Ваша Пржигода (чеш. Váša Příhoda; 22 августа 1900, Водняны, Чехия — 26 июля 1960, Вена) — чешский скрипач.
Сын Алоиса Пржигоды, директора музыкальной школы в пражском пригороде Нусле. Учился в Пражской консерватории (1910—1912) у Яна Маржака. В 1912 г. выступил в Праге с первым сольным концертом, исполнив произведения Моцарта, Дворжака и Фибиха.
Начал концертировать по Европе с 1913 года, но из-за Первой мировой войны гастроли почти не приносили денег, так что в 1919 г. отчаявшийся музыкант уже играл в миланском ресторане. Здесь его и услышал Артуро Тосканини, заявивший во всеуслышание: «И Паганини не сыграл бы лучше». Благодаря отзыву великого дирижёра карьера Пржигоды пошла в гору: за последующие пять месяцев он дал в Италии 84 концерта.
В 1920 г. Пржигода отправился на гастроли в Аргентину, откуда переместился в США, где его игра получила восторженные отзывы, например, Наана Франко. По возвращении в Европу Пржигода жил и работал преимущественно в Австрии, преподавал в зальцбургском Моцартеуме.
В годы Второй мировой войны он активно концертировал по Третьему рейху. Первые полтора года после окончания войны были связаны для Пржигоды с попытками защитить свою репутацию, на которой отрицательно сказались не только его творческие успехи конца 1930-х — начала 1940-х, но и то, что его первая жена, скрипачка еврейского происхождения Альма Розе, погибла в Освенциме (Пржигоду обвиняли в том, что он развёлся с ней из карьерных соображений; вторая жена его, однако, тоже была еврейкой, да и сам брак с Альмой длился с 1930 до 1935 гг., то есть распался до того, как Австрия попала в сферу действия нацистских антисемитских кампаний). К концу 1946 г. обвинения и запрет на работу с Пржигоды, в основном, были сняты, и он вновь стал интенсивно концертировать, при этом живя преимущественно в Италии и Австрии и ведя в Вене преподавательскую работу.
Несмотря на тяжёлый перелом руки в 1954 г. Пржигода пережил звёздный час в 1956 г. во время выступления на фестивале «Пражская весна», встреченного беспрецедентными овациями. В 1958 г. сделана наиболее известная запись Пржигоды — вариации Паганини «Nel cor più non mi sento» (на тему «Прекрасной мельничихи» Паизиелло).
Bach Concerto for 2 Violins, Strings & Bc BWV 1043; Sonaten & Partiten for Violin solo BWV 1004 & 1005
Lalo 4. & 5. Movement from Symphony Espagnole d-moll
Marx Violin Sonata "Frühlingssonte" A-Dur
Mendelssohn 2. & 3. Movement from Violin Concerto op. 64
Mozart Menuett from Divertimento KV 334; Violin Concertos Nos. 3 & 4 KV 216 & 218; Violin Sonata KV 454; Andante cantabile from Violin Concerto No. 4; Türkischer Marsch aus der Piano Sonata No. 11
Paganini Introduktion & Variationen op. 38 über "Nel cor piu non mi sento" aus Paisiellos "La Molinara"; Adagio from Violin Concerto No. 1; Le Streghe op. 8; Capriccio for Violin solo "Nel Cor Piu Non Mi Sento"
Prihoda Serenade; Slawische Melodie; Romance Elegiaque; Menuett im alten Stil
Vieuxtemps 1. & 2. Satz aus Violin Concerto No. 45
Viotti Sinfonia Concertante No. 1 for 2 Violins & Strings
Vitali Ciaccona for Violin & Bc
Wieniawski Violin Concerto No. 2; Fantaisie Brillante su des Motifs de l'Opera "Faust" de Gounod op. 20; Scherzo Tarantelle op. 16
Vasa Prihoda, violin;
Otto A. Graef, Maria Bergmann, Charles Cerne, Franco Novello, Itzko Orlovetzky, Bruno Seidler-Winkler, Lydia Bechtold, Michael Raucheisen;
Sinfonieorchester des Nordwestdeutschen Rundfunks, Prague Radio Symphony Orchestra, Sinfonie-Orchester des Süddeutschen Rundfunks,
Orchestra Sinfonica di Torino della RAI, Münchner Rundfunkorchester, Kölner Rundfunk-Sinfonie-Orchester, Orchester der Staatsoper Berlin;
Hans Schmidt-Isserstedt, Jaroslav Krombholc, Hans Müller-Kray, Ennio Gerelli, Armando Gramegna, Werner Schmidt-Boelcke, Franz Marszalek, Bruno Seidler-Winkler.
