Погружение в классику
Погружение в классику
RSS
литература
Меню сайта
Поиск
по заголовкам
по всему сайту
поиск от Google

Из нашего архива
В.А. Моцарт, сонаты и вариации для скрипки и фортепиано, Д. Ойстрах, П. Бадура-Шкода (ape) [аудио]
А.Нетребко, Р.Вильясон - дуэты. Пуччини, Доницетти, Верди, Гуно, Бизе, Массне, Чайковский, Морено Торроба [аудио]
Леонид Коган. Брамс. Венгерский Танец N 17 [видео]
Календарь новостей
«  Август 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Приветствуем Вас, Гость.
Текущая дата: Среда, 15 Августа 18, 10:53
Главная страница » 2018 » Август » 6 » Е. Рудницкий. Музыка и музыканты Третьего Рейха (2016)
Е. Рудницкий. Музыка и музыканты Третьего Рейха (2016)

Теги: Вагнер, Штраус Рихард, Бём, Караян, Германия, Фуртвенглер, нацизм

Е. Рудницкий. Музыка и музыканты Третьего рейха (2016)

Олеся Бобрик. Предисловие
От автора
ЧАСТЬ I. НА ГРЕШНОЙ ЗЕМЛЕ
ГЛАВА 1. Первоочередные задачи
ГЛАВА 2. Имперская музыкальная палата
ГЛАВА 3. Идеология и культура I. О партийности музыки
(Ганс Пфицнер. Пауль Хиндемит. Карл Амадеус Гартман.)
ГЛАВА 4. Идеология и культура II. Борьба с «вырождением»
ГЛАВА 5. Оркестры и их дирижеры
(Берлинский филармонический. Мюнхенский филармонический. Саксонская государственная капелла. Лейпцигский Гевандхауз. Венский филармонический оркестр.
ГЛАВА 6. Оперетта, легкая музыка и джаз. Кино и радио
ГЛАВА 7. Песни рейха
ГЛАВА 8. Музыкальное воспитание в Третьем рейхе
ГЛАВА 9. Эмиграция
ГЛАВА 10. О тех, кто остался
ГЛАВА 11. Кнут и пряник
ГЛАВА 12. Музыкальные пристрастия фюрера
ЧАСТЬ II. НЕБОЖИТЕЛИ
ГЛАВА 13. Первый музыкант рейха [Рихард Штраус]
(Рождение и первые успехи. Капельмейстер в Мюнхене и Веймаре. Снова в Мюнхене. В Берлине. Во главе Венской оперы. Последние годы перед приходом к власти нацистов. В Третьем рейхе. )
ГЛАВА 14. Гений при диктатуре [Вильгельм Фуртвенглер]
ГЛАВА 15. Начало одной блестящей карьеры [Герберт фон Караян]
ГЛАВА 16. История Золушки, ставшей владетельной принцессой [Винифред Вагнер]
ГЛАВА 17. Байройт, украшенный свастиками
ГЛАВА 18. Зальцбург в Третьем рейхе
ЧАСТЬ III. В ПРЕИСПОДНЕЙ
ГЛАВА 19. Станции и полустанки на пути в ад
ГЛАВА 20. Трагическая история баловня судьбы
ЧАСТЬ IV. ЧИСТИЛИЩЕ
ГЛАВА 21. Избавление от прошлого
ГЛАВА 22. Трудный путь возвращения к оркестру
ГЛАВА 23. Еще раз сначала
ГЛАВА 24. Свежие ветры на Зеленом холме
Список литературы
Именной указатель

