Погружение в классику
Погружение в классику
RSS
аудио
Меню сайта
Поиск
по заголовкам
по всему сайту
поиск от Google

Из нашего архива
Георг Филипп ТЕЛЕМАН (1681-1767). Шесть концертов для клавесина и флейты из гамбургского сборника 1734 г. [аудио]
Андреа Лукези (1741-1801). Органная музыка, две симфонии и концерт для чембало, органа и струнных. [аудио]
Глюк - Оперы [аудио]
Календарь новостей
«  Июль 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031

Приветствуем Вас, Гость.
Текущая дата: Понедельник, 20 Августа 18, 01:05
Главная страница » 2018 » Июль » 27 » Клод Дебюсси, Альфред Шнитке, Иоганн Себастьян Бах - Камерная музыка (Наталия Гутман)
Клод Дебюсси, Альфред Шнитке, Иоганн Себастьян Бах - Камерная музыка (Наталия Гутман)

Теги: Bach, Debussy, Гутман, Gutman, Schnittke, Бах, Шнитке, Дебюсси


Claude Debussy (1862-1918)

Sonata for Violoncello and Piano (1915)

01. Prologue
02. Sérénade
03. Finale

International Competition of German Broadcasting Stations (ARD) Munich 1967

Alfred Schnittke (1934-1998)

Sonata for Violoncello and Piano No. 1 (1978)

04. Largo
05. Presto
06. Largo

02.01.1982 Московская консерватория


Johann Sebastian Bach (1685-1750)

Suite for Violoncello Solo in G BWV 1007

07. Prélude
08. Allemande
09. Courante
10. Sarabande
11. Menuet I and II
12. Gigue

02.03.1998 Barcelona

Исполнители:
Наталия Гутман, виолончель
Алексей Наседкин, фортепиано [1-3]
Василий Лобанов, фортепиано [4-6]


https://cloud.mail.ru/public/9Ytf/FuswD8VkS

flac, cue, scans - 230 Мб
пароль: intoclassics.net

Источник: Рутрекер
Категория: аудио | Просмотров: 530 | Добавил(а): little_listener
Важно: что делать, если ссылка на скачивание не работает.
Понравился материал?
Ссылка
html (для сайта, блога, ...)
BB (для форума)
Комментарии
Всего комментариев: 23
1. Yuri (Сузуки)   (27 Июля 18 16:03)
Спасибо! Шуберт и Шнитке с Гутман у меня есть только на пластинках, но в других записях.
P.S. Шифровка архива поначалу сбила меня с толку - как увидел DSCH в ее начале, решил, что какая-то ошибка...

2. Taras V. (little_listener)   (27 Июля 18 16:18)
Меня тоже позабавило сочетание начальных звуков фамилий Дебюсси и Шнитке в латинской транслитерации, когда я задавал имя архива :)

3. (Bobik53)   (28 Июля 18 06:21)
И я сначала просто решил, что не туда попал... %) %) %) потом понял :) :)
:)

4. (Bobik53)   (28 Июля 18 13:01)
Н-да, с Бахом Наталия Григорьевна явно не в ладах, как и ее учитель... :( :( :(

5. Taras V. (little_listener)   (28 Июля 18 15:05)
Мне так не показалось. А что конкретно не так?

6. (Bobik53)   (28 Июля 18 18:13)
Простите, ответ будет длинный. Дело в том, что автограф Сюит, до нас не дошел. Есть только копия, сделанная женой Баха, Анной Магдаленой. Есть еще 3 копии - одна сделана учеником и почитателем Баха, Кельнером, и еще 2 анонимные копии. Основным источником, разумеется, считается копия Анны Магдалены. Все эти 4 копии отличает одна странная особенность - "балаган" в штрихах (лигах). То есть, мы не знаем точно, какую именно артикуляцию имел ввиду Бах. Увидеть все эти копии можно здесь:
https://imslp.org/wiki/6_Cello_Suites%2C_BWV_1007-1012_(Bach%2C_Johann_Sebastian). Достаточно взглянуть на начальные такты первой Прелюдии. Ситуация настолько запутанная, что издательство Bärenreiter выпустило уртекст Сюит вообще без лиг. Для сравнения - автограф скрипичных Сонат и Партит до нас дошел, и там никаких серьезных дискуссий по поводу штрихов нет.

