Anne-Marie Rodde, Sopran • Jean Nirouët, Altus • Martyn Hill, Tenor Ulrich Studer, Baß I • Peter Kooy, Baß II
COLLEGIUM VOCALE GENT MUSICA ANTIQUA KÖLN (Reinhard Goebel) mit Originalinstrumenren
Barock-Violine: Reinhard Goebel, Marie Leonhardt, Mihoko Kimura,
AnneRöhrig, Antoinette van den Hombergh Barock-Viola: Karlheinz Steeb, Hajo Bäß Barock-Violoncello: Jaap ter Linden, Rainer Zipperling Violone: Jonathan Cable Traversflöte: Wilbert Hazelzet, Philippe Suzanne Barock-Fagott: John David Mings Orgel-Positiv: Henk Bouman
Leitung
PHILIPPE HERREWEGHE
Jean Gilles (1668—1705) Messe des morts (Requiem)
01. Introitus Requiem aeternam (Tenor) Et lux perpetua (Baß/Chor) Те decet hymnus (Sopran) Et tibi reddetur votum in Jerusalem (Sopran/Baß) Exaudi orationem meam (Chor) Requiem aeternam (Tenor) Et lux perpetua (Sopran/Baß/Chor)
03. Graduale Requiem aeternam (Baß) Et lux perpetua (Baß) In memoria aeterna erit justus (Chor) Ab auditione mala non timebit (Baß/Chor)
04. Offertorium Domine Jesu Christe (Baß/Chor) Sed signifcr sanctus Michael (Chor) Hostias et preces tibi, Domine (Tenor) Fac eas, Domine, de morte transire (Baß)
05. Sanctus Sanctus- Hosanna in excelsis (Baß I/II/Chor) Benedictus - Hosanna in excelsis (Altus/Tenor/Baß/Chor)
06. Agnus Dei (Baß/Chor)
07. Communio Lux aeterna luceat eis (Baß) Requiem aeternam - Et lux perpetua (Baß/Chor)
Michel Corrette (1709-1795) 08. Carillon des morts
Cостояния винила: Ex Устройство воспроизведения: Kenwood KP-1100 Головка звукоснимателя: Ortofon 2M Red Предварительный усилитель/АЦП: Pro-Ject Phono Box II USB Программа-оцифровщик: CEP 2.0 Обработка: CEP 2.0 (Click/Pop Eliminator, Fade in/Fade Out)
За свою короткую жизнь Жан Жиль сочинил значительное количество
церковной музыки. В основном это были псалмы в виде больших модных в то
время во Франции мотетов. Например, его Laudate Nomen Domini (Psalm 135)
демонстрирует поразительную тембровую индивидуальность и мелодическую
изобретательность. Однако, среди сохранившихся композиций две можно
считать особо выделяющимися на фоне остальных. Первая из
них - Те Deum, "большая хоральная симфония". Она была написана по случаю
Рейсвейкского мирного договора, весть о котором достигла Парижа 22
сентября 1697 года. Жиль завершил это произведение ночью, а уже на
следующий день исполнил его.
Вторым из выдающихся сочинений
Жиля является его "Messe des morts”, дата сочинения которого неизвестна.
История этого произведения любопытна. Семьи двух умерших сановников
Тулузы заказали реквием, но, увидев сложный характер произведения,
решили, что оно будет им не по карману. Рассердившись, Жиль заявил, что,
если заказчик не желает раскошеливаться, он прибережет реквием для
своих похорон. Что и произошло, правда гораздо раньше, нежели мог
ожидать композитор. На его похоронах в Тулузе исполнителем реквиема был
Кампра, которого Жиль знал еще со студенческих лет.
С тех пор
реквием Жиля стал необычайно популярным произведением, широко известным
и, по-видимому, часто исполняемым. Кампра был одним из тех, кто высоко
ценил это произведение и был ответственен за исполнение его в Париже и
во французском королевском дворе. 27 сентября 1764 году реквием был
исполнен на панихиде по Рамо в церкви Oratorians на улице
Фобур-Сент-Оноре. По этому случаю были спеты отрывки из собственных
сценических произведений Рамо, в частности из его лирической трагедии
Кастор и Поллукс (1737). Действительно, кажется, что Кирие пели под
музыку Рамо, а не Жиля. После смерти Рамо произведение стало популярным в
парижских духовных концертах. Но высшая награда пришла к реквиему Жиля в
1774 году, когда Messe des morts была исполнена на поминальной службе
по Людовику XV в Версале.
Внешне реквием Жиля типичен для
Великого века и имеет много общего, например, с большими мотетами
Лаланда. Тем не менее, в этой музыке присутствует индивидуальная
чувственность и нежная простота. Messe des morts Кампра имеет
определенное сходство с реквиемом Жиля, и хотя мы не можем с
уверенностью датировать его произведение, вполне вероятно, что реквием
провансальского современника Кампра послужил источником вдохновения для
старшего композитора. В течение XVIII века в текстах заупокойной мессы
происходили небольшие перестановки, ни одна, например, не содержит Dies
Irae или Libera me. Сходство также можно обнаружить в элегическом письме
для струнных, ясной текстуре, резком акценте на тонических и
доминирующих ключах и широких выразительных контурах. Кажется, что в
Провансе XVIII века заупокойная месса Кампра и Жиля действительно
исполнялась совместно, с чередованием отрывков из каждого. В этих
случаях национальная гордость явно превалировала над художественной
целостностью.
Николас Андерсон
Реквием Жиля сохранился в
двух вариантах: в первоисточнике в виде рукописной партитуры (Paris,
Bibl. Nat. Vml 1375) и в виде более поздней версии, напечатанной Мишелем
Корретом в 1764 году, почти через 60 лет после смерти Жиля. Это издание
также включает в себя Carillon des morts, сочиненный Корретом.
Печатное
издание отличается от рукописного варианта тем, что в него добавлены
определенные инструменты. Таким образом, в начале произведения барабан
предвосхищает струнные. В Те decet hymnus еще до вступления голоса
играет гобой, тем самым задавая общий тон. Очевидно, были добавлены
дополнительные инструменты для исполнения произведения по случаю похорон
Рамо в 1764 году, что указано в предисловие к печатному изданию. Наша
запись основана на более старом рукописном источнике, который, вероятно,
выражает первоначальный замысел композитора. Кроме того, мы записали
"Карильон” Корретта.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".