Иллюстрации
- Вверху: Знаменитые дирижеры Бруно Вальтер, Артуро Тосканини, Эрих Клайбер,
Отто Клемперер и будущий заместитель президента ИМП Вильгельм Фуртвенглер
на приеме в посольстве Италии по поводу проходившего в Берлине музыкального
фестиваля 1929 г. Собрать их вместе больше уже не удастся.
Внизу: Рихард Штраус и Пауль Хиндемит. Два выдающихся немецких композитора — две разные судьбы.
- Руководитель «Вальсирующих венских барышень» Альма Розе, дочь скрипача и концертмейстера Венского филармонического оркестра Арнольда Розе, племянница Густава Малера. 1930-е
- Обложка песенника «Лили Марлен»
- Этикетки грампластинок популярного в Германии в 1927-1935 гг. мужского вокального ансамбля «Comedian Harmonists», а также исполнителя антифашистских песен Эрнста Буша
- Геббельс выступает с программной речью на выездном заседании Имперской палаты по делам театра в Венской опере. 1938
- Розенбергу есть над чем задуматься — считавший себя главным идеологом
оказался главным надзирателем. 1933
- Руководитель имперской молодежи Бальдур фон Ширах, впоследствии рейхсштатхальтер Вены. 1940
- Недавно назначенный президент Имперской палаты по делам музыки Рихард Штраус выступает в Берлинском университете перед съездом композиторов. Авторитет мэтра поддерживает почетный караул эсэсовцев. 18 февраля 1934 г.
- Дом торжественных представлений в Байройте, украшенный портретом Гитлера и свастиками. 1939
- Драматическое сопрано Фрида Ляйдер в Берлинском зоопарке со львятами. 1930-е
- Фрида Ляйдер в партии Брунгильды. 1930-е
- Любимый героический тенор Гитлера Макс Лоренц в партии Зигфрида. 1941
- «Лоэнгрин» в Берлинской государственной опере. Марсель Витрих (Лоэнгрин) и Кейт Хейдерсбах (Эльза). 1938
- Йозеф фон Мановарда в партии короля Генриха («Лоэнгрин»). 1938
- Яро Прохазка в партии Ганса Закса («Нюрнбергские мейстерзингеры»). 1937
- Франц Лerap с женой во время празднования своего 70-летия на Зальцбургском фестивале 1940 г.
- Гитлер застыл в почтительном молчании перед только что открытым в Валгалле бюстом Антона Брукнера. 6 июня 1937 г.
- Облегчивший Караяну условия получения диплома директор Венской академии музыки и изобразительного искусства Франц Шмидт. 1930-е. В 1937 г. Шмидт завершит свою апокалиптическую ораторию «Книга с семью печатями», а в 1938 г. примет у властей рейха заказ на кантату «Немецкое Воскресение».
- Молодой Герберт фон Караян среди небожителей. Справа — могущественный интендант прусских театров Хайнц Титьен, в центре — первый композитор рейха Рихард Штраус, оба — члены сената Пруссии. 1941
- Первый дирижер рейха и злой гений Караяна «примадоннерих» Вильгельм Фуртвенглер, тоже сенатор и заместитель Штрауса в ИМП. 1940
ОБИТАТЕЛИ ВИЛЛЫ ВАНФРИД
- 17-летняя Винифред Марджори Уильямс во время своего первого посещения Байройта с приемным отцом Карлом Клиндвортом. 1914.
- Через год она стала женой сына Мастера, а еще через пять лет — матерью четверых детей. 1922
Слева: После смерти в 1930 г. свекрови и мужа Винифред стала полновластной хозяйкой семейного предприятия и фамильной виллы Ванфрид и в качестве таковой принимала там фюрера, с которым дружила с 1923 г. и была верна его памяти до самой смерти. 1937.
- Гитлер чувствовал себя в Байройте как дома. Вверху: С сыновьями Винифред Виландом (справа) и Вольфгангом. 1930-е. Внизу: С дочерьми Винифред Фриделиндой (справа) и Вереной. 1930-е
- Слева: Рекламный плакат Байройтского фестиваля 1937 г. Для его создания Байройт обратился к самому знаменитому немецкому плакатисту 1920-1930-х гг. Юппу Вирцу.
- Профиль Фриделинды поразительно напоминал профиль ее великого деда, и фотографы не упускали возможности подчеркнуть это обстоятельство. 1953
- Торжественный въезд Адольфа Гитлера в Зальцбург после аншлюса. 1938 г.
- Теперь Зальцбургский фестиваль стал проходить в Германии, присоединившей к себе Австрию.