Казальс, который первым после смерти Баха стал исполнять Сюиты в концертах, и первым их записал, обращался со штрихами абсолютно свободно, полностью игнорируя приутствие или отсутствие лиг в дошедших до нас копиях. Например, начало 1й Прелюдии в своей записи он игрет по такту на смычок, хотя при всей неясности, там лиги явно короткие - максимум на 3 ноты. Казальс обладал непререкаемым авторитетом, и все, кто играл Сюиты при его жизни, более или менее копировали его штрихи. Но потихоньку стали набирать силу те, кто утверждал, что нужно стараться, насколько это возможно, быть ближе к тому, что написано в этих 4х прижизненных источниках. Этот подход окончательно закрепили "аутентисты".

Среди пионеров этого движения был гениальный Аннер Билсма. Он сделал невозможное - стал играть Сюиты, воспроизводя, насколько это возможно, штрихи, указанные в копии Анны Магдалены. И сделал это невероятно убедительно не только с инструментальной - с музыкальной точки зрения! Он также написал книгу о Сюитах под названием "Бах, учитель фехтования", где пытался доказать, что разные штрихи в аналогичных фразах - это сознательное намерение Баха, чтобы избежать монотонности. Концепция, для того, кто знаком с автографами Баха, абсолютно ложная. Лиги, проставленные Бахом, в основном, последовательны. Разная артикуляция сходных мотивов в одном и том же произведении встречается, в основном, в разных голосах или у разных инструментов. Но эту ложную концепцию Билсма воплотил с такой убедительностью, что многие приняли художественную правду за историческую и стали ему подражать.

К великому моему сожалению, этого не избежала и Гутман. Раньше она играла Баха совсем по-другому. Послушайте, например, это: https://www.youtube.com/watch?v=gYnCawIxC1I, или это: https://www.youtube.com/watch?v=GD894ZcvYDM. Это - честная игра, в органичной для нее активной, "мужской" манере. Аналогичные фразы играются одинаковыми штрихами - это раз, и второе - самое главное - она играет строго и ритмично. Именно такая ее игра и вызвала восторженный отзыв Рихтера, приведенный в буклете к диску. В записи из Барселоны она пытается играть в чужой для нее манере. Но то, что воспринималось естественно у Билсмы, в особенности, гибкое, мягкое рубато, тонкое подчеркивание отдельных нот - органически чуждо строгой и активной игре Гутман. Билсма играет "аутентичным" звуком даже тогда, когда берет в руки современный смычек - именно таким способом он записал Сюиты. А Гутман играет по-современному несмотря на барочный смычек и постановку - https://www.youtube.com/watch?v=J7QA7zE5Hg0. Уже слушая первые такты Прелюдии, я вспомнил историю, которую слышал от А. К. Федорченко, учителя Князева. По камерному ансамблю Федорченко учился у М. В. Юдиной. И вот, как-то на уроке, после того как он сыграл, М.В. спрашивает: "Ты комсомолец?" - "Да." - "Так почему же ты врешь?"

И, кстати, только сейчас заметил, ее имя в заголовке написано неправильно - НаталЬя вместо НаталИя.

7. Taras V. (little_listener)   (28 Июля 18 20:46)
***Простите, ответ будет длинный.***
Одно удовольствие читать длинные хорошо аргументированные ответы. Спасибо, Бобик. Большое человеческое спасибо :)
И всё-таки интерпретация Гутман мне представляется внутренне убедительной, целостной и художественно правдивой. Что с того, что она для неё не вполне типична по манере, штрихам, да и исходной парадигме прочтения в целом? Музыкант свободен в своём творчестве и никому ничего не должен. Оценивать нужно по плодам -- по конечному результату.
Относительно написания имени предлагаю ориентироваться на сайт МГК -- там "Наталья":
http://www.mosconsv.ru/ru/person.aspx?id=9120

