Александр
Георгиевич Чугаев родился 27 января 1924 года в городе Ейске Краснодарского
края, на берегу Азовского моря. Выросший в семье инженера-архитектора, он уже с
шести лет импровизировал, занимаясь музыкой с мамой – Антониной Александровной.
Помимо игры на фортепиано увлекался математикой и астрономией.
К
музыкальным занятиям всегда относился очень серьёзно, что дало ему возможность
в 1933 году, в девятилетнем возрасте, поступить в школу-семилетку Гнесиных.
Здесь его педагогами по фортепиано стали А.Н.Головина и Е.Ф.Гнесина. Заметив
композиторское дарование Чугаева, сестры Гнесины пригласили в школу
Е.О.Месснера, который начал заниматься сначала с ним одним, а затем и с Борисом
Чайковским. Месснеру в ту пору было около 35 лет. Он, по словам А.Я.Эшпая, «был
поразительно тонким музыкантом и изумительным человеком». «В преподавании
композиции, – подчеркивал М.Ростропович, – он был представителем линии, идущей от
Мясковского и Шебалина».
Контуры портрета Александра Чугаева в
юности запечатлел Борис Чайковский, с которым его связывала крепкая дружба на
протяжении всей жизни. Вот его воспоминания: «Еще в детстве Александр
Георгиевич лично для себя изучил «Подвижной контрапункт» Танеева и знал его
досконально, хотя студенту этот труд знать было совсем не обязательно. Он
увлекался математикой – любил иногда порешать математические задачи в качестве
отдыха, вместо того чтобы бездельничать. Конечно, это была математика выше
школьной программы, тяга к ней была у него и в детстве и в зрелом возрасте.
По-видимому,
Александр Георгиевич не должен был что-то специально заучивать – он сам всем
интересовался, как-то вовлекался в познание каждого предмета, старался
вникнуть, что это вообще есть и как это делается, – это была очень характерная
черта. Он уже с детства был взрослым человеком и умел на чём-то
сосредоточиться: если чем-то занимался, то хотел это знать досконально, а не по
верхам. Но это не значит, что он никогда не шутил, не смеялся – наоборот, это
был разносторонний и обаятельный человек!»
И
еще Б.Чайковский отмечал, что Чугаев не любил ничего низменного и
неблаговидного. «Его это задевало, он не мог с этим мириться и не понимал, как
вообще может существовать то, что для жизни казалось ему совершенно
неприемлемым».
Много
дали будущему композитору и занятия с Игорем Владимировичем Способиным, который
задавал одаренным ученикам по 4–16 задач в качестве домашнего задания. Еще в
Гнесинской школе Чугаев начинает заниматься с В.Я.Шебалиным, в класс которого и
поступает в 1940 году в Московскую консерваторию. Ученик Мясковского, Шебалин
прежде всего воспитывал разносторонне образованного человека, личность. Он учил
строгому отношению к музыкальному материалу, чёткому и ясному раскрытию
замысла, самостоятельности в выявлении художественной идеи.
Война
прервала учебу. А.Чугаев вступает в ряды ополченцев. Затем – болезнь,
возвращение домой, в Ейск, где он пережил оккупацию. И возобновление занятий в
консерватории в 1943 году.
В 1946-м он оказывается в классе
только что пришедшего в консерваторию Дмитрия Шостаковича. Маргарита Кусс,
учившаяся вместе с А.Чугаевым, пишет о том, что Шебалин специально отдал
Шостаковичу своих лучших учеников – Александра Чугаева и Бориса Чайковского.
Потом был 1948 год. Шостаковича изгнали из консерватории. Его музыка была
запрещена. Вновь Маргарита Кусс: «Но ведь ни Шурика, ни Борю не заставишь
писать другую музыку, какую они писали, такую и продолжали писать. Обычно Шурик
и Боря, да и я тоже, когда у нас появлялись новые более значительные сочинения,
звонили и просили, чтобы Дмитрий Дмитриевич принял нас у себя… И он всегда с
удовольствием принимал нас. Мы приходили к нему домой – у него огромный кабинет
– и показывали свои сочинения. А он играл нам свои новые сочинения».