- Артуро Тосканини выступил в последний раз в Зальцбурге в 1937 г. После аншлюса он больше там не выступал, как и в Байройте после прихода в Германии к власти нацистов
- Слева: Дирижеры Зальцбургского фестиваля 1937 г. (помимо Тосканини): Вильгельм Фуртвенглер, Бернгард Паумгартнер, Артур Родзинский, Ганс  Кнаппертсбуш, Бруно Вальтер и кантор Зальцбургского собора Йозеф Месснер.
Дирижеры Зальцбургского фестиваля 1938 г. Вверху: Карл Бём и Ганс Кнаппертсбуш.
Внизу: Вильгельм Фуртвенглер беседует с местным начальством. Ни Тосканини, ни Вальтер, ни Родзинский в Зальцбурге больше не появились. Да и Паумгартнера
нацисты отодвинули в сторону.
- Рекламный плакат Зальцбургского фестиваля. 1938 г.
- Запрещенное искусство. Отлученные от профессии актеры и музыканты Союза культуры немецких евреев. Рекламный коллаж, 1934.
- Примадонна Венской оперы Лотта Леман, покинувшая Австрию после аншлюса и выступавшая с 1938 г. в Метрополитен-опере.
- Пианист Карлроберт Крейтен, казненный по обвинению в государственной измене
в сентябре 1943 г.
- Альма Розе со своим отцом Арнольдом Розе. Шварцвальд, 1927. В 1938 г. оба покинули родину. Альма умерла в 1944 г. в Освенциме, Арнольд — в 1946 г. в Лондоне.
- Обложка каталога выставки "Дегенеративное искусство". Дюссельдорф, 1938
Категория: литература | Просмотров: 521 | Добавил(а): palmira
Важно: что делать, если ссылка на скачивание не работает.
Понравился материал?
Ссылка
html (для сайта, блога, ...)
BB (для форума)
Комментарии
Всего комментариев: 15
1. (palmira)   (06 Августа 18 01:31)
«Не видевший пользы в школьных учителях, Гитлер, по-видимому, все-таки понимал, что переученные в “вольтеры” фельдфебели вряд ли смогут преподавать литературу, математику и физику. В учителях нового типа он видел скорее духовных наставников, способных научить молодое поколение патриотизму в нацистском понимании этого естественного человеческого качества. Поэтому центр тяжести музыкального воспитания подрастающего поколения был также перенесен на молодежные общественные организации, из коих в Третьем рейхе к середине тридцатых годов остались только две — гитлерюгенд для подростков и юношей и Союз немецких девушек. Разумеется, <…> для них устраивали концерты классической музыки, перед членами этих организаций выступали лучшие оркестры рейха, однако не было слышно, чтобы кто-нибудь из заметных музыкантов Германии стремился взять эти организации под свою опеку по доброй воле. Исключение, по-видимому, составляла только известная пианистка, одна из лучших исполнительниц произведений Бетховена Элли Ней (1882–1967) — та самая Элли Ней, о которой авторитетный музыкальный критик ФРГ Иоахим Кайзер уже в 1965 году писал, что она “лучше, чем Микеланджели и Гульд, чувствует, как надо играть Бетховена”. Пианистка выступала перед членами Союза немецких девушек не только с концертами, но и с докладами, в которых рассказывала о “нордической музыке” и творчестве Бетховена, трактуя их вполне в духе нацистского понимания культуры. В молодости ее называли валькирией рояля, позднее, в Третьем рейхе, она получила несколько насмешливые прозвища бабушки имперского рояля и вдовы Бетховена. Припоминаю ей и позорную беседу с Геббельсом перед гастрольной поездкой в Нидерланды после оккупации этой страны. Элли Ней спросила министра пропаганды, свободна ли уже эта страна от евреев — мол, в противном случае она туда не поедет. Что ж, грустно, что среди немецких музыкантов находились и такие чудовища, но, к счастью для Германии, подобные экземпляры чрезвычайно редко встречались среди музыкальной элиты даже в Третьем рейхе. Трудно себе представить, чтобы подобные высказывания могли принадлежать кому-то из дирижеров или инструменталистов, о которых идет речь в этой книге. Среди своих коллег-пианистов — Вальтера Гизекинга, Вильгельма Бакхауза, Вильгельма Кемпфа — она была белой вороной, а ведь после Второй мировой войны им также приходилось защищаться от обвинений в сотрудничестве с режимом».

