Предпочитаю - и рекомендую - слушать эту симфонию поставив 3-ью часть (анданте) перед 2-ой, из-за близости как материала, так и тональностей 1-ой и 2-ой частей симфонии. Как оправдание добавлю, что с этим порядком частей исполнял эту симфонию сам композитор. [Первоначально было следующее: "такой порядок частей соответствует окончательному решению композитора" - см. дискуссию ниже]
Уважамый Юрий, мне жаль, но должен Вас поправить. "Окончательное решение композитора" по поводу порядка частей нам, строго говоря, неизвестно. Есть веские аргументы в пользу обеих версий. Об этом достаточно подробно пишет Барсова в книге "Симфонии Густава Малера". То же самое можно прочитать и в буклетах к разным записям, скажем, к записи Адлера.
В книге Барсовой этот вопрос затрагивается весьма бегло. Я могу привести следующий отрывок, посвященный именно этому вопросу: There ought to be no confusion about the order of the movements (read Jeffrey Gantz’s excellent digest of these issues here), since Mahler never conducted the piece in any order apart from Andante-Scherzo; he felt so strongly about it that, despite having originally conceived the inner movements the other way round, he asked his publisher to insert an erratum into every copy of the first edition, making sure that the symphony would always be played with the slow movement second... The confusion comes only posthumously: Alma Mahler sent conductor Wilhelm Mengelberg a telegram in 1919 suggesting the piece should be played Scherzo-Andante. Автор текста: Tom Service, музкритик газеты The Guardien Источник: https://www.theguardian.com/music/tomserviceblog/2014/jul/15/symphony-guide-mahlers-6th-tom-service
Говоря о книге Барсовой, Вы имеете в виду издание 1975 года. А я - издание 2012 года, где вопросу последовательности частей посвящено 4 страницы - 225-228. К сожалению, текста онлайн нет, но Вы можете скачать это издание http://intoclassics.net/news/2016-12-22-41866. Прочтите - там все изложено подробно.
С подачи little_listener прочел то, на что Вы сослались. Ранее я полагал, что это было лишь переиздание, а не новая редакция. Что касается обсуждаемого предмета, то я знал, что в последней редакции Малер внес изменения в оркестровку и отменил 3-ий удар молота, но, похоже, забыл, что он вернулся к начальному расположению частей. Хотя до этого на протяжении нескольких лет он дирижировал версией с Анданте на 2-ом месте. Так что моя рекомендация останется, но с небольшим изменением. PS. Более всего меня порадовало то, что Инна Алексеевна Барсова жива до настоящего времени! А ведь она родилась с 1927 году! В свое время, после выхода книги о Малере, я написал ей письмо (на адрес консерватории), где сравнил значение этой публикации с первым послевоенным исполнением в Москве - по инициативе Шостаковича - 5-ой симфонии Малера по случаю 100-летия со дня его рождения.
Так я же изначально не против Вашей рекомендации. Точно так же, как я не против последовательности частей, исполняемой, Сэллом. То, что вызвало мое возражение - это Ваше утверждение об "окончательном решении композитора". Так как его нет. Точно так же, как нет "окончательного решения" по поводу третьего удара молота - несмотря на третью редакцию!. Понятно, что он был снят Малером не по музыкальным, а по личным (суеверным) соображениям... Такие вопросы каждый решает для себя сам.
А насчет Барсовой, что тут скажешь - многая лета! Или, как говорят у нас, до 120! В советском музыковедении такая книжка - уникальное явление!!!
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".