8. (Bobik53)   (28 Июля 18 21:40)
По поводу имени:
http://www.mosconsv.ru/ru/concert.aspx?id=129931
http://www.muzklondike.ru/afisha/1940
https://chambermusic.ru/810
http://www.mosconsv.ru/ru/concert.aspx?id=150213

Кроме того, на всех ее пластинках, которые были у меня в прошлой жизни, было написано "Наталия" - это я помню очень хорошо, ибо сам удивлялся - почему? К сожалению, доказать ничем не могу. :'(

Кстати, у Вас самого в списке исполнителей:
"Исполнители:
Наталия Гутман, виолончель
Алексей Наседкин, фортепиано [1-3]
Василий Лобанов, фортепиано [4-6]"
Поэтому я и решил, что Вы просто по инерции написали в заголовке с Ь.

Так как в результате моего поиска в интернете мне попадалась и Наталья, хотя и намного меньше, чем Наталия, то, очевидно, Вы можете писать, как считаете нужным. Но, наверное, стоит написать везде одинаково ;)

Что же касается оценки по плодам, так я абсолютно с Вами согласен. Просто дело в том, что Вам "плод" понравился, а мне - нет :'(

Когда я слушал Билсму, то на штрихи я обратил внимание только после нескольких прослушиваний. А здесь первое, что бросилось в уши - смена смычка!

"Музыкант свободен в своём творчестве и никому ничего не должен." - опять же, невозможно не согласиться! Но одно дело - выражение, другое - подражание... То, что делает Гутман в Бахе, на мой взгляд - вторично. Это уже сказали до нее. Помимо штрихов, которые из-за современной манеры игры выпирают, бросаются в уши, мне не кажется естественным ее рубато. Она пытается сыграть по-разному, не потому, что сейчас так почувствовала, а просто для того, чтобы было по-разному - это то, что я слышу в ее игре.

Если Вы не слышали Билсму - вот 2 живых записи:

https://www.youtube.com/watch?v=XL95vwU92qo
https://www.youtube.com/watch?v=qTVqjD4Yigg

Мне было бы интересно узнать Ваше мнение.

И хочу еще раз поблагодарить Вас за выкладку!

9. Taras V. (little_listener)   (28 Июля 18 23:19)
Убедили :) Исправил на "Наталию".

Что касается разных штрихов при повторах. ОК, вам (а теперь и нам) понятно, откуда ноги растут. Ну и что с того? Если Гутман поверила Билсме, пусть даже он ошибался, из этого не следует, что нужно её автоматически записывать в эпигоны, подражатели и т.п. Предположим, его метод показался ей плодотворным, и она решила поэкспериментировать. А может даже Билсма настолько её убедил, что она решила, что по-другому нельзя, что это было бы нарушением замысла композитора. В любом случае, похвально, что она действовала не по шаблону, сойдя со своей натоптанной тропы.
Другое дело, если вас её результат не убедил. Мне сложно судить, насколько вы правы, поскольку я не обладаю вашим опытом. Не исключаю возможности, что внимательно послушав разные исполнения и проанализировав штрихи и нюансы, я с вами соглашусь. Но не будем забегать вперёд.

Что же касается моего собственного мнения об исполнении Гутман, то я его строил на основе общего впечатления от её интерпретации, не обращая внимания на детали. Меня в первую очередь привлекли теплота и человечность, которых мне не хватает у Казальса. Он рисует безжизненный лунный пейзаж, на котором вдобавок происходят какие-то тектонические сдвиги. То плита выдвинулась, то камни со скалы посыпались -- и всё это без участия человека, по каким-то внутренним законам, загадочным и непонятным. В творчестве Баха действительно космос присутствует, но отражённый в человеческом микрокосме, осмысленный и артикулированный. А у Казальса какой-то первобытный хаос. В конце концов, если говорить о сюите с точки зрения формы, она возникла как сочетание различных характерных танцев -- значит человечность присутствует в ней изначально, и какой-то её остаток должен оставаться даже на высоких уровнях развития и абстрагирования, когда о танце в собственном смысле уже не может быть и речи. Вот у Гутман она есть. Даже может быть в большей степени, чем сам Бах предполагал. Но тут мы неизбежно вступаем в область домыслов.