Не уверен, что буду все это слушать... тем не менее, огромное спасибо за Ваш труд! Мне кажется, добавление буквы "и" в фамилию скрипача - Пржигода - значительно облегчит поиск на русском языке.
Записи разного качества и разного качества не только записи, но и реставрация. Кое-какие записи неприемлемы для моего уха. Интересно, с настроением играет. Но, на мой взгляд, много подъездов к нотам, портаменто. Так вдруг и пахнет хорошим кабаком! Но в целом - очень славный. Техничный и не без чувства. Порой, так "со смальцем", "душещипательно". "Рыба" в кабаках, вероятно, была изрядной!! Порой мне Гитлиса напомнил.
Да. Это такая манера исполнения была раньше, с портаменто. Связанная, думаю, с технологией, школой, традициями. Нужно быть снисходительными ). Ни один инструмент не имеет такого сложного начального обучения, как скрипка. Кстати, манера старых русских лирических теноров мне тоже не очень нравится ). Сейчас так тоже не поют.
к 10. Это в отмесчтку, что-ли?! Да, русские тенора, и не только лирические, пели достаточно скверно, если судить по тенорам СОВЕТСКОГО периода. А в "ненавистном царском времени" русские тенора были всё же много лучше и некоторые из них снискали себе успех и за границей, в Италии и Испании, где тогда мастерство певцов было на несравненно высоком уровне. К примеру, Фигнер, Собинов,Смирнов. Поземковский. Были и другие теноры, такие, как Виттинг, Петраускас, Матвеев, Чаров-Чарини...
Да, нет! Просто, музыкой навеяло Но, все же, ради интереса! Советские лирические тенора не из воздуха же возникли? Их специфическая манера. И, кстати, многим они нравится! ) Кое что и мне нравится. А ведь и Менухин часто пользуется излишними глиссандо. Но это не умаляет его достоинства как музыканта.
Vol. 1 Чайковский Violin Concerto in D Major, Op. 35, TH 59 Vasa Prihoda, North German Radio Symphony Orchestra & Richard Austin
Sérénade mélancolique in B-Flat Minor, Op. 26, TH 56 Vasa Prihoda & Otto A. Graef
Vol. 2 Дворжак Violin Sonatina in G Major, Op. 100 Vasa Prihoda & Maria Bergmann
4 Romantic Pieces, Op. 75 Vasa Prihoda & Otto A. Graef
Slavonic Dances, Op. 46: No. 2 in E Minor. Allegretto scherzando (Arr. F. Kreisler for Violin & Piano) Vasa Prihoda & Otto A. Graef
Slavonic Dances, Op. 72: No. 8 in A-Flat Major. Grazioso e lento (Arr. for Violin & Piano) Vasa Prihoda & Itzko Orlovetzky
Vol.3 Дворжак Violin Concerto in A Minor, Op. 53 Hamburg Sinfonieorchester des Nordwestdeutschen Rundfunks Hans Schmidt-Isserstedt
Violin Concerto in A Minor, Op. 53 Prague Radio Symphony Orchestra Jaroslav Krombholc
Vol.4 Моцарт Violin Concerto No. 3 in G Major, K. 216 Vasa Prihoda, Stuttgart Sinfonie-Orchester des Süddeutschen Rundfunks & Hans Müller-Kray
Violin Concerto No. 4 in D Major, K. 218 Vasa Prihoda, Orchestra Sinfonica Di Torino Della RAI & Ennio Gerelli
Vol.5 Бах Concerto for 2 Violins, Strings & Basso Continuo, BWV 1043 Vasa Prihoda, Franco Novello, Orchestra d’Archi di Torino della RAI & Ennio Gerelli
Violin Sonata No. 3 in C Major, BWV 1005: I. Adagio Violin Sonata No. 3 in C Major, BWV 1005: II. Fuga Violin Partita No. 2 in D Minor, BWV 1004: V. Chaconne
Vol.6 Giuseppe Tartini Violin Sonata in G Minor, Bg. 5 "Devil's Trill" Vasa Prihoda & Trio d'Archi
Tomaso Antonio Vitali Chaconne in G Minor Vasa Prihoda & Orchestra d'Archi e Organo di Torino della RAI
Giovanni Battista Viotti Symphony Concertante No. 1 in F Major, W 1.30 Vasa Prihoda & Orchestra Sinfonica di Torina della RAI
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".