Gustav MAHLER Symphony No.4 G-dur Cleveland Orch. / George SZELL Judith RASKIN soprano Rec. 1965
Эта запись у меня лет 25, если не больше. Выпущена каким-то захудалым лэйблом, без буклета и без указания года записи. Переслушивая ее после долгого перерыва, зашел на Погружение - хотел узнать год записи. К моему удивлению оказалось, что этой записи тут нет. Год узнал в другом месте, заодно прочел рецензию на это исполнение, с которой в целом согласен, а в особенности с тем, что медленная часть здесь - шедевр.
The Szell recording with the Cleveland Orchestra (Sony SBK
46535) has never been out of the catalogue since its release in the 1960s and
such is its reputation it's traditional for Mahlerians to genuflect (преклонить колени) every time discussion of the Fourth comes up. One almost has the feeling
that criticism of it is not to be countenanced under any circumstances. The
first movement presents a nicely median tempo with some magical playing from an
orchestra that was, at the time, arguably the finest in the world. There is
great poise and refinement too, but maybe a degree of polish that means we
cannot penetrate quite as deep beneath the surface as we would like. Szell's
concentration on refinement has always rather blunted the first movement climax
for me and always seems to confirm that, great though this recording certainly
is, it's an example of what might best be described as "controlled
risk" conducting. The feeling that Szell is prepared to go so far with
character and expression but not too far that perfection of playing are
compromised even the cost of the music's deeper meaning. Consider the recording
alone and this is not a problem. I know many who swear by this recording. But I
have to report that in close comparison with those already dealt with I find
myself yearning for more depth. In the second movement there is again a
wonderful attention to tonal beauty but I wonder whether Szell is really aware
of what the music really means, or whether he is just giving a very good
impression that he does. No praise can be too high for that playing, though.
Myron Bloom's horn is magnificent. But the sourness and grotesques written into
the woodwind, which Kubelik and Horenstein and others bring out to a greater
degree, don't make as great a point. Certainly Szell's account of the slow
movement is deeply moving. I am aware many will find my slightly negative
feelings towards the Szell recording disappointing, shocking even, but I would
not be honest if I didn't report them. The recording should have, and fully
deserves, its place among the greatest and that is why I mention it here and by
doing so recommend it to you. It's just that I think others penetrate the piece
more than Szell does. One authority once went on record as saying he believed
Szell to be "no Mahlerian". I have heard "live" recordings
of Szell in Mahler's Sixth, Ninth and Das Lied Von der Erde, and count them
among the best I have ever heard. His Mahler repertoire was small but so was Klemperer's. Автор - Tony Duggan
Не люблю, когда сопранка поёт в этой симфонии. Только детский голос. Ещё Бриттен писал (а эта была самая любимая у него) ,что эта драгоценная симфония, к которой он был привязан больше всего. Достаточно сказать, что в творчестве Бриттена звучание детских голосов было одной из центральных идей, а это как раз идёт от 4-й. Детской голос в церкви ли или в школе, с посвистом или с колоколами, это символ вечной весны (Весенняя симфония или Венок колядок) У него даже была партитура 4-й в аранжировке Штайна для камерного ансамбля, сделанная для одного венского общества под руководством Шёнберга.
Надо найти ответ на этот вопрос. Ведь финал это детская песенка о небесных радостях. У Бернстайна поёт мальчик и в корне меняет всю симфонию - действительно кажется, что "где-то в раю вкусно кормят и все веселятся".
И ещё пару слов об исполнении симфонии Малера в 40-50-е годы у нас, как бы продолжая разговор предыдущего поста. Там я говорил о камерном исполнении его симфонии. А что касается оригинальных, "полновесных" версии - вот, что я нарыл, и это подтверждается сохранившимся программками от концертов. 11 мая 1953 - 1-я в исполнении К. Элиасберга; 25 апреля 1957 - 1-я под управлением Рахлина; 8 и 9 апреля она же под управлением Ж. Себастьяна; 25 декабря 1961 2-я под управлении Рождественского. Ну и дальше уже Рабинович, Маазель играли в начале 60-х годах...Рабинович, кстати, даже Песню о земле играл в 1966 году.
По всей вероятности, Элиасберг и Рабинович играли в Ленинграде, поэтому мой ментор Е.О.Пенчко не знал этого. Я начал ходить на концерты начиная с 56 г, и то чаще на пианистов.
Да. Тематика симфонии совсем не детская. А то, что Бриттен не разглядел в ней иронии, достаточно типично для того времени (начиная от прижизненных интерпретаций) и приносило большие огорчения самому Малеру.
"В одном из писем Малера о Четвертой симфонии мы читаем следующие горькие строки: «Это преследуемый пасынок, который до сих пор видел очень мало радости... Я знаю теперь, что юмор подобного рода, вероятно отличающийся от остроумия, шутки или веселого каприза, оказывается понятым в лучшем случае не часто»."
Мы не можем знать прижизненные интерпретации. 1-я запись симфонии сделана только в 1923 году Оскаром Фридом. Это стОит того, чтобы послушать эту запись, ибо становится понятно, что малеровские симфонии играли совсем по-другому в те времена, сильно отличающихся от нынешних "канонических".
Симон, это отдельный и очень сложный вопрос, тема для серьёзного профессионального исследования. Я даже не пытаюсь его решать. Но вывод о сознательном предпочтении Малером взрослого голоса в этой партии мы уже сейчас можем сделать, исходя из общей малеровской концепции симфонии.
Не понял, из чего вы выводите, что Бриттен не разглядел иронии. Из комментария 2 это совершенно не следует. Там вообще не говорится о восприятии Бриттеном симфонии, да и сам он, как известно, записал симфонию с сопрано Joan Carlyle... P.S. Всегда умиляют высказывания рядовых погруженцев а-ля "Бриттен не разглядел". Это ж каким самомнением надо обладать, чтобы изрекать этакие глаголы?..
Бриттен может и разглядел. Я предположил только. Точно так же, как и сейчас предполагаю, что вы не поняли сути моего высказывания, что оно о Малере, а не о Бриттене. Хотя и в отношении вас могу ошибаться. Может вы все прекрасно поняли, просто по обыкновению ищете повода придраться.
Извините, Тарас, но в вашем сообщении заинтересовали не широко известные слова Малера, а выводы относительно Бриттена. Захотелось поподробнее разобраться, на чем они основаны. Отсюда то, что вы не слишком самокритично называете придирками. Кстати, по-моему фраза "А то, что Бриттен не разглядел в ней иронии, достаточно типично для того времени" не очень похожа на предположение.
10. Давайте гомосексуализм и детские голоса как-то... как мух от котлет... А то, знаете ли, дружбу Рихтера и Бриттена тоже можно на совершенно других основаниях рассматривать.
На 10. Я хотел было написать об этом, но не решился, чтоб опять меня не упрекнули в ещё одном грехе! Широко известна его фраза, звучащая так: "Чтобы стать гениальным дирижёром, надо быть или евреем или педерастом!! А я и то и другое!!"
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".