Большое вам спасибо за интересные факты, многие из которых я узнал впервые. Обязательно послушаю предложенные вами записи, хотя не обещаю это сделать быстро :) Тема баховских сюит меня достаточно давно интересует, я собрал разные исполнения, но внимательно переслушать все не хватает сил :)

13. (Bobik53)   (01 Августа 18 13:00)
"Тема баховских сюит меня достаточно давно интересует, я собрал разные исполнения, но внимательно переслушать все не хватает сил :)"

У меня - то же самое, касательно как первой части Вашего утверждения, так и второй :'(

20. Taras V. (little_listener)   (07 Августа 18 14:57)
Переслушал Гутман ещё раз десять. Всё-таки нравится её Бах :) И Дебюсси замечательный. О Шнитке ничего не скажу, поскольку вообще к его творчеству отношусь прохладно.

21. (Bobik53)   (07 Августа 18 19:24)
Уважаемый Тарас, я совершенно не собираюсь спорить с Вами, и доказывать, что Вы не правы, раз Вам нравится то, что не нравится мне. Каждый человек имеет свой уникальный опыт восприятия музыки, и оценивает услышанное в соответствии с этим опытом. Для начала, я - профессиональный виолончелист, а Вы, я уверен, нет. Уже поэтому у нас с Вами разное восприятие, мы слышим разные вещи. Наши мнения разные - это нормально. Одна из моих дочек - вегетарианка, а ее муж - нет. Он курит, она - нет. Ну и ничего, живут вместе почти 20 лет. Люди по-разному воспринимают даже такую, казалось бы, обьективную вещь, как интонация. Ауэр писал о Сарасате: "Он научил нас играть чисто". А Казальс: "Каково же было мое удивление, когда я услышал, что Сарасате и Томсон играют попросту фальшиво и никто не обращает на это внимания." Хейфеца многие считают холодным, в частности, потому, что у него практически не меняется выражение лица во время игры. А я целиком и полностью разделяю мнение Перльмана: "Какой же он холодный? - Закройте глаза!" Кстати, как человек, которому за 60, могу совершенно точно сказать, что вкус меняется с возрастом. Когда я был моложе, я восхищался Шафраном почти безоговорочно, а сейчас многие его записи оставляют меня безразличным, и я даже не могу дослушать их до конца. Ростроповича я считал царем и богом, рядом с которым и поставить некого, а теперь Штаркер дпя меня кое в чем сильнее Ростроповича. Так что, если Вам нравится это исполнение Баха у Гутман - на здоровье!

Кстати, прошу прощения, что не высказался по поводу Дебюсси и Шнитке. Почти согласен с Вами насчет Дебюсси - Гутман играет его замечательно, хотя мне и не хватает немного французского изящества и тонкости. Шнитке - не "мой" композитор, как и не Ваш, но в исполнении Гутман он звучит для меня более убедительно, чем в чьем-либо другом!

22. Taras V. (little_listener)   (07 Августа 18 22:14)
Согласен с Вами -- это совершенно нормально, что разные люди слышат по-разному одно и то же исполнение. И я повторно высказался вовсе не из стремления Вас переубедить или хотя бы настоять на своём. Впрочем, Вы это и сами прекрасно понимаете :) booze

23. (Bobik53)   (08 Августа 18 09:24)
booze

10. josif (josif)   (30 Июля 18 11:24)
Уважаемый (Bobik53)!Ничего не понимаю в лигах, к сожалению, но Гутман меня тоже не впечатлила. А какое исполнение Вы считаете образцовым?
Мне, из прослушанных, ближе всего Robert Cohen из Brilliant Classics (160 СД), а из быстрых по темпу Boris Pergamenschikow (Hänssler).

12. (Bobik53)   (01 Августа 18 12:56)
Разумеется, все эти проблемы с лигами - чисто профессиональные, и непрофессионалам совершенно не обязательно в этом разбираться.

Что же касается "образцвых" исполнений, то их - бесконечное множество, включая упомянутых Вами Коэна и Пергаменщикова. Но для меня две записи стоят особняком.

