Arcangelo Corelli. Concerto grosso in D, op. 6/1 | Concerto grosso in D, op. 6/4
Antonio Vivaldi. Concerto for strings and bc in F (RV 141) | Concerto for strings and bc in C (RV 115)
Francesco Geminiani. Concerto grosso in e minor, op. 3/3
Tomaso Giovanni Albinoni. Sinfonia a 4 for strings & bc
Michele Mascitti. Concerto grosso in e minor, op. 7/1
Giuseppe Torelli. Concerto a 4 for strings and bc in d minor, op. 5/6
Лейбниц — это почти единственный ренессансный по сути своей человек в
постренессансную эпоху. Он чуть моложе Локка (родился в 1646, умер в
1716 году).
В математике заслуга Лейбница состоит в том, что он
создал математический анализ независимо от Ньютона, заложил основу
математической логики, создал комбинаторику как науку, описал двоичную
систему счисления. Не меньше заслуги Лейбница в механике, где он
сформулировал закон сохранения энергии, в психологии, где он развил
учение о бессознательной психической жизни, и в философии.
Лейбниц —
автор современной формулировки закона тождества, он ввел понятие
модели, он является фактическим зачинателем всего, что связано с
вычислительной техникой, или, точнее, всего, что связано с машинным
моделированием функций человеческого мозга.
Он сформулировал один
из основных принципов физики — принцип наименьшего действия. Ему
принадлежит ряд специальных открытий в физике. Ему принадлежат открытия в
языкознании, в эволюции Земли. Все его открытия перечислить невозможно,
поскольку помимо всего, сказанного выше, он делал открытия в
юриспруденции, дипломатии, истории.
Известно о достаточно глубоком
взаимодействии Лейбница с Петром Великим, который познакомился с
Лейбницем во время своего путешествия в Европу, с негодованием
отреагировал на то, что Лейбниц восхвалял победы Карла XII и восхищался
тем, что этот шведский король, победив Петра I, воздвигнет шведскую
границу от Москвы до Амура.
Однако Петр I не дал волю своей
обидчивости и выстроил с Лейбницем прочные отношения, поддержав его идею
о создании Академии наук в Петербурге, возведя Лейбница в высокий чин
тайного советника юстиции и одарив его огромной по тем временам пенсией в
2000 гульденов.
Биографы подробно описывают раннюю гениальность Лейбница, самостоятельное освоение мальчиком античной культуры и литературы.
Многие
философы и историки науки утверждают, что Лейбниц был для своей эпохи
тем, чем Платон, Архимед и Аристотель вместе взятые.
Так
называемый отец кибернетики Норберт Винер сказал, что если бы ему
предложили выбрать святого покровителя кибернетики, то он выбрал бы
Лейбница.
Лейбниц считается одним из самых выдающихся гениев за
всю историю человечества, причем это тот редкий случай, когда детская
гениальность сохранилась на всю жизнь.
Лейбниц так характеризовал свой интеллектуальный жизненный стиль: «Две
вещи принесли мне огромную пользу, хотя обычно они приносят вред.
Во-первых, я был, собственно говоря, самоучкой. Во-вторых, во всякой
науке, как только я приобретал о ней первые понятия, я всегда искал
нового, часто просто потому, что не успел достаточно усвоить
обыкновенное».
Лейбниц увлекался китайским конфуцианством, он
пытался объединить современную ему науку и философию с метафизикой.
Иногда говорят даже об особой метафизике Лейбница, основанной на
глубочайшем синтезе различных отраслей человеческого знания.
Необходимо
подчеркнуть, что Лейбниц не вступил в беспощадный конфликт с Локком, а
напротив, пытался примирить позиции Декарта и Локка, найти компромисс
между рационализмом Декарта (или, если идти к истокам, — Сократа) и
сенсуализмом Локка (или, если идти к истокам, — Протагора).
Но
главное и для нас, и для человечества в целом, как ни странно, не в
заслугах Лейбница по части развития тех или иных наук. Главное — в
довольно простой реакции Лейбница на одно простое заявление Локка.
Локк был общепризнанным главой школы сенсуализма и эмпиризма. Главный тезис этой школы гласил: «Нет ничего в разуме, чего до этого не было бы в чувствах».
По латыни это звучит так: «Nihil est in intellectu, quod non fuerit prius in sensu».
Лейбниц выдвинул блестящий тезис, фактически оформивший на века противоположную позицию. Он звучит так: «Нет ничего в разуме, чего раньше не было бы в чувствах, кроме самого разума» — «Nihil est in intellectu, quod non fuerit prius in sensu, excipe: nisi ipse intellectus».
С.Кургинян
(Доклад на Летней школе движения «Суть времени».
Александровское, 11 июля 2016 года)