Книга — не более, чем «сюита» творческих портретов некоторых из корифеев вашего пианистического искусства. Подчеркнем: именно некоторых. Избранный автором монографический жанр позволил ему сосредоточиться лишь на артистах, чей художественный облик,чьи неповторимые черты оказались для него особо близкими и внятными, на концертантах, за творческим развитием которых он, в силу упомянутой причины, следил с максимальной пристальностью. Только поэтому автор счел возможным отказаться от «портретирования» столь крупных (стоящих в одном ряду с теми, о ком говорится в его книге) мастеров пианизма, как А. Гольденвейзер, С. Фейнберг, М. Юдина, Я. Флиер, Я. Зак, Р. Тамаркина, П. Серебряков.
Специфика отбора обусловила не только содержание книги, но и многое в тесно связанных «истории» и «предыстории» ее создания. Восемь выдающихся художников фортепьяно — К. Игумнов, Г. Нейгауз, В. Софроницкий, Г. Гинзбург, Л. Оборин, Э. Гилельс, М, Гринберг и С. Рихтер — это как раз те, которых автор в течение ряда десятилетий чаще всего слушал, о которых больше всего писал. Естественно, что какие-то фрагменты из данных его статей, как правило, в видоизмененных вариантах, но иногда и текстуально включены им в книгу: было бы неразумным всегда и непременно искать во что бы то ни стало новых формулировок, если уже существующие представляются удовлетворяющими. Подавляющее большинство подобных «реминисценций» относится к четырем большим статьям — о Г. Нейгаузе, В. Софроницком, Э. Гилельсе и С. Рихтере, — опубликованным в журнале «Советская музыка» в интервале с 1958 по 1960 годы и написанным в качестве первоначальных эскизов к подготовляемой книге, что и было оговорено в специальных примечаниях к статьям.
Вообще, Давид Рабинович -- личность яркая и неординарная. Учился у Леонида Николаева (напомню, что он был также наставником Юдиной, Софроницкого, Шостаковича), позднее у Константина Игумнова. Был арестован в печально известном 1948-м, после чего отбыл 8 лет в лагерях. После выхода на свободу писал музыковедческие статьи, разработал свою классификацию пианистов... Вот здесь можно почитать о нём статью Андрея Хитрука: http://www.denismusic.info/index.php?id=288&l=0
Спасибо, уважаемые Palmira и Taras V! Хотя, разумеется, эта книга у меня есть в бумажном варианте, приобретенная еще в 1970 г. А в середине 1970-х, когда я поступил в аспирантуру в один из московских институтов, мне посчастливилось и лично познакомиться с её автором. Это произошло после концерта в БЗК известного американского пианиста Шуры Черкасского. Когда после первого отделения, в котором прозвучала венская классика, часть народа, крайне разочарованная исполнением, потянулась к выходу, а вот после второго, где пианист продемонстрировал сногсшибательную виртуозность в Фантазии Листа на темы Дон-Жуана, - публика не хотела его отпускать, так что ему пришлось выходить на поклоны, уже одетым в пальто.
Случайно наткнулся на то, что я писал об этом концерте в свое время на форуме "Классика: "Так вот, это был странный концерт. В первом отделении было что-то классическое – какая-то из ходовых сонат Бетховена (чуть ли не Патетическая), что-то Шуберта, ну и т.п. Впечатления – никакого, заурядное исполнение, еще и со стилевыми погрешностями. В общем, ничего хорошего. И после первого отделения разочарованная часть публики потянулась на выход. Помнится, что ушло очень много – чуть ли не ползала. Однако во втором отделении всё кардинально изменилось. Без программки не вспомню, что уж там было, что-то эффектное, яркое, виртуозное, а в конце, листовский Дон Жуан. Хорошо помню, что осталось впечатление ошеломляющей виртуозности. И не у одного меня, у всех оставшихся буквально "челюсти отвисли". Тем более, что после первого отделения никто уже ничего не ждал. Успех был феноменальный, честно говоря, по-моему, я за свою жизнь даже и не вспомню, чтобы кто-нибудь имел такой успех. Понятно, что пианиста много вызывали на бис, и он охотно играл, получилось, чуть ли не третье отделение. Но публика никак не могла насытиться и не хотела расходиться. В конце концов, когда уже на сцене и в зале погасили свет, Шура Черкасский был вынужден выйти еще раз, уже одетый в пальто. Помню, как после концерта шел до метро вместе с известным музыковедом и критиком Д.А.Рабиновичем и как тот восклицал в возбужденьи: ну надо же – два отделения – как будто два разных пианиста.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".