Приветствуем Вас, Гость.
Текущая дата: Среда, 06 Ноября 24, 04:55
Главная страница » 2018»Август»16 » Камерная инструментальная музыка 17 века (сонаты и фантазии). Георгий Юдашкин, труба.
Камерная инструментальная музыка 17 века (сонаты и фантазии). Георгий Юдашкин, труба.
21:26
ДЖ. ВИВИАНИ (1638 —ок. 1692) 01 Соната № 1 для трубы и органа до мажор (в четырех частях) — 5.05 А. ПОЛЬЕТТИ (ок. 1625 — 1683) 02 Соната для сопрановой продольной флейты, трубы, фагота и basso continuo до мажор — 7.20 1. (Moderato. Allegro) 2. (Allegro) 3. (Andante) 4. (Allegro) А. КОРЕЛЛИ (1653—1713) 03 Соната для трубы, двух скрипок и basso continue ре мажор — 6.30 1. Grave 2. Allegro 3. Grave 4. Allegro 5. Allegro ДЖ. ФАНТИНИ (ок. 1600 —ок. 1640) Две сонаты для трубы и органа 04 Соната № 8 до мажор, detta del Nero — 2.50 05 Соната № 6 до мажор, detta del Morone — 1.40 Д. ХИНДЖСТОН (1610—1683) 06 Фантазия для трубы, басового тромбона и органа фа мажор — 6.05 1. — 2. Almand 3. Ауге 07 Фантазия для двух труб, басового тромбона и органа фа мажор — 4.10 1. — 2. Almand 3. Ауrе И. ПЕЦЕЛЬ (1639—1694) Две сонатины для двух труб и basso continuo 08 Сонатина № 62 ля минор — 2.20 09 Сонатина № 61 ля минор — 2.05 ГЕОРГИЙ ЮДАШКИН, труба пикколо (1—5, 8, 9), труба (6, 7) НАТАЛЬЯ СИРОТСКАЯ, орган (1, 4—9), клавесин (2, 3) Василий Кан, труба (7), труба пикколо (8, 9) Олег Кузьмин, сопрановая продольная флейта (2) Александр Файн, фагот (2) Виктор Венгловский, басовый тромбон (6—9) Павел Файнберг, I скрипка (3) Александр Золотарев, II скрипка (3) Борис Райский, виолончель (2) Зиновий Хейф, виолончель (3) Звукорежиссер Ф. Гурджи. Редактор К. Иванова На лицевой стороне конверта: А. Блумарт. Пастораль Оформление художника Е. Пушкина Камерно-инструментальная музыка с участием трубы в европейском искусстве XVII века занимала весьма скромное место. В эту эпоху труба начала менять свое признанное «амплуа»: инструмент, с которым ранее прочно связывали представления о прикладной музыке — военно-ритуальной или гражданской церемониальной, стал теперь завоевывать новую для себя область художественной музыки — оперной, придворной, культовой. Одним из первых таких образцов была токката из оперы «Орфей» (1607) величайшего итальянского композитора К. Монтеверди. Труба того времени, безусловно, уступала по техническим возможностям более распространенным инструментам аналогичного регистра — флейте, гобою и, конечно, скрипке. Но усилиями крупнейших исполнителей техника значительно продвигалась и достигались невозможные ранее эстетические качества звука. Настоящая пластинка впервые в СССР знакомит с уникальными для того времени художественными образцами камерной музыки с участием трубы мастеров Италии, Англии и Германии, которые почти не звучат на концертной эстраде. Все произведения, за исключением фантазий Хинджстона, исполняются на малых трубах (пикколо). В фантазиях Хинджстона, предназначенных для редчайших в наши дни старинных духовых инструментов — корнетов, а также басового тромбона, используются обычные (сопрановые) трубы. (Корнет изготовлялся из дерева или слоновой кости, но по пронзительному звучанию и способу звукоизвлечения он подобен трубе). Исторически самыми ранними из представленных на пластинке сочинений являются произведения итальянца Джироламо Фантини, высокоодаренного трубача и педагога. Фантини не был композитором по профессии, с 1690 года он служил главным придворным трубачом великого тосканского герцога Фердинанда II. Участвовал в концертах в Риме, где ему аккомпанировал знаменитый композитор и органист Дж. Фрескобальди. Звучащие на этом диске сонаты для трубы в сопровождении цифрованного баса (органа) — первые в истории музыки сонаты для такого состава. Восемь таких сонат вместе с ричеркаром для сольной трубы, танцами для трубы и цифрованного баса, различными упражнениями, «пассажами» и воинскими сигналами, а также семью дуэтами для двух труб составили репертуарный раздел созданной Фантини «Методики обучения игре на трубе», опубликованной в 1638 году. (Приоритет в создании подобного труда принадлежит Ч. Бендинелли, чья «Полная школа игры на трубе» была выпущена в 1614 году. Записанные на пластинке две из восьми указанных сольных сонат различны по строению: Соната № 6—краткая одночастная пьеса; Соната № 8 представляет собой последовательность нескольких контрастных по темпу эпизодов, труба часто подхватывает прозвучавшие в партии органа мотивы. Названия, предпосланные