В годы учебы А.Чугаев пишет вариации и
ряд пьес для фортепиано, скрипичную сонату, романсы, хоры, Первый струнный
квартет. Влияние Шостаковича весьма заметно в Цикле прелюдий Чугаева,
датированном 1947 годом. Именно здесь проявились те смысловые идеи, которые
найдут свое претворение в будущих развернутых композициях. В шести прелюдиях представлены
уже многие составляющие мир образов композитора: скерцозные, с «горчинкой»,
мотивы прелюдий С, Es, Fis, и лирические, затаенные образы прелюдии-ноктюрна с,
прелюдии-песни es, прелюдии-вальса h.
Двадцати семи лет, в 1951 году,
Александр Чугаев завершает обучение в Московской консерватории. Его дипломной
работой стала кантата на слова А.Граши и Б.Шрейберга «Полководцу побед» для
солистов, хора и симфонического оркестра. Тогда же была завершена Концертная
увертюра для оркестра, прозвучавшая с большой концертной эстрады во время
Пятого пленума правления Союза советских композиторов.
Чугаев
остро чувствует необходимость в едином интонационном ядре, которое объединяет
на расстоянии образы, части одного сочинения, а также разные его партитуры,
прежде всего – инструментальные. Их немного, и наиболее значимые из них будто
бы вполне соответствуют традиционным жанровым моделям: это Второй струнный
квартет (1953), Скрипичный концерт (1964), Фортепианный квинтет (1970),
Фортепианное трио (1979).
В
1952 году А.Чугаев становится членом Союза композиторов. Спустя год появится
одно из лучших его сочинений – Второй струнный квартет (F). В предисловии к
партитуре, изданной в 1966 году, Б.А.Чайковский писал: «Этому произведению, как
и вообще музыке А.Г.Чугаева, присущи большая яркость и образность, богатство
тематического материала и мастерское использование возможностей инструментов.
Эмоциональный диапазон музыки квартета широк – от сдержанной суровой лирики до
шутки и гротеска. Автор не чуждается сопоставления сложных музыкальных образов
и простых «бытовых» интонаций, всё подчиняя своей творческой индивидуальности».
Четырёхчастный
цикл раскрывается как многоконтрастное сопряжения трёх быстрых скерцозных
частей с медленной второй частью. Здесь, в центре сюжета, – сдержанная песенная
мелодия близкая к фольклорной. По мере вариационного развития основная тема
обретает черты плача-причета, после которого возникает хоральный эпизод, а
затем лирический дуэт первой скрипки и виолончели, подводящий к мажорному
завершению.
К
мажору будут стянуты и все мотивы финала, но среди них особое место займёт
почти шлягерный мотив из первой части. «Веселая драма» – так, очевидно, можно
определить концепцию Квартета. Отголоски его образов, как осколки
рассыпавшегося зеркала, напомнят о себе в других композициях Чугаева, и прежде
всего – в Фортепианном квинтете, или камерной симфонии для пяти инструментов
(время звучания трёхчастного цикла – 43 минуты).
Здесь
также разворачивается драма-игра, в центре которой, в самой протяженной, второй
медленной части, звучит хорал струнных инструментов. И если в сонатном аллегро
первой части пульсирующие восходящие мотивы-вопросы пресекаются «дробью» темы
судьбы, то в финале, в его стремительном движении, все характерные интонации
переплавлены в двенадцатитоновой серии, теряют своё значение жанровые
составляющие, сжимается и само время.
«В
музыке разворачивается необычайный мир; глубокий и сильный лиризм преобразует
всё узнаваемое, и теперь непрерывно идешь за автором. /…/…Он отстаивает право
на углублённый лиризм, гротеск, современный музыкальный язык/.../», – так писал
в 1989 году ученик Чугаева, композитор Сергей Беринский, после авторского концерта
своего учителя, состоявшегося в Рахманиновском зале Московской консерватории.
