Удивительный и красивый человек! Не обладай Иосиф Генрихович Райскин пленительной гармоничностью, его жизнь виделась бы как изобилующая парадоксами и головокружительными загадками, почти авантюрами. По первому образованию физик (он закончил, и весьма успешно, электротехнический институт в Ленинграде, значительное время работал на кафедре физики Горного института, имеет нескольких авторских свидетельств на изобретения), сегодня он - один из самых видных и умелых организаторов музыкальной жизни нашего города, редактор газеты «Мариинский театр» (до того - заведующий отделом музыки и музыкального театра в журнале «Искусство Ленинграда», а еще ранее - популярнейших в филармонической среде стенгазет «Слушатель» и «Музыкальная жизнь», председатель секции критики и музыкознания Союза композиторов Санкт-Петербурга. Однако, всегда Иосиф Генрихович Райскин - прежде всего человек искусства, музыки - для себя, и для всех нас. Оттого его поступление в Консерваторию нам казалось не только непонятным, странным, а совершенно ненужным, во всяком случае, неожиданным. «Зачем?????» - было на устах всех, кто ежедневно видел его в Филармонии, кто читал его превосходные рецензии в прессе, к кому с множеством вопросов самого разного свойства мы постоянно обращались (и обращаемся) - эрудиция и отзывчивость Иосифа Генриховича поистине легендарны. Таким он уже был, поступив в Консерваторию, и честно говоря, трудно сказать, что дала она ему. Иосиф Генрихович - классический автодидакт, энциклопедист. Он из тех, кто знает всё, и это знание его не превращается в унылое и неподвижное всезнайство: оно обращено к миру, к людям, к тем, кто знает, что подарит драгоценное общение с этим уникальным, светлым, замечательным человеком. Потому его знание - не неподвижный и часто бесполезный груз, а всегда движение, захватывающее и самого Иосифа Генриховича, радующее всех, кто с ним рядом. Не назову случая, когда кто-нибудь не получил бы от него помощь, совет, исчерпывающие по содержательности ответы на любые, самые неожиданные, вопросы. Иосиф Генрихович - знаменитый в Санкт-Петербурге библиофил. Его гигантская домашняя библиотека полна бесценных и несметных сокровищ, и войти в дом к ИГ - значит счастливо погрузиться в этот мир. Что совсем удивительно - эта библиотека всегда открыта друзьям, а ее владелец всегда готов помочь им - в составлении ли разной полноты справок, установлении источника цитирования, выходных данных... И наконец, Иосиф Генрихович - превосходный слушатель, влюбленный в музыку... Его слово о музыке - устное ли, письменное, обращенное к широкой аудитории или к близкому собеседнику, - всегда исполнено высокого познавательного пафоса, всегда строгое и захватывающе волнующее. Знаменитые аннотации И.Г к концертам — важный компонент музыкальной жизни города. Публикуемый цикл очерков Иосифа Генриховича «Шостакович. Симфонии общей судьбы» - это и выстраданное его Слово о Шостаковиче, и слово его о Времени Шостаковича, и превосходный портрет каждого из симфонических творений гениального композитора. Замечательна исследовательская находка - «симфонические пары»: Вторая - Двенадцатая, Третья - Пятнадцатая, и единство контекста, в котором рождались эти могучие творения, художественной и научной мысли о них и личного, своего собственного опыта - мальчика, впервые увидевшего Шостаковича 5 марта 1942 года на премьере Седьмой симфонии в Куйбышеве и связавшего с музыкой его всю свою жизнь.
Кшиштоф Мейер. Вступительное слово
Перед Вами - книга известного петербургского музыковеда Иосифа Райскина о симфониях Дмитрия Шостаковича. Уже только само название её „Симфонии Общей Судьбы" показывает, какое значение придаёт автор музыке этого композитора. И в этом Райскин, конечно же, не одинок. В России, еще при жизни, Шостакович был признан как музыкантами, исследователями, так и любителями музыки гениальным художником, более того - совестью своей страны. Интерес к музыке Шостаковича быстро рос и за пределами его родины. В течении многих десятилетий в свет вышли десятки монографий и сотни, если не тысячи статей посвященных композитору. И это не случайно: музыка и личность Шостаковича захватывает бесконечное множество слушателей. Поражает и судьба, трагедия творческого гения в эпоху тоталитаризма. В это невероятно жестