У меня есть комплект записи на Nuova Era. 1991, театр Катании. Cond Andrea Licata -Young Ok Shin, Gregire Kunde, Murio Tomicich etc. Буклет, с полным либретто на анг. и ит. Исполнение очень так себе. Нужно?
Сорри, честно пытался проверить, представлена ли эта запись здесь, но набрал в поиске "Bianca e Fernando". Не нашлась, так как запись с Кунде была прописана как "Bianca & Fernando"
Ну, Гедда это ФА ставит так, что никаким Кунде и Мерритам не снилось!! Вообще эти ноты "шальные" и в диапазон никак не вписываются, только если не петь их микстом... Я, вообще-то, не из любителей такого звука и, тем более таких нот... Микстом владел, кстати, Марчелло Джордани и, обладая крепким тенором, ставил сверхвысокие ноты красиво. А пел не всегда чисто и голос имел не из самых красивых. Его смерть меня и удивила (он был в очень хорошей физической форме) и огорчила...
Мерритт, кстати, только ми бемолем обычно ограничивался, хотя верхнее фа, думаю, ему было доступно. Но вот качество звука при исполнении этой ноты редко вызывает эстетическое удовлетворение, полностью с Вами солидарна. Сегодня многие исполняют верхнее фа или активно имитируют эту ноту, только вот звучат они как коты, которым прищемили хвост - сквернейший фальцет, не более. Микстом Спайрз в последнее время недурно наловчился петь верхнее фа. Намедни как раз переслушивала его версию арии с верхним фа из этой самой оперы "Бьянка и Фернандо" . У Озборна очень неплохое верхнее фа, но ему проще, чем Спайрзу, голос Озборна все же крупнее. Браунли, еще один американец - обладатель верхнего фа, исполняет его больше тяготея к фальцету. А вот Флорес, к примеру, никогда не исполнял верхнее фа - ни в студии, ни в живом выступлении.
Все ити сверхвысокие ноты - это даже не спорт (оперные певцы немного "оттуда", а цирк: клоунада и престидижитация (только манипуляция не пальцами , а связками). Всё это имеет малое отношение к искусству. Как и повальная мода на "сопранистов", контр-тенорИСТОВ и вообще аутентистов.
Все же такие сверхвысокие ноты как верхнее фа являются авторским замыслом (в данном контексте Беллини) и служат эмоциональным и даже драматургическим средством выражения, мы же не обсуждаем все эти вставные верхние до, которыми обросли за годы исполнительства те же оперы Верди, вот исключительная цель именно этих нововведений - беззастенчивое позерство и самолюбование перед публикой. Разумеется, тот же Беллини ориентировался на возможности тенора, для которого писалась партия - в нашем случае Рубини. Однако игнорировать требования партитуры - фактически не уважать задумку композитора. Аутентизм исполнения и точное воспроизведение партитуры - совершенно разные плоскости исполнительского толкования. К примеру, старые записи опер Россини с предельно упрощенными колоратурами, с ограниченными вариациями каденций не позволяют оценить весь масштаб и и сам авторский почерк Россини, это своеобразный суррогат. Например, трактовки Отелло Лаццари или еще хуже, Каррераса, теряют большую часть красоты и стилистического обаяния. Это то же самое, что лишить Джоконду ее знаменитой улыбки. Вся уникальность заключена именно в россиниевской виртуозности, это неотчуждаемая доминанта его произведений, их имманентная сущность, эти оперы создавались как фон для незабываемого вокального фейерверка, творимого певцами. Конечно, современные вокальные техники возродили возможность "реконструкции" оригинального композиторского замысла. Но, увы, уже нет таких красивых голосов, чтобы быть действительно достойными исполняемых произведений, а не просто воспроизводить написанные ноты.
