Алеаторика — метод композиции в музыке XX–XXI веков, допускающий
вариабельные отношения между элементами музыкальной ткани (в том числе
нотного текста) и музыкальной формы и предполагающий неопределенность
или случайную последовательность этих элементов при сочинении или
исполнении произведения. В настоящее время фактически нет работ,
посвященных алеаторике, написанных на русском языке. Учебное пособие адресовано студентам теоретических отделений музыкальных вузов.
ВВЕДЕНИЕ. К ПРОБЛЕМЕ СЛУЧАЙНОГО Индетерминизм, иррационализм, релятивизм в философии Неопределенность и случайность в науке Терминологический плюрализм ГЛАВА I. ПРЕДЫСТОРИЯ АЛЕАТОРИКИ Мобильные, или открытые, произведения искусства Музыкально-историческая ретроспектива Музыкальный мобиль ГЛАВА II. ТЕХНИКИ КОМПОЗИЦИИ ХХ ВЕКА — РАЗНЫЕ ВИДЫ АЛЕАТОРИКИ «Метод случайных действий» и принцип индетерминизма Кейджа Свобода звука и неточная нотация Фелдмана «Метод подсказывания» К. Вулфа Принцип мобиля и «открытая форма» Э. Брауна Стохастическая композиция Я. Ксенакиса и компьютерная музыка Л. Хиллера Статистический метод, вариабельные и многозначные формы К. Штокхаузена Техника aléa П. Булеза: между порядком и хаосом Ограниченная алеаторика Импровизация и хэппенинг ГЛАВА III. АЛЕАТОРНАЯ ФОРМА Три типа алеаторных форм: мобильная, вариабельная и модульная Алеаторные формы на основе традиционных принципов организации Алеаторные формы на основе индивидуальной модели композиции Вероятностные модели алеаторных форм ЗАКЛЮЧЕНИЕ ЛИТЕРАТУРА
***
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. МУЗЫКАЛЬНЫЕ МОБИЛИ (сочинения с авторским названием или подзаголовком «мобиль») ПРИЛОЖЕНИЕ 2 У. Каземец. «Тригон» Дж. Кейдж П. Оливерос В. Глобокар. Круг (1970) (эксперимент в коллективном сотрудничестве неограниченного количества исполнителей) Э. Каркошка. Коллективная импровизация ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Дж. Кейдж. II. НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬ Л. Берио. [Форма] Р. Хаубеншток-Рамати. Нотация — материал и форма
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".