Вернувшись в 1896 году из Америки, Дворжак обратил своё внимание на собрание баллад "Букет" выдающегося чешского поэта и фольклориста Карла Яромира Эрбена. В начале композитор задумал написать цикл симфонических поэм на сюжеты всех двенадцати баллад сборника, но в процессе работы остановил свой выбор на четырёх: "Водяной", "Полудница", "Золотая прялка" и "Голубок". Во всех балладах присутствует смерть. Современники композитора отмечали странное и причудливое содержание этих баллад. Критик Эдуард Ганслик писал: " Как можно было выбрать такой ужасный, возмущающий каждое тонкое чувство материал для музыкального воплощения, мне совершенно непонятно!" И действительно, есть чему ужаснуться.
"Золотая прялка" - жутковатый вариант сказки про Золушку. Король возвращаясь с охоты, влюбляется в простую девушку Дорничку (взаимно), счастливый уезжает во дворец устраивать свадьбу, но коварная мачеха со своей дочерью устраивают подмену, а девушку жестоко убивают, разрубив на кусочки. Волшебник-старичок выменивает у самозванки кусочки убитой на прялку, которая своим пением в итоге и открыла королю глаза на происходящее. Дворжак в поэме описывает приезд короля к лесной избушке, трижды изображает волшебные действия таинственного старца. (По поручению старца мальчик выкупает у королевы за различные части прялки ноги, руки и глаза убитой Дорнички). Для "Золотой прялки" характерны повествовательный тон, неторопливость изложения. Большое место в ней занимают инструментальные диалоги.
В поэме - "Голубок" о коварной супруге, отравившей мужа, за убийство которого отомстил голубь - композитор кладёт в основу драматургии темы-характеристики, используя при создании их черты тех или иных жанров. "Голубок" - наиболее зрелое, совершенное по композиционной структуре произведение . По трактовке жанра программной симфонической поэмы она больше всего приближается к симфоническим поэмам из цикла Сметаны "Моя родина".
Героиня следующей поэмы "Полудница" - ведьма, которой пугают непослушных детей. Ребёнок (его тема звучит у кларнета) забавляется с игрушечным петушком, подражая его голосу (имитация у гобоя) и создавая невыносимый шум. Мать просит его успокоиться и в ответ на капризы малыша стращает его Полудницей (тема злой ведьмы у кларнетов и фаготов). Испугавшись, ребёнок затихает, но ненадолго и вскоре затевает новый шум. А в полдень Полудница действительно появляется. Дворжак рисует её приход с большой выразительностью: хроматически нисходящие аккорды засурдиненных скрипок и альтов. С целью усилить драматизм и лаконичность финала Дворжак в начале поэмы прибегает к широко эпическому, развернутому изложению. Он дважды даёт эпизод, рисующий идиллическую сценку из домашнего крестьянского быта, прерываемую капризами и плачем ребенка, и эпизод появления Полудницы. Тем трагичнее звучит короткое заключение, где радостное настроение вернувшегося с работы отца внезапно сменяется ужасом при виде свершившегося (мать от страха перед Полудницей задушила в объятиях своего ребёнка). Такой финал полностью выдержан в духе народных баллад, с типичной для них быстротой развития действия.
В поэме "Водяной" злобный хозяин озера в отместку сбежавшей от него жене обезглавливает её ребёнка. Водяной в музыке Дворжака охарактеризован тремя темами. Первая - главный лейтмотив поэмы - короткая, островыразительная. Небольшой диапазон мелодии, настойчивое повторение одного звука, долгое выдерживание одной гармонии символизируют злую силу и упорство водяного. Отрывистый ритм, форшлаги и "свистящий" тембр флейт придают мелодии насмешливо-воинственный, гротескный характер. Общую картину дополняет быстрое "жужжащее" движение вторых скрипок в сопровождении. Вторая тема - энергичная, решительная - представляет собой вариант первой темы. Сохраняя четкий ритмический рисунок, мелодия меняет направление - становится поступенно восходящей, это сообщает ей активно-наступательный оттенок. Её характер хорошо подчеркивает и оркестровка: мелодию ведут тромбоны с виолончелями и контрабасами под звон треугольника, удары тарелок и "ритмически" насыщенное движение струнных. Третья тема, следующая непосредственно за второй, воплощает грозную мощь и злобную мстительность водяного. Не случайно она неоднократно звучит в разделе, повествующем о мести водяного. В момент катастрофы также звучит целотонная гамма, известный приём изображения злых персонажей.
Стремясь к созданию подлинно чешских эпических произведений, отвечающих духу глубоко национальных баллад Эрбена, Дворжак опирался на народную песенность в широком смысле слова, народные и бытовые жанры и характерные интонационно-ритмические особенности чешской речи. Все это дало ему возможность нарисовать не только типичные, обобщенные, но и конкретные, жизненно достоверные, национальные по колориту музыкальные образы. Наибольшее воздействие на музыкальный язык композитора оказала, по мнению многих чешских критиков, моравская народная песня. Дворжак широко использует такие характерные для моравского музыкального фольклора особенности, как вариантное развитие мелодии (при этом нередко тема вырастает из одного небольшого мотива-зерна), богатство ладотональной структуры (частые модуляции, в том числе "моравскую модуляцию" - в тональность миксолидийской или эолийской септимы, прием повторения мотива или фразы сначала в мажоре, потом в миноре). Большое значение в художественном методе Дворжака имеют жанры бытовой музыки. В "Голубке" кроме начального похоронного марша, встречаются военная песня (тема панича), народные деревенские танцы и вальс (в свадебной сцене), и даже литургическая музыка в духе ветхозаветного (по выражению Яначека) хорала. В "Золотой прялке" жанровые характеристики занимают большее место. Многообразно трактует Дворжак в поэме жанр фанфарной музыки. Здесь можно услышать и звучание лесных рогов в картине королевской охоты (начало поэмы ), и тревожные звуки сигнальных труб, призывающих короля на битву, и веселую перекличку валторн и труб в момент победного возвращения короля, и, наконец, торжественные фанфары, открывающие сцену свадьбы. В поэме "Водяной" можно обнаружить типичные признаки песни (в темах девушки и матери), народной прибаутки (лейтмотив и песенка водяного) и колыбельной (колыбельная маленькому водяному).
Здесь подробней http://intoclassics.net/news/2008-10-16-1716 Антонин Дворжак (1841–1904)
Полудница, соч. 108, B196 - 13.32 Allegretto (5:35) Andante sostenuto e molto tranquillo (5:19) Andante (2:44)
Водяной, соч. 107, B195 - 21.18 Allegro vivo (7:00) Andante mesto come prima (4:53) Un poco piu mosso (4:29) Allegro vivace (4:55) Берлинский филармонический оркестр Саймон Рэттл, дирижёр 2005г.
ape+cue, 2 CD, обложки, 280мб
Бонус:
Богуслав Мартину - Кантата "Букет" для солистов, смешанного и детского хора и малого оркестра с фортепиано(1937). Основана на старинных чешских сказаниях, относящихся к языческим временам.
Чешская филармония, Карел Анчерл
Добавлено: комплект записей 70х годов с Кубеликом - там кроме 4х поэм ещё и увертюры -"Родина моя", ор. 62, 1882, "Гуситская", ор. 67, 1883 г, "Среди природы", op. 91, 1891, "Карнавал", op. 92, 1891, "Отелло", ор. 93, 1892 и Симфонические вариации, op.78
https://www.file-upload.net/download-13488450/DvorakOverturesSymPoems2KubelikFLAC.rar.html Please give new links because this link is dead. Sincerely. Charlie
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".