Был на этом концерте. Слушая в зале Чайковского этот концерт, который раз обнаруживаю, что в ансамблевой игре Березовский старается держать высокую планку в исполнительской деятельности, несколько растеривая оную в своих сольниках (или рециталах, как принято ныне изъясняться). То ли дело в том ,что "игра на двоих" более дисциплинирует, требует собранности, а своим друзьям "мелко гадить" как-то не комильфо, с ними ещё играть и играть, то ли имена партнёров по игре - люди не лыком шитые, всё именитые, а во многом просто превосходные музыканты, а соответствовать уровню, воленс-неволенс, надобно-с, но Березовский мобилизуется если не на все сто, то выходит из своего часто привычного для него амплуа пианиста, могущего сыграть в своих сольниках прямо противоположно - от "ой как здорово!" до "что это было?". В партнёрских играх исполнения "как Бог на душу положит" просто не проходят, приходится задействовать все ресурсы, за исключением если уж ты совсем "не в коня корм", тут уж ничего не поделаешь, а такие ансамблища на концертных площадках у других "партнёров" иногда да и встречаются. Первое отделение начали с виолончельной сонаты Рахманинова, про которую часто говорят, что это фортепианная соната, в которую добавили по недоразумению партию виолончели. Часто это подтверждается многочисленными студийными записями, в которых звучание фортепиано настолько довлеет над виолончельной, что иногда последняя теряется в плотных слоях фортепианной материи, чуть ли не растворяется. Здесь же, на концерте, то ли я сидел удачно в амфитеатре с акустической точки зрения, то ли музыканты так сбалансированно играли, что виолончель была слышна в полной мере, а фортепиано в качестве ведомого, но исполнение очень приличное, очень органично. И даже куцый с драматургической точки зрения финал показался каким-то насыщенным по изложению, от которого окромя гениальной мелодии ничего особо не ждёшь. И медленная часть где-то порадовала, хотя надо мной довлеют много известных образцов в исполнении "стариков", но от сравнении никуда уже не деться, невольно сравниваешь. А на Князева вообще смотреть интересно. Он не просто держит виолончель в руках и не просто извлекает звуки смычком, он словно "Заслонивши тебя от простуды.. Я тебя никогда не забуду", вместе с ней и страдает, и борется, рвёт струны души, "В натянутых струнах звучит один порыв... И звуки гаснут, тонут в небесах…". Ну очень колоритный виолончелист, он не играет, а проживает целую жизнь на сцене. Интересно сколько он жидкости теряет за вечер, если так выкладывается. Во втором отделении играли необычную виолончельную версию самого Князева крейцерову сонату Бетховена. Ну, про эту сонату только ленивый не писал. Как и многие известные бетховенские сочинения эта вещь показалась своим современникам страшной и жуткой. Интересно, что на титульном листе автор написал, - Мулатская соната, сочиненная для мулата Бриджтауэра, большого сумасброда и мулатского композитора". Был такой в своё время один деятель. В буклете прочитал, что была ещё одна виолончельная версия сонаты у Карла Черни, но Князев, видимо, захотел свой вариант "испечь". Князев сейчас вообще немало для виолончели перекладывает, помню, был недавно на его концерте с Луганским, игравшими брамсовские скрипичные сонаты в переложении. Исполнение, кстати, мулатской сонаты было более, чем достойно, по-моему даже не к чему придраться. Ну и на бис сыграли одну из частей "Квартета на конец времени" Мессиана под названием "Louange a l'Eternite de Jesus". Впечатлило. Удачный концерт.
|