2. (palmira)   (06 Августа 18 01:37)
<...>Ценивший превыше всего немецкое музыкальное искусство дирижер отдавал служению ему все свои силы и, будучи наконец востребованным, не позволял себе успокоиться и расслабиться. Были и причины личного характера. В 1920 году у него родился третий внебрачный ребенок. Первого сына ему родила в 1916 году дочь владельца мюнхенского пансиона, в котором он тогда останавливался. Эта женщина была значительно старше Фуртвенглера и никак не рассчитывала взять его себе мужья. В 1920 году от мимолетной связи с певицей Августой Беллас у Вильгельма родилась дочь Дагмар, но, поскольку Августа не только не претендовала на замужество, но даже специально старалась уклониться от него, этот ребенок также долгое время оставался вне поля зрения отца. Одновременно на протяжении более десяти лет Фуртвенглер поддерживал связь с сестрой своего мюнхенского друга Элизабет Хух; после очередной встречи в 1920 году в Мюнхене Элизабет родила ему дочь Фредерику. Хотя девочка довольно редко виделась с отцом, он по возможности участвовал в ее воспитании и поддерживал ее стремление сделать музыкальную карьеру. Столь страстное желание множества женщин родить ребенка от Вильгельма Фуртвенглера, проявлявшееся еще до того, как он стал звездой мировой величины (всего по скромным подсчетам Герберта Хафнера у него было пятеро внебрачных детей, другие биографы приводят более значительные цифры), можно объяснить лишь необычайной притягательностью его личности.
Те два года, которые оставались до занятия Вильгельмом Фуртвенглером высших дирижерских должностей Германии — руководителя Берлинского филармонического оркестра и лейпцигского Гевандхауза, — были наполнены интенсивной деятельностью в Германии, Австрии и Швеции. О том, как он стал ведущим дирижером страны, читатель уже знает из главы «Оркестры и их дирижеры».
Теперь же продолжим повествование о его личной жизни. Достигнув пика своей славы, он стал задумываться и об обустройстве собcтвенной резиденции, в которой он мог бы проводить отпуск, принимать близких ему людей, работать над новыми партитурами, разрабатывать планы дальнейшей деятельности и сочинять музыку.
Подходящую виллу он искал в окрестностях швейцарского курорта Санкт-Мориц — излюбленного места отдыха европейской художественной элиты. Сюда любили приезжать такие известные музыканты, как Отто Клемперер, Артур Боданцки и Владимир Горовиц. Здесь бывала и семья мангеймского адвоката Гейсмара. Найти подходящую виллу на берегу озера в деревушке Челерина Фуртвенглеру помогла жена богатого англичанина, немка по происхождению Эльза Хатчинсон, одна из тех женщин, что не могли устоять перед обаянием гениального музыканта, занявшего к тому же столь высокое положение. Впрочем пожить в своей резиденции Фуртвенглеру пришлось недолго. До конца его жизни там обосновалась его первая жена, красавица-датчанка Цитла Лунд, с которой он всем на удивление заключил брак в мае 1923 года. Эта женщина, которая была на год старше своего жениха и уже была однажды замужем, вполне соответствовала его тогдашним представлением о том, какой должна быть жена великого музыканта, но настоящая духовная близость между ними так и возникла. К тому же, несмотря на страстное желание стать матерью и воспитывать детей, она, в отличие от любовниц, оказалась неспособной к деторождению. Иное дело ее молодой супруг. Ко времени заключения брака он уже готовился стать отцом четвертого внебрачного ребенка. Через девять месяцев после его очередной встречи с Эльзой Хатчинсон, в августе того же, 1923 года та произвела на свет дочь Айву. Интересно складывалась судьба этой девочки-подростка в тридцатые годы. Она росла со своими двумя сестрами в английской семье, считала себя истинной англичанкой и, как большинство англичан в то время, в высшей степени враждебно относилась к немцам, которых поголовно подозревала в верности нацистам. И тут она, к своему ужасу, узнала, что она не только чистокровная немка, но дочь самого Фуртвенглера, которого многие в Англии считали верным прислужником нацистских властей. Впрочем, если личная жизнь в первой половине двадцатых годов у Фуртвенглера явно не складывалась, с организацией многообразной и насыщенной концертной деятельности ему явно повезло.
<...>

3. (Bobik53)   (06 Августа 18 14:17)
appl appl appl :D :D :D bravo bravo bravo

4. (palmira)   (06 Августа 18 15:09)
Наконец-то :D

6. Taras V. (little_listener)   (06 Августа 18 17:28)
Не, ну всё-таки 672 страницы, да и тема достаточно специфическая :)
Вот все и призадумались...
Спасибо, Пальмира! bravo

5. (Bobik53)   (06 Августа 18 15:41)
У меня сейчас ремонт в квартире... :( :( :( %) %) %)

7. middle age raccoon (raccoon)   (06 Августа 18 22:34)
Спасибо.
Сложная тема - для кого-то из них музыка была превыше всего, но не для всех. Интересно сравнение с советскими реалиями тех времен; знак равенства ставить нельзя, но сходство есть.

10. (palmira)   (07 Августа 18 14:03)
Важнее отметить различия. Про сходства уже мозги заездили.

8. николай монастырский (ybrjkfq0145)   (07 Августа 18 08:16)
Лет,наверное,5 назад,был, на КинозалТВ док.фильм -на эту тему.Очень познавательный.Спасибо.

9. Magic (koechel_620)   (07 Августа 18 09:31)
В списке литературы странным образом нет записок Берты Гайсмер. Из фильмов впечатляет трехчасовое интервью Винифред Вагнер 1980 года. А так книжка, вроде бы, внятная, без леволиберальной истерии

13. (Bobik53)   (07 Августа 18 19:41)
А не могли бы Вы поделиться, если не книгой и фильмом, то хотя бы какими-то ссылками... :( :) К своему огромному стыду, о Гайсмер ничего не знал, хотя мы с ней почти однофамильцы: она - Geissmar, а я - Geisman!

14. Magic (koechel_620)   (07 Августа 18 21:38)
По книгам:
Berta Geissmar. Musik im Schatten der Politik. Zürich, 1945, 4-е изд. 1985.
Berta Geissmar. Taktstock und Schaftstiefel: Erinnerungen an Wilhelm Furtwängler. Köln, 1996.
Фильм: Winifred Wagner und die Geschichte des Hauses Wahnfried 1914–1975. Реж. Hans Jürgen Syberberg - кажется, есть на ютюбе

15. (Bobik53)   (07 Августа 18 22:06)
Огромное Вам спасибо!!!

11. (palmira)   (07 Августа 18 14:05)
А интересно, кто-то бы сейчас стал биться головой об стену, узнав, что "ребенок Фуртвенглера?"

12. Сергей Федорович (sergfv)   (07 Августа 18 18:40)
Спасибо!

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".
Помощь тяжело больным детям. Подробнее.
Форма входа








ПОГРУЖЕНИЕ В КЛАССИКУ. Здесь живет бесплатная классическая музыка в mp3 и других форматах.