Я не решусь утверждать, что эти ноты выписаны в партитуре как обязательные, даже не сильно убеждён, что указаны в скобках и мелким шрифтом как варианты (ossia). Автор не пишет оперу в расчёте на одного исполнителя, а старается сделать партитуру таковой, чтоб постановка оперы была возможна как можно в бОльшем количестве театров и трупп. Это касается не только опер, но и любых концертов вообще, любых партитур. Выписывать обязательные каденции, да ещё сверх-трудные для солистов - дело совершенно немыслимое для композитора. Зачастую все украшения отдавались на откуп исполнителям в надежде на вкус и голосовые данные исполнителя. К примеру, в концертах для фортепиано с оркестром Моцарта, Бетховена многие авторские каденции просто не выписаны или не сохранились. Часто авторские каденции не играются, а играются те, что были сочинены выдающимися исполнителями. То же и со скрипичными концертами.... Так что все эти сверхвысокие ноты - традиции и проч. У Верди нет в стретте Манрико высокого ДО, как и в арии Рудольфа в БОГЕМЕ Пуччини. Нет и высокого СИ на fermato в арии Калафа (оно проходящее). По тем же причинам. И Бриндизи Германа автором написано в СИ мажоре, а не в ЛЯ, и причина всё та же. Правда, есть вариант в ЛЯ авторский.
Естественно, есть альтернативы - в тех же Пуританах верхнему фа коррелирует ре бемоль. Ну, относительно вольностей исполнительской интерпретации хочется отметить, что Россини уже на довольно раннем этапе своей композиторской деятельности пресек подобные "интерпретаторские инициативы" певцов, утвердив унифицированный вариант исполнения каденций в конкретном произведении, а не превращая украшения в способ самовыражения исполнителей. Предшественники Россини позволяли певцам менять авторские мелизмы по своему усмотрению. Но практика эта уже практически не применялась в 19 столетии. Про вставные высокие ноты я уже отметила, так что не стану муссировать. И все же одно дело, когда не исполняются верхние ноты и каденции в кабалетте герцога Possente amor, и совсем другое, когда практически все украшения в россиниевской арии превращаются в глиссандо, то бишь игнорируются. Это как смотреть на произведение искусства сквозь замутненное стекло - можно составить общее представление, но вот красота деталей, богатство колорита и совершенство линий так и останутся нераспознанными.
18. "совсем другое, когда практически все украшения в россиниевской арии превращаются в глиссандо" Ну, это Вы всё же "хватили через край"! Глиссандо вместо гамм - это лишь свидетельство технической беспомощности. "Наше всё" - госпожа Нетребко это качество стала демонстрировать достаточно рано, как только решила, что она не хуже Каллас. Не имея чести быть поклонником творчества Каллас вообще, в целом, могу сказать, что гаммы у неё не безупречные, но были даже и на излёте карьеры, а Нетребко гаммы выпевала (нет! - отчеканивала!) в начале карьеры легко и безупречно... Мошенников и мошенник "от гамм" навалом, но не будем судить их строго: они мошенники поневоле!.. Что же касается всяких рулад вставных, то Россини... "не положил конец" своеволию примадонн и премьеров. Он не одобрял сликом большое количества оных, это верно, но и не протестовал бурно, а позволял лишь иронично осведомляться у исполнителей об авторстве того или иного произведения.
Это исполнение достаточно темпераментное и все справляются недурно со своими задачами. Нельзя его назвать тонким, да и музыка к этому, в общем, не склоняет. Тенор и сопрано поют очень хорошо, к ним примыкает и баритон в этом смысле. Тесситура тут местами сумасшедшая, а тенор её как бы и не замечает. Савастано - лихой парень! Правда, на крайних верхах все гласные переводит в некое усреднённое "Е", чем когда-то страдал Дженнаро Барра, известный тенор и знаменитый педагог. Странно, что я на него как-то не попадал ни разу. Это, кажется, у меня первая запись с ним.... Но в общем - все молодцы в этом смысле: трудная по тесситуре опера. Автору выкладки - респект!!
Савастано, к сожалению, рано скончался, и записи с его участием, увы, запечатлели его исполнение лишь небольших партий, практически компримарио. Но есть прославленная запись россиниевской Елизаветы, королевы Англии 1985 года с Куберли и Блейком, в которой он поет более солидную партию Лестера. Роскошная вещица!
Я думал, что у меня есть весь Блейк, но ошибался!.. Что касается Савастано, то голос его, в общем, небольшой и не ахти какой красавец, но очень был хорошо поставлен и владел он им хорошо, и мелкая техника была очень приличная. Жалко, что рано умер. Очень жалко...
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".