Igor Markevitch plays Igor Stravinsky CD1 Apollon musagete ballet Suites No.1 & 2 for small orch. 4 Norwegian Moods Circus Polka London SO Rec. London, Oct. 1963
CD2 L'histoire du soldat Ансамбль (6 инструментов и ударные) Жан Кокто чтец Питер Устинов дьявол Жан-Мари Ферте солдат Анне Тониетти принцесса Rec. Switzerland, 10/1962
ОК, вспомнил, в чем дело. Память меня стала часто подводить. Забыл написать, что трек-лист для CD2 отсутствует как во freedb, так и в GD3. Расписывать 27 треков посчитал неразумной тратой времени. Решил, что просто добавлю в выкладку, что треки 1-24 - это "История солдата", а три последующие - Симфония псалмов, а подробности смотрите в буклете. Но за три или четыре дня, прошедшие с выкладки в Облако до оформления поста, начисто об этом забыл. Миль пардон, друзья.
Спасибо! Ужасная преснятина, по-моему. У меня вот интерес к тв-ву Стравинского одно время был очень большой. И имя Стравинского было, мне кажется, быть может, очень часто встречавшимся на филармонических афишах. По мере знакомства с его творчеством мой интерес к Стравинскому стал угасать. А кое-что стало просто раздражать. К примеру - бесконечные попытки сказать, сделать что-то так, как до этого не делал никто, в том числе и он сам.Всю жизнь Стравинский менял лицо, как Протей. "Мелодия - душа музыки" - известная формула успеха или неуспеха, популярности или забвения. Вот творчество Стравинского напрочь опровергает эту аксиому. Начисто лишённый мелодического дара, он проявил себя первостатейным технарём и, главное, чутко улавливал потребности публики, по большей части - французской, в те годы законодательницу моды, в том числе и в музыке. Был он в ту пору Композитор Мира № 1. Сергей Прокофьев, нА голову талантливее Стравинского, так и не смог тогда стать на его место, а хотел очень. Очень ревниво отслеживал всё то, что выходило из-под пера Стравинского. Но стать вровень со Стрависким так и не смог. Это тем удивительнее, что мелодист Прокофьев был невероятно яркий и самобытный. Теперь, мне кажется, интерес к творениям Стравинского схлынул, а вот сочинения Прокофьева явно превзошли по популярности творения Стравинского. Или мне так только кажется...
На мой взгляд, самое печальное - это когда композитор повторяет самого себя. Стравинский в этом отношении выглядит как полный антипод. В каждом сочинении - обновление. Ни дня на месте! Причем с самого начала своего пути. Возьмите последовательность Жар-птица - Петрушка - Весна священная. От вещи к вещи размах шага нарастает. А Скрябин - от упреков в подражании Шопену ушел туда, где никто еще не бывал! И не могу сказать, что его поздние пьесы уступают предшествующим - они другие, но для меня не менее впечатляющие.
Шостакович и Прокофьев себя не повторяют, не меняя свой почерк, свою технику. Так же, как Брамс, Дворжак, Барток, к примеру. О Ставинском этого не скажешь. В "Поцелуй феи" (кстати, позволял себе высказывать о Чайковском очень нелицеприятные слова) за неимением мелодического дара -истинного таланта КОМПОЗИТОРА, Стравинский мне сильно напоминает гениального менеджера, или же компьютерщика... В конце и на серийную технику от бессилия перешёл!!!... О чём и речь!... Родион Щедрин в "Кармен-Сюите", за так же отсутствием пресловутого мелодического дара, пошёл по этой же дорожке... Тоже технарь блестящий... Раз Стравискому можно, то...