Завершает
камерно-симфонический блок сочинений Чугаева – Фортепианное трио. В нём
сходятся лучи полярных, столь характерных для композитора, образов,
подтверждаются идеи связи времен, родства, даже единства несочетаемых элементов. В нём
чувствуется притяжение тех мотивов, которые питали и Второй квартет, и
Фортепианный квинтет.
«Бесподобное
совершенно Фортепианное трио», – скажет Б.Чайковский.
Здесь
абсолютная власть трагических образов. Удивительная по «застывающей» красоте
медленная часть (вновь, как это свойственно Чугаеву, музыка разворачивается в
вариационном движении). Финал – послесловие с выходом к фольклорному истоку.
«Новые стилистические особенности
проявляются и в содержании (столкновение «высокого» и «низкого» – хорала и
гротескной плясовой, медитативность, медлительность развертываемого действия),
и в структурной организации целого (идея моноцикла, несмотря на его явную трёхчастность),
и в особенностях музыкального языка (приёмы полистилистики сочетаются с
интонационным единством – прорастание материала из одного тематического ядра)»
– такая характеристика Трио дана в одной из рецензий, появившихся после
юбилейного концерта в Большом зале института имени Гнесиных в честь 60-летия
мастера.
Особо
значимы в наследии композитора и сочинения, в которых на первом плане голос
скрипки. Это Диалог
и каприччио для скрипки соло (начало 1960-х годов) и Концерт для
скрипки с оркестром (его премьера состоялась в 1963 году).
Adagio-Диалог
даёт возможность внимательно вслушаться в повелительные квартовые мотивы и
напряженно-скорбные «неответы». Внутренний диалог словно формируется вокруг
одного звука и ищет опоры, но из этого «лабиринта» выхода, как оказывается,
нет.
Каприччио
переводит содержание в русло воспоминаний, танцевальных, полузабытых мелодий.
И, хотя две части цикла (известно, что вначале было написано Каприччио, а затем
добавлен Диалог) сформированы по принципу «от минора к мажору» (d-D), всё же
щемящее чувство ностальгии по утраченному к концу лишь усиливается.
Ю.Янкелевичу принадлежит редакция этого сочинения, в которой во всей полноте
представлены возможности инструмента.
Скрипичный
диптих, который исполняли многие известные мастера (в их числе И.Бочкова,
Г.Фейгин, В.Пикайзен) – одно из самобытных, ярких современных сочинений
концертного плана.
Но
вот где в полной мере проявился талант Чугаева создавать выразительные, подчас
«блестящие» образы, а вместе с тем длить повествование о сущностных свойствах
мира и человека, так это скрипичный концерт (h-moll). Со стремительным
движением вперед развертывается настоящая борьба в первой части между
импульсивными, порывистыми мотивами и стучащей ритмо-формулой темы судьбы.
Среди созданного Чугаевым есть
сочинения, обращенные к знаковым событиям ХХ века (Симфоническая поэма «1905
год». Драматическая баллада). Есть и музыка к художественным и документальным
фильмам. Особняком стоит музыкально-театральная композиция – балет по повести
М.Гафури «Черноликие» (совместно с Х.Заимовым). Его сюжет – о любви, ненависти,
юности и вечной молодости человеческих чувств.
Ещё
одна и тоже главная тема жизни А.Чугаева – педагогика. С 1947 года он начинает
преподавать вначале в училище имени Гнесиных, затем в Гнесинском институте (полифония,
анализ музыкальных произведений, инструментовка, композиция). В 1979 году он
был приглашен на работу в Московскую консерваторию. Из класса Чугаева вышли
такие непохожие друг на друга композиторы, как Сергей Беринский и Игорь
Голубев.
Размышляя
о педагогическом таланте Чугаева, С.Беринский называет его одним «из хранителей
тайны композиторского мастерства, высокой культуры письма, того, что
противостоит внешнему эффекту, конъюнктуре любого толка».