каждой сонате, очевидно, имеют отношение к знатным семействам. Другой итальянский мастер — Алессандро Польетти большую часть своей жизни провел в Австрии, где высоко ценился не только как композитор, но и органист, клавесинист и педагог. Польетти родился в Тоскане, учился, вероятно, в Риме или Болонье, позднее обосновался в Вене. В 1661 году служил органистом и капельмейстером иезуитской церкви и стал придворным органистом императора Леопольда I. Польетти погиб во время осады Вены турками. Важнейшее место в его творчестве занимают клавирные сочинения (токкаты, сюиты, канцоны, каприччио, прелюдии и фуги). Его «Компендиум, или Краткое введение в музыку» (1676) стал руководством для студентов XVII века, обучавшихся клавир-ному исполнительству и композиторскому искусству. Ему принадлежат также Двенадцать ричеркаров для органа, оперы, месса, «Реквием», "Magnificat", мотеты и инструментальные ансамбли. Во многих своих темах Польетти стремился к подражанию голосам птиц, звуковоспроизведению батальных сцен, использованию фольклора западноевропейских народов. Представленная на пластинке соната a tre (для трех мелодических инструментов), время создания которой не установлено, уникальна по своему составу: вторую верхнюю партию в ней исполняет нетипичный для жанра инструмент — труба, и она совершенно равноправна с остальными мелодическими инструментами — флейтой и фаготом, так что между ними возникают переклички повторенных мотивов. Как и в других церковных трио-сонатах, в ней господствуют сурово-сосредоточенные настроения и образы энергичного движения, противопоставляются полифонические и гомофонные части без танцевальных заголовков. Еще один представитель итальянского искусства — композитор и скрипач Джованни Бонавентура Вивиани — является автором семи опер, пяти ораторий, а также камерных кантат, псалмов, мотетов, арий, сольных и трио-сонат. Вивиани родился во Флоренции. В 1656—1660 годах работал скрипачом, а в 1672—1676 годах— придворным капельмейстером в Инсбруке. В 1678 году он руководил исполнением ораторий в Риме вместе с А. Корелли. В 1678—1679 и 1681 —1682 годах был директором оперной труппы в Неаполе, которая исполняла и его собственные оперы. С 1687 года и до своей смерти Вивиани служил капельмейстером собора в Пистое. Большинство его сольных сонат, соч. 4 (1678) написаны для скрипки и лишь две — для трубы в сопровождении цифрованного баса (органа). Первая из этих двух сонат и предлагается вниманию слушателей. Крупнейший представитель итальянского барокко Арканджело Корелли обучался игре на скрипке у Бенвенути в Болонье. С 1670 года стал членом Болонской филармонической академии. В 1671 году изучал контрапункт у Симонелли в Риме. Корелли выступал как солист и как руководитель инструментальных ансамблей. С 1687 года он руководил капеллой кардинала Панфили, а с 1690 года—кардинала Оттобони. Корелли оставил небольшое по объему, исключительно инструментальное творческое наследие. Но высочайшее совершенство его творений обеспечило ему огромную прижизненную славу и определило во многом пути дальнейшего развития западноевропейской инструменталь- ной музыки. Его сорок восемь трио-сонат, соч, 1—4 (двадцать четыре «церковных» и столько же «камерных»), изданные в период 1681—1694 годов, символизируют вершину в истории этого жанра, а двенадцать сонат для скрипки и basso continuo, соч. 5 (1700) — значительная веха на пути к формированию предклас-сической сонаты. В Двенадцати concerti grossi, соч. 6 (1712) представлены ярчайшие образцы нового жанра, заложившего фундамент симфонической музыки. Корелли был выдающимся скрипачом-виртуозом и педагогом, основавшим римскую скрипичную школу, появление которой ознаменовало начало «золотого века» итальянского скрипичного искусства. Представленная на пластинке великолепная соната "a quattro" (для четырех мелодических инструментов) с солирующей трубой была весьма популярна на рубеже XVII—XVIII веков в Италии и других странах, о чем свидетельствуют ее сохранившиеся рукописи и публикация в 1704 году в Лондоне. Само ее появление на свет — дань уважения Корелли болонской традиции сонаты с участием труб. Такие сочинения обычно исполнялись в болонском соборе Сан Петронио ежегодно 4 октября во время празднества в честь святого покровителя города. Английский композитор, органист, виолист, педагог и органный мастер Джон Хинджстон, вероятно, был учеником известного композитора О. Гиббонса. При