Первая - Казалльс. Он первым стал играть Сюиты в концертах и практически благодаря ему они стали обязательной частью репертуара любого солиста-виолончелиста. До него изредка игрались лишь отдельные части, нередко с добавлением фортепианного сопровождения, что совершенно противоречит музыке. Кроме известной записи всех Сюит, есть записи отдельных Сюит с концертов, а также видео 1й Сюиты:
https://www.youtube.com/watch?v=KX1YtvFZOj0

Казальс сделал музыку Сюит неотьемлемой частью своей жизни - по его собственным словам, каждый день он начинал, играя одну из Сюит. Он играл абсолютно свободно, с закрытыми глазами, часто подчиняясь сиюминутному импульсу. Его совершенное знание музыки и владение инструментом позволяли ему в процессе исполнения менять штрихи и аппликатуру. Самой большой его заслугой, помимо самого факта исполнения и записи, было то, что он стремился выявить "скрытую полифонию" - без чего исполнение Сюит немыслимо и по сей день.

Что касается второго исполнения - я уже о нем уже говорил - это нидерландский в-челист Аннер Билсма, родившийся в 1934 году. Он начинал как оркестровый музыкант, 6 лет был концертмейстером Амстердамского оркестра "Концертгебау". Потом увлекся "аутентичным" исполнением и стал одним из самых первых и самых ярких представителей этого движения. Он сделал две полных студийных записи Сюит (опять же помимо разных "живых" записей, некоторые из них я уже упоминал). Довольно многие в-челисты записывали Сюиты несколько раз. Обычно, это аналогичный подход, разница более или менее только в деталях. Не то у Билсмы. Если Вы услышите две его записи - вы не поверите, что это играет один и тот же музыкант. Разница буквально во всем - в темпах, динамике, артикуляции, а главное - в исполнительской концепции. Первая запись (1979г.) - правоверно-аутентичная. Барочная виолончель и смычек, подвижные темпы, и т.д. Вот ссылка на нее:
https://www.youtube.com/watch?v=0YQSUo0ApSY&t=43s

Вторая запись(1993) - это уже "речь не мальчика, но мужа", по степени владения материалом и исполнительской свободы поднимающаяся до уровня Казальса, однако абсолютно свободная от его влияния.

15. Taras V. (little_listener)   (01 Августа 18 14:20)
Хотел дать ссылку на пост с этими двумя исполнениями Билсмы, но сами записи, как оказалось, не сохранились.
http://intoclassics.net/news/2011-03-23-15520
Планирую восстановить в ближайшее время...

16. (Bobik53)   (01 Августа 18 14:26)
appl appl appl bravo bravo bravo piano piano piano violin violin

19. Taras V. (little_listener)   (02 Августа 18 15:45)
Пост с записями Аннера Билсмы восстановил!

Ещё раз даю ссылку:
http://intoclassics.net/news/2011-03-23-15520

17. josif (josif)   (01 Августа 18 14:51)
Большое Вам спасибо за ответ!

11. valeria (valeria)   (01 Августа 18 09:51)
Спасибо! :D heart hands flowers
Спасибо особое за подробные комментарии! Очень познавательно! heart rose bravo2

14. (Bobik53)   (01 Августа 18 13:01)
:D :D :D

18. (Bobik53)   (01 Августа 18 15:44)
Кстати, вот любопытный фрагмент интервью с Билсмой, который я очень люблю. Разговор идет как раз о штрихах 1й прелюдии, которую Тортелье, как Казальс, играл по такту на смычок.

Т.Я. Поль Тортелье визуализировал соль-мажорную Прелюдию как текущий ручей или поток. Вы считаете, такой образ подходит?

А.Б. Г-н Тортелье, безусловно, имел право использовать образы, как ему было угодно. Но что, если у меня другой образ? Может быть, эта Прелюдия заставляет меня думать о чесании моей ноги, а чесание передается посредством отдельных смычков.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".
Помощь тяжело больным детям. Подробнее.
Форма входа








ПОГРУЖЕНИЕ В КЛАССИКУ. Здесь живет бесплатная классическая музыка в mp3 и других форматах.