Алексей, вы повторяете то, что любители музыки моего поколения уже слышали: "Музыка должна быть мелодичной" - послушайте "Раек" Шостаковича. В "Весне священной" мелодия есть только в самом начале, а вещь гениальная!. У музыки "гитик" больше, чем у физики. И не сводите ее лишь к мелодии. Возьмите Прелюдию и фугу №8 Шостаковича. Прелюдия несомненно основана на еврейском фольклоре, а в фуге его нет. Но есть один доминирующий интервал, не дававший мне покоя, особенно в исполнении Марии Гринберг. И как-то на одном из своих музыкальных вечеров я спросил у одного из музыкантов, что это за интервал Оказалось - тритон. И тут я сказал своей аудитории - все ясно, в средневековье его называли "дьявол в музыке", поэтому Шостакович его и использовал. Это пример одной из немелодичных гитик.
Возможно, однако, что на такой обедненный взгляд на музыку повлияло то, что вы певец.
"Возможно, однако, что на такой обедненный взгляд на музыку повлияло то, что вы певец." Возможно. Но вывод тоже из разряда "обеднённых". У ДДШ тоже, знаете, дар мелодиста был слабый, если вообще был. Однако его музыка мне очень близка. Бах, несомненно, по части мелодического дара был одарён много меньше, чем Гендель, тем не менее Бах - один из моих любимых композиторов, а Генделем я восхищаюсь, но не люблю. В Вашем предположении больше вопросов, чем ответов.
Вопросы о наличии или отсутствии мелодического дара у композитора довольно скользкие. Стравинский прежде всего гениальный ритмист, сделал невозможное - поломал все предыдущие представления о музыке, которые зыбились на том, что мелодия, или мелодическая линия, кладётся на аккомпанемент, настоянный на определённой гармонической основе, и всей этой структуре придаётся нужный метр и ритм в соответствии с задачами, которые ставит перед собой композитор. Стравинский же поставил во главу углу - РИТМ! От него вся структура сочинения и пляшет, как от печки. И мелодия к такому "организму" порой как козе баян - то есть она перестаёт играть главную роль. А зачем, если ломанные ритмы с переменным метром просто рвут любую мелодию, не дают ей распеться. Тут входу попевки, тематические обрывки, мелодия лишь обозначается, но не развивается. И этот принцип построения своих сочинений он возвёл во главу угла, сделал своим творческим кредо на протяжении всей своей творческой жизни. Его почерк стал узнаваем несмотря ни на какие смены композиторской техники или перехода в новые этапы творческой деятельности. Даже в додекафонный период он не изменял себе, хотя прозрачность его сочинений стала уже пугающей для некоторых. От былого многослойного славянского буйства не осталось и следа.
> поломал все предыдущие представления о музыке, которые зыбились на том, что....
Значение слова «зыбиться» ЗЫ́БИТЬСЯ, -блется; несов. Колебаться, качаться, колыхаться. Направо и налево, по длинным скатам пологих холмов, тихо зыблется зеленая рожь. Тургенев, Татьяна Борисовна и ее племянник. Не шевелились деревья, река чуть зыбилась. И меня поразило, как все кругом торжественно-спокойно. Вересаев, Порыв. Над полем зыблется туман. Федин, Костер.
Так что это скорее у Стравинского всё зыбится. А до него плескалось и журчало, томилось и неслось
16. Ну не грамотный я, ну что поделаешь. И вообще, все это так прямолинейно и перпендикулярно, что мне неприятно. Вы думаете, что мне далеко просто. Мне далеко не просто! Если бы я всё назвал, чем я располагаю, да вы бы рыдали здесь! я вообще - на любом языке я умею говорить со всеми, но этим инструментом стараюсь не пользоваться.
Французы и испанцы преуспели в ритме так, что Стравинский отдыхает. Он в угоду ритму ломал структуру (просодию) слова (как в "Свадебке", для примера) - так это "изобретение" сомнительное. Фалья, Гранадос а куча композиторов, писавших сарсуэлы, французские мастера все без исключения, в том числе и Оффенбах как раз играли ритмами совершенно виртуозно. Так что Стравинкий отдыхает. Надо послушать сарсуэлу внимательно - вот где сумасшедшие находки в ритмах!...
