Ученик Массне, композитор Гюстав Шарпантье впитал все лучшее, что дала миру французская музыка, и претворил в жизнь в своем шедевре, ставшим «гимном» Парижа - Парижа простых людей и искренних чувств. Если наиболее ярким живописным воплощением города, безусловно, являются полотна Клода Моне, Камиля Писсарро и, конечно, Мориса Утрилло, то музыкально он воспет Шарпантье. Разумеется, до него был Пуччини со своей «Богемой». Но тот был итальянцем, а Шарпантье француз! И это весьма важно! В его музыке органично переплавились традиции лирической оперы и элементы импрессионистической звукописи, а черты веристских страстей (безусловно, присутствующие), оказались укрощенными французским гедонизмом и медитативной созерцательностью. У Шарпантье в «Луизе» нет места таким необратимым вещам как смерть! Зачем? Жить - ведь это так хорошо!
Шарпантье удалось счастливо избежать в «Луизе» прямого подражания своему более талантливому современнику Клоду Дебюсси, чей «Пеллеас» появился двумя годами позднее, а также Вагнеру, который проник в душу каждого музыканта, хотел он того или нет. Здесь нет ни тевтонской тяжеловесности чувств немецкого гения, ни символистко-декадентской зыбкости героев Дебюсси, завязших... нет, не в чувствах - в нюансах чувств! «Простая история» о девушке-швее из рабочей семьи, влюбившейся в молодого поэта, олицетворяющего для ее родителей богемный Париж. Всеми силами они противятся этому роману. Но любовь непобедима и Луиза покидает отчий дом, предпочтя размеренной жизни богемную романтику. Вот и вся коллизия, происходящая на фоне парижской жизни.
Шарпантье назвал оперу "музыкальным романом”, чем подчеркнул своё стремление приблизить оперное иск-во к повседневной правде жизни. Реалистич. тенденции проявились здесь в психологии, раскрытии семейной драмы героев, в социальной характерности персонажей. В музыке правдиво и поэтично воплощены интонации гор. бытовой речи: выкрики разносчиков, разноголосица парижских улиц, радостный гомон нар. празднеств. В вок. и орк. партиях Шарпантье широко пользуется мотивами-характеристиками и мотивами-символами.
Несмотря на повсеместный успех «Луизы», начиная со 2-й трети 20 века, эта опера идет на сценах мира не так уж часто. Конечно, это не касается Франции, где она продолжает оставаться символом национального искусства. В 1976-77 гг. была записана студийная версия, которую можно с полным основанием считать лучшей записью оперы - её осуществил Жорж Претр на SONY (Илеана Котрубаш, Пласидо Доминго, Габриэль Бакье)
У нас больше знают его однофамильца Марка-Антуана Шарпантье (1643-1704), музыка которого тоже кстати 200 лет находилась в забвении пока его Мотет гимном Евровидения не сделали. Луизу в России тоже не ставят, хотя это одна из лучших французских опер и лучшее сочинение этого композитора
Впервые эта Увертюра (Шарпантье Первого) получила мировую известность в 20-м веке, кажется, не благодаря использованию на конкурсе Евровидения, а благодаря использованию в каком-то кассовом фильме (наверняка, про Людовика какого-нибудь). Есть у меня диск - сборник "Музыка барокко в кино" - там она есть. Чуть в другом (лучшем в деталях) исполнении. А... нашла. Фильм называется "Valmont". Увертюра арранжирована by McGurty. Только вот в чём эта арранжировка состоит - я не поняла.
У меня какая-то ерунда со списками воспроизведения. Запускаю 1 диск - воспроизведение начинается с 7 трека. Кликаю по 1-му треку - первые 6 треков проскакивают и опять воспроизводится 7 трек (по второму, по третьему - тот же эффект). Ну, думаю ошибка в нём. Удаляю. Вручную ставлю треки - всё нормально. Создаю список воспроизведения. Запускаю - опять та же ерунда. 2-ой диск - аналогичная история. Проигрывается 1 трек, затем проскакиваем через 2 и 3 сразу на 4-ый. В чём может быть причина? Подскажите, пожалуйста!
Скорее всего ваш плейер французские шрифты с ударениями и прочими финтифлюшками некорректно читает. Самое простое чем можно помочь - переименуйте файлы
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".