Карле I и Кромвеле служил органистом. В 1661—1666 годах Хинджстон был членом Королевской капеллы и виолистом придворного оркестра. Позднее он стал смотрителем королевских инструментов. Среди его учеников — композитор Дж. Блоу, высокопросвещенный любитель музыки, автор знаменитого «Дневника» С. Пепис, гениальный классик английской музыки Г. Перселл. Хинджстон — автор фантазий и танцев преимущественно для виол и скрипок, созданных в большинстве своем в 1654—1658 годах. Несколько фантазий предназначены для духовых инструментов. Две из них и представлены на пластинке. Как и другие фантазии Хинджстона, они являются как бы английской разновидностью итальянской камерной сонаты: вслед за вступительной частью (под названием «фантазия» следуют две пьесы, типичные для сюит (аллеманда и ария). Немецкий композитор, трубач и скрипач Иоганн Кристоф Пе-цель — автор семи сборников-инструментальных ансамблей, двух месс и других духовных сочинений, светских песен и арий. Его творческая деятельность протекала главным образом в городах Силезии. В 1664 году Пецель служил скрипачом в Лейпциге, в 1670 году— городским трубачом в Дрездене. Музыка из его двух сборников пятиголосных сочинений для корнетов и тромбонов с цифрованным басом, изданных в 1670 и 1685 годах, дважды в день исполнялась с ратушной башни, информируя горожан о времени. Другие сборники пятиголосных ансамблей предназначались для струнных инструментов. Две сонатины, записанные на пластинке, входили в сборник "Bicinia Variorum Instrumentum", изданный в Лейпциге в 1675 году. («Бициниумом» в Германии называлось двухголосное полифоническое сочинение, но в сонатинах Пецеля к двум верхним партиям добавлено — по итальянскому образцу — еще и сопровождение в виде цифрованного баса). Чтобы познакомить слушателей с забытыми сочинениями прошлых эпох и сделать их частью современной культуры, необходимы не только тонкий вкус и незаурядное мастерство, но и энтузиазм исследователя, неустанно занятого поисками неизвестных образцов. Названными качествами в полной мере наделены инициаторы появления этой пластинки — Г. И. Юдашкин и Н. В. Сиротская. Г. Юдашкин окончил Ленинградскую консерваторию в 1972 году, учился в классе у профессора М. С. Ветрова. С 1977 года он первый трубач в Ленинградском камерном оркестре старинной и современной музыки. Одновременно выступал с различными оркестрами в качестве солиста: исполнял Концерт для трубы Гайдна, партию трубы в Концерте № 1 для фортепиано с оркестром Шостаковича, оратории «Мессия» Генделя и Мессе си минор И. С. Баха, старинные сочинения с участием трубы Перселла, Торелли, Альбинони. Н. Сиротская окончила в 1967 году Ленинградскую консерваторию по классу профессора И. А. Браудо и и.о. профессора Н. И. Оксентян. С 1970 года стала выступать как органистка с сольными программами в Ленинграде, Риге, Вильнюсе, Одессе, Иркутске и других городах. В 1975—1982 годах Сиротская руководила Ленинградским ансамблем старинных инструментов и участвовала в его концертах как органистка и клавесинистка. Ансамбль и его солистка представили слушателям широкую панораму музыки различных по стилю мастеров Италии, Испании, Англии, Германии, Франции и Нидерландов, начиная со средневековья и кончая барокко, и продемонстрировали тонкое проникновение в мир музыки далеких от нас эпох. А. ЕПИШИН
mp3 192 винил 52,9 мб
alyosha обновил ссылку на вариант Вячеслава (mvd23):
https://cloud.mail.ru/public/JwdG/uEqKN2JZL
Денис (denis_kutalyov) сделал реставрацию записей, добавил теги:
Спасибо, очень интересно. Никогда о таком диске не слышал.
Судя по каталогу (http://www.prs-records.com/catalog_rus.htm#154), эта пластинка была записана в 1984 г. в Петербургской Студии Грамзаписи.
Об исполнителе нашёл следующее:
ЮДАШКИН ГЕОРГИЙ ИОСИФОВИЧ 1948, Гомель. Трубач. В 1980-1986 преподаватель музыкальной школы Василеостровского района Ленинграда. В 1978-1990 солист Ленинградского камерного оркестра под управлением Э. Серова. Впоследствии работал в Израиле. http://ru-ru.facebook.com/people/George-Yudashkin/1465063913
По предложению Дениса, для удобства поиска, добавил в заголовок имя и фамилию одного из исполнителей, а также название инструмента - Георгий Юдашкин, труба
Ну вот, как ни крути, отечественные музыканты, лучшие представители сообщества, более глубокомысленны(ИМХО),чем их коллеги из других стран. Духовики особливо... Замечательный релиз
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".