Ритм есть в каждом сочинении. Кто-то в более изощрённом ритме писал, кто-то в менее, но тем не менее выстрелил один - Стравинский! И повлиял на весь 20 век.
к 14. Нэпман! Уличаю Вас в глухом невежестве по части испанской музыки! Вот не ожидал! Там с ритмами так лихо обстоит, что закачаешься. И размеры меняются чуть не чарез пару, а то и тройку (!!!) тактов! Секстоли, квинтоли в правой руке, а в левой триоли и так далее, и так далее.... Посмотрите песни Фальи, Гранадоса вещи. Послушайте сарсуэлы.... Стравинский в угоду ритму ломал просодию языка, это да. Вся его заслуга. Кстати, ритм - основной приём-фишка у Орффа, которого, как я понял, Вы тоже знаете слабо. А вот я его люблю. И знаю. Недурственно знаю. Поковыряйтесь в этом материале...
23. Вот те на! Я Альбениса с Гранадасом давно слушаю, а меня уличают в невежестве. Кстати, послушайте Иберию и Гойески в исполнении де Лароча, если ещё не слушали, - бомба! А Орфа знаю от корки до корки, потому что именно такая ритмичность в его музыки мне импонирует. Правда, многие его сочинения меня огорчают, типа Мистерии, музыкального содержания в них ноль!
26. Потому что до него ничего похожего на Петрушку и Весну священную никто не сочинял. Мне ещё удивительно, что Стравинский ничем себя ещё не зарекомендовавший до этого, вдруг написал такие роскошные вещи, в том числе и оркестрово. Ну тут, конечно, Дягилев гений, сумел разглядеть его потенциал.
А кто до Орффа сочинил нечто похожее на Катулли Кармина, Кармина Бурана? Кто до Бетховена писал программные симфонии? И симфонии с хоровым финалом? И ещё много чего-то можно накопать. Кто-то всегда становится ПЕРВЫМ в той или иной ипостаси. Стравинский не был одинок в исканиях новых форм и средств, идей сюжетов и так далее. Точно так же, как Прокофьев и вообще композиторы 20 века. Что касается додекафонии, то это от творческой импотенции всё... Так же, как "музыка", где стук пищущей машинки и звук от сливного бачка унитаза "сливаются в экстазе"...
29. Ну Вы совсем расширили тему. Всё в этом музыкальном мире повторяется, если брать совсем глобально. И минимализм это не завоевание 2-й половины 20 века, он был у того же Баха, например.
В 1761 году появились три симфонии Гайдна с программными заголовками: «Утро», «Полдень», «Вечер» (№ 6 — 8). Это было в духе времени. Еще у Вивальди известны концерты из цикла «Времена года». А предшественник Гайдна по должности в капелле Эстерхази Г. И. Вернер в свое время создал «Новый и весьма курьезный музыкальный инструментальный календарь... для двух скрипок и баса в двенадцати месяцах года». Гайдн понимал в данных случаях программность более обобщенно, чем Вивальди, и уж, конечно, без наивного детализирования, проявившегося у Вернера. Показателен лишь самый выбор «заявленных» тем.
Владимир, про эти симфонии лишь с нятяжкой можно сказать, что они "программные". С бо-о-о-ольшой!... Ливанова туда не приплела ещё вивальдевскую "Ночной дозор в Мадриде", "Старость", "Буряна море" кажется, ну и ещё с десяток тому подобных вещей. Жаль, что она не включила туда симфонии "Курица", "Медведь", "Военная" и тому подобное... Нет, у Беховена "Пасторальная" вполне сравнима с "Фантастической" Берлиоза.
Кому-то не нравится Брамс, кому-то Рахманинов. Я даже имел контакт с музыкантом, который демонстративно называл Бетховена "автором музыки Сурка". Но пытаться принизить роль чрезвычайно крупного композитора, одного из классиков XX века, несерьезно. Откровенная вкусовщина. Признаю, что Стравинский - по натуре композитор-конструктор. Но лично меня его музыка (всех периодов) всегда увлекала.