Александр
Чугаев – и автор серьёзных теоретических трудов, раскрывающих свойства столь
почитаемого им полифонического письма («Особенности строения клавирных фуг
Баха», «Нетрадиционные виды полифонического формообразования в хоровых фугах
Генделя», Учебник полифонии).
Уже
после смерти композитора, последовавшей 22 марта 1990 года, композитор и
пианист Игорь Голубев напишет: «Оригинальность, свежесть интонационного и
гармонического языка; благородство, глубокий лиризм, драматизм, порою даже
трагизм, но и скерцозность, гротеск и никогда – агрессивность – вот те основные
черты, которыми можно далеко не полно охарактеризовать образный строй музыки
мастера».
И
всё же мы только начинаем приближаться к наследию Александра Чугаева, музыка
которого открывает новые пути и в искусстве ХХI столетия.
Квартет
№2 (1953)
Квартет им. Прокофьева, 1963
Фортепианный
квинтет (1970)
Игорь Голубев (фортепиано), Леонид Сороков,
Александр Бендерский (скрипки), Наталья Толстая (альт), Александр Дмитриев
(виолончель
Фортепианное
трио в трёх частях (1979)
Е.Чугаева, В. Фейгин, А. Чугаев
Шесть
прелюдий (1947)
Георгий Чугаев № 1, 5, 6
Все шесть – неизвестный исполнитель
Диалог
и Каприччио для скрипки соло
Татьяна Колчанова
https://cloud.mail.ru/public/37726300bac8/%D0%A7%D1%83%D0%B3%D0%B0%D0%B5%D0%B2.rar
Борис Чайковский и Александр Чугаев, 1937 год.
Инна Михайловна Иглицкая предоставила ссылки на концерт к 90-летию А.Г.Чугаева: https://yadi.sk/i/_jhA6KbgVZJiz https://yadi.sk/d/uZVTkTlAMPN5d Отдельно 1-й квартет, прелюдии и Диалог и каприччио в мп3, а также воспоминания вдовы композитора - Евгении Александровны Чугаевой (Муравлёвой): https://cloud.mail.ru/public/MXMC/AhVxq5kc9
Ноты: Скрипичный концерт (переложение для скрипки и фортепиано автора) 6 прелюдий для фортепиано https://cloud.mail.ru/public/B6U3/jiVdZEDmj
Новые ссылки от Инны Михайловны Иглицкой:
Концерт для скрипки с оркестром (Е.Чугаева - скрипка, дирижёр - Михаил Адамович) Wave, flac: https://files.m03r.ru/s/FdRgkRdnf7am5aB
Ещё один диск следующего содержания: ДВ-81480-1.mp3 ДВ-81480-2.mp3 ДВ-81480-3.mp3 ДВ-81480-4.mp3 - 4 части 2-го квартета (Квартет им. Прокофьева) ПКС-021768.mp3 - Фортепианное трио (А. и Е. чугаевы, В.Фейгин) Т-6873.mp3 - Скрипичный концерт (вероятно - Нелли Школьникова, Кирилл Кондрашин) ДКС-60645.mp3 - Каприччио ДКС-60646.mp3 - Диалог - Не Т.Колчанова, не Т.Мельник, не П.Милюков, не Е.Чугаева, возможно Г.Фейгин ТВ-9395-11.mp3 - Каприччио, ДКС-20030.mp3 - Каприччио - исполнитель неизвестен ТВКС-019429-1.mp3 - Концертная увертюра на русские темы, БСО им. Чайковского, дир. - А.Ведерников
ТКС-012738-10.mp3 - 4-й скрипичный концерт Моцарта 1-я часть (с фортепиано) ТКС-012738-11.mp3 - Вальс-скерцо Чайковского ТКС-01258211.mp3 - 1-е две части 1-й скрипичной сонаты Брамса - все три - Дмитрий Упорин (скрипка)
https://files.m03r.ru/s/3d9HLTKqxSyx62D
Ещё мп3 записи Скрипичного концерта (Е.Чугаева):
https://cloud.mail.ru/public/Hhvb/vgafMZfWA
|