, Тартини и Нардини не мог
поверить, что скрипичные сонаты Генделя, несмотря на их мелодическую
красоту, когда-либо исполнялись без украшений, за исключением совсем уж
любителей.
Украшения касаются как медленных, так и быстрых
частей. Во многих случаях, если нет повторения, они заменяют
первоначальный текст и становятся равноценными. Важными источниками
информации в этом отношении являются учебные сонаты Телемана. Аналогично
обстоит дело и с введением кратких каденций – "ферматы”, как называли
их музыканты того времени, из которых развились великие концертные
каденции XIX века. Многие из украшений ("естественные и художественные
грации”, как их называли в XVIII веке) несут в себе атмосферу легкой
непосредственности только в случае, если исполняются на скрипке того
периода со старинным грифом и с соответствующим легким смычком.
Использование так называемой барочной скрипки представляется здесь столь
же необходимым, как и использование клавесина для исполнения многих
богато орнаментированных частей баховских сюит. Дело не только в
различном тональном окрасе старинных скрипок с их тонким, гибким
звучанием, богатым обертонами, но и в значительной степени в легкости, с
которой эти инструменты воспроизводят старинную музыку. Это заставляет
современных музыкантов использовать их для музыки XVII-го и XVIII-го
веков , играя романтическую и современную музыку на современных
инструментах.
Для получения разнообразия в исполнении континуо,
как практиковалось во времена Генделя, использовались различные
комбинации инструментов. Были выбраны инструменты наиболее подходящие по
тональности к характеру каждой из сонат. Реализация фигурного баса тоже
была сделана максимально подходящей к техническим характеристикам
различных инструментов, особенно в случае с лютней.
Очень интересное исполнение - некоторые сонаты я даже не сразу узнал (например, ми-мажорную)! И, хотя моим фаворитом в исполнении этой сонаты остается Л.Коган, но, как говорил кто-то из великих скрипичных педагогов (Л.Ауэр или К.Флеш), ссылаясь на французскую поговорку: "Есть кое-что интереснее, чем совершенство - это разнообразие!".
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".