У него есть три главных шедевра - Петрушка, Жар-птица и Весна священная. Можно ещё причислить к удачам и Свадебку, хотя своей монотонностью она проигрывает первым трём. но ещё можно добавить и гениальное переложение Петрушки для фортепиано. Всё ,что он написал позже - уже не являются шедеврами, на мой взгляд. Да он это и сам, кажется, понимал, вокруг остальных его сочинений сказанных и написанных слов было сделано больше, чем, собственно, сама музыка этого заслуживает. А поворот к серийной музыке вообще можно рассматривать как спасительную солому в замаячившем впереди творческом кризисе, ибо в наступившем периоде многие представители модного западного авангардизма на его творчество смотрели свысока, чего не мог пережить Стравинский, имевший привычку держать ухо востро, остро реагируя на все модные веяния в музыке. Да и то - обратиться к серийной музыке он не сам пришёл самостоятельно, а ему подсказал его "биограф" - Крафт.
Мне еще с подростковых лет очень нравятся и Симфония псалмов, Симфония в трех частях, Ф-п концерт, "Эдип". С огромным удовольствием слушал и смотрел оперу "Похождения повесы" в театре им. Покровского.
Мне тоже, но не в этом дело. Просто я рад вашему возвращению на Погружение, хотя бы в качестве комментатора. А то вы как в воду канули - я уж думал о самом худшем. Не покидайте нас, Погружение и так стало скучноватым, да и выкладываются в основном видеозаписи.
К Симону. Это можно увидеть по дополнительному сдвигу моего комментария вправо. Иначе он был бы точно под вашим. Вот и ваш комментарий, обращенный ко мне, тоже сдвинулся еще на шаг вправо. Когда-то и я путался в том, кто кого комментирует, пока не обратил внимание на эти сдвиги. А сегодня я узнал еще что-то новое о комментариях на данном сайте. Я ранее прокомментировал здесь высказывание terrestro, где он писал об отсутствии мелодического дара у Шостаковича, указав, что там, где Шлстаковичу было нужно, его дар проявлялся, и дал два примера - "Песня о встречном" и Вальс №2. А сейчас, в ходе поиска того, что оказалось вашим комментарием, увидел, что этот мой комментарий исчез. Сначала не понял, как это могло быть, но увидел, что terrestro удалил свой комментарий о Шостаковиче, а с ним исчезло и мое высказывание. Что, впрочем, логично. И если Симон, например, удалит свой коммент №19, то исчезнет вся следующая за ним цепочка, включая то, что я сейчаc пишу. Сик транзит...
35. Да я просто на фб иногда режусь со многими деятелями музыкальной культуры, да и бытовуха заедает периодически, мешает окультуриваться как мне хочется. Поэтому и не часто пишу комменты здесь, хотя и скачиваю всё что мне интересно, ничего не упуская из виду. Вообще, была б моя воля, немного поменял бы формат Погружения, сделал бы более демократичным. А так - даже технические неполадки умножились на сайте: нет возможности писать в мини-чате (отсутствует кнопка ввода текста) и перестали приходить уведомления на почту, когда мне отвечают на мои комменты. Почему-то эта функция исчезла, стало быть, не знаешь есть ли продолжение дискуссии или нет..
Если подходить к музыке, как к инженерному сооружению, то тогда Стравинский и ещё куча композиторов - то, что надо! Петрушка, Весна священная, Симвония псалмов мне тоже нравились в юные годы. Это не меняет дело. Эмоциональная составляющая без видео-ряда там никогда не сравнится с музыкой не только Чайковского, но и Брамса, Дворжака, Брукнера, Малера, Шостаковича. Тут, как говорится, "кому нравится поп, кому - попадья, а кому - поповна".
Спасибо! А уж за огромнейшее энциклопедическое исследование в комментариях - Спасибо и поклон благодарный!
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".