Stiffelio Опера в трех действиях Джузеппе Верди; либретто Ф. Пьяве по трагедии Сувестра и Буржуа. Первая постановка: Триест, "Театро Гранде", 16 ноября 1850 г. Основные действующие лица: Рудольф Стиффелио, глава протестанстской секты (тенор); Лина, его жена (сопрано); граф Станкар, отец Лины (баритон); пастор Йорк (бас); Рафаэль фон Лойтольд, кузен Лины (тенор); Фридрих фон Френкель (тенор); Доротея, кузина Лины (меццо-сопрано). Действие происходит в Австрии в замке графа Станкара на берегу реки Зальцбах в начале XIX века. I действие Зал в доме графа Станкара. Старый пастор Йорк читает «Мессию» Клопштока. Граф, его дочь Лина, Фридрих и Доротея, — кузен и кузина Лины, молодой дворянин Рафаэль фон Лойтольд, все ждут возвращения пастора Рудольфа Стиффелио — мужа Лины. Входит Рудольф, радостно приветствуя жену и друзей. Он взволнован. По дороге к дому он услышал странную историю: прохожие видели, как рано утром из окна дома в реку выпрыгнул неизвестный, в то время, как в окне промелькнуло лицо красивой женщины. Беглец потерял свою сумочку с бумагами и письмами, которую крестьяне передали Стиффелио. Лина и Рафаэль с трудом скрывают свое волнение, но Стиффелио полностью доверяет жене и друзьям, он бросает злополучную находку в камин. Любовники могут спокойно перевести дух. Однако граф Станкар замечает беспокойство дочери и в его душе закрадывается подозрение. Прихожане хвалят благородного молодого пастора, Стиффелио благодарит собравшихся. Гости постепенно расходятся. Рудольф и Лина остаются одни. Рудольф благодарен жене, он уверен, что она хранит ему верность. Лина к смущении. Стиффелио непонятна причина сдержанности. Тут взгляд пастора падает на руку Лины, на ней нет кольца, которое он ей подарил. Рудольф требует объяснения. Женщина в замешательстве, она с трудом находит слова оправдания. Входит граф Станкар и просит пастора пройти с ним в зал — там собрались люди, чтобы поприветствовать его и поздравить с возвращением. Рудольф уходит, терзаемый предчувствием беды. Лина приходит в себя. Она решает признаться мужу во всем и пишет ему письмо. Появляется граф Станкар. Он догадывается, что любовником Лины является Рафаэль фон Лойтольд и угрожает убить его. Разорвав письмо Лины, приказывает ей молчать. Станкар постарается все уладить сам, он не хочет позора. Рафаэль стремится встретиться с Линой, он вкладывает в книгу письмо своей возлюбленной. Его замечает пастор Йорк. В зале замка начинается праздничное веселье по случаю годовщины свадьбы Лины и Стиффелио. Йорк видит, как Фридрих фон Френкель берет книгу с письмом и предполагает, что именно он — любовник Лины. Своими подозрениями он делится со Стиффелио. Рудольф требует объяснений и открывает книгу. Выпавшее письмо успевает подобрать граф Станкар. Он отводит в сторону Рафаэля и обвиняет его в соблазнении дочери. II действие Лина ждет Рафаэля на кладбище. Она подходит к могиле своей матери и обращается к ней с мольбой о защите. Вскоре приходит Лойтольд. Он не хочет потерять Лину и уверяет ее в своей любви. Появляется граф Станкар. Он вызывает Рафаэля на дуэль. Юноша отказывается, но Станкар унижает его, называя подкидышем. Рафаэль обнажает шпагу, однако появление Стиффелио прерывает начавшийся поединок. Он встает на защиту Лойтольда, обращаясь с проповедью христианских добродетелей, человеческого единения. Тогда Станкар сообщает пастору правду. Рудольф хватает шпагу и призывает Рафаэля защищаться. В этот момент из церкви доносится пение. Прихожане молят Бога о мире и покое. Пастор опускает руку. Появившийся Йорк просит Стиффелио успокоиться и уводит его. III действие Граф Станкар в своем кабинете читает письмо Рафаэля к Лине, в котором юноша уговаривает возлюбленную бежать с ним. Отец потрясен позором, обрушившимся на его семью. На короткий момент ему приходит мысль о самоубийстве, но его останавливает долг — защитить Лину и Стиффелио. Граф клянется отомстить Рафаэлю. Лина молит мужа о прощении, но Стиффелио непоколебим, он требует развода. Лина вынуждена согласиться, она подписывает необходимые документы. В отчаянии женщина просит Стиффелио, как священнослужителя, выслушать ее исповедь. Лина стала жертвой своей слабости, она глубоко раскаивается в этом. Однако искренние признания не останавливают намерений Рудольфа — он готов наказать своего обидчика. В зал входит Станкар с окровавленной шпагой — он отомстил за честь дочери и Стиффелио. Йорк осуждает поступок графа. Стиффелио и старый пастор уходят в церковь, оставив рыдающую Лину. Под звуки органа в храме происходит служба. Прихожане молятся о прощении грехов. Среди них — Лина и ее отец. Молящиеся просят Стиффелио-пастора простить Лину. Как Христос простил блудницу, так и пастор прощает женщину, забывшую свой долг.
Верди всегда привлекали нетрадиционные сюжеты, если он находил в них новые интересные идеи, которые привели бы к оригинальным музыкальным решениям: "Я ищу сюжеты новые, значительные, прекрасные, разнообразные, смелые... смелые до крайности, с новыми формами и т.д... в то же время сюжеты, возможные для омузыкаливания..." (к де Санктису от 1.01.1853) Продолжая поиски сюжетов, в которых внутренний мир главных героев занимал бы доминирующее положение, Верди обращается к забытой драме Сувестра и Буржуа. Либретто составляет старый друг и соратник композитора — Франческо Пиаве. Перед композитором стояла нелегкая задача: сюжет французской пьесы мало соответствовал канонам сцены, хотя и давал возможность композитору проявить себя тонким психологом. Стиффелио — немецкий пастор, фигура во многом новая, как для Верди, так и для итальянского музыкального театра. Пожалуй, не легко назвать оперу, где действие заканчивалось бы разводом и прощением оступившейся жены, Подобное поведение героя-тенора, чье амплуа — счастливый соперник — необычно. Религиозное настроение, занимающее в «Стиффелио» важное место, оказывает влияние на поступки действующих лиц. Пастор Йорк призывает Стиффелио к прощению, сам главный герой прощает и Рафаэля и Лину. В русле оперных традиций мстителя ведет себя лишь граф Станкар. Действие происходит в обстановке повседневной жизни, с героев "снят" ореол романтической исключительности. Лишь во II действии появляются типичные признаки романтического спектакля — кладбище, шпага, поединок. Опера, в сущности, представляет собой пример бытовой психологической драмы, драмы ревности (Возникают параллели с "Отелло".). В ней формируются черты лирической оперы, а основные коллизии даже указывают на будущую веристскую музыкальную драму. Пиаве создал неплохое либретто, которое позволило композитору проявить свое мастерство в раскрытии душевных движений. «Стиффелио» изобилует прекрасными ансамблями, яркими мелодическими находками,которые окажут влияние на последующие произведения композитора — «Риголетто», «Травиату». Наиболее яркие драматические эпизоды связаны со столкновениями равных действующих лиц, что приводит к возрастающей роли дуэтов-поединков в драматургии произведения. Это особенно ярко проявляется в I акте, основными опорными точками которого становятся два развернутых дуэта Лины и Рудольфа и Лины и Станкара, где определяется их дальнейшая судьба. Второй акт в основном состоит из двух дуэтов, несколько меньших по масштабу (дуэты Лины и Рафаэля, Станкара и Рафаэля). Большой дуэт Лины и Рудольфа из заключительного акта, которому предшествует драматический диалог Рудольфа и Рафаэля, образует арку с дуэтом супругов из I акта. В "Стиффелио", как и в других операх, важное значение приобретает принцип контраста. Безмятежный хор гостей (I акт), построенный на основной теме увертюры, разряжает обстановку и оттягивает кульминационный септет. Он продолжает традицию ансамблей оцепенения, часто применявшихся в важных эпизодах драмы и выполнявших функцию "сжатой пружины". В «Стиффелио» Верди использует этот же прием — по окончании ансамбля действие продолжается с новой силой: грубые реплики Станкара, угрожающего Рафаэлю, патетическая мелодия Рудольфа, требующего объяснений, отчаяние Лины мастерски соединены в единое целое. Во втором акте выделяется драматическая сцена Лины на кладбище, имеющая сходство со сценой Амалии у склепа Мооров в «Разбойниках». Тревожное оркестровое вступление представляет собой полифоническую разработку терцового мотива в восходящем движении. В вокальной партии сочетаются выразительная декламация с интонациями lamento. Настоящим драматизмом проникнута сцена дуэли, переходящая в квартет. Ярким контрастом происходящим событиям звучит спокойный хор молящихся, доносящийся из церкви, который заставляет Рудольфа опустить шпагу. Вновь, как и в предыдущих операх, Верди объединяет два различных события, происходящих параллельно. Заключительная сцена «Стиффелио», вероятно, единственная в своем роде — это сцена церковной службы. Она явилась причиной неоднократного столкновения Верди с цензурой: "...в "Стиффелио" есть значительное неудобство (также исходящее от цензуры), а именно — последняя сцена (5.12.1850)." В этом ансамбле противопоставлены сдержанный хор молящихся и порывистые фразы Станкара и Лины. На этом фоне происходит небольшой драматический диалог Рудольфа и Йорка, который призывает молодого пастора к спокойствию. Сочетание трех сценических планов образует яркий контраст и эффектное завершение всей оперы. Опера очень часто шла в искаженном виде, что возмущало композитора, не находившего ни в сюжете, ни в последней сцене ничего оскорбительного для религии. Премьера «Стиффелио», состоявшаяся 16 ноября 1850 года в Триесте не имела большого успеха. Верди очень ценил это произведение и спустя семь лет значительно переработал его. В новом виде она стала называться «Арольдо»» однако и ее судьба сложилась не так удачно, как хотелось композитору. Лишь в наше время опера «Стиффелио» приобрела популярность, оправдав тем самым его надежды. В современном восприятии сюжет оперы представляется очень актуальным, а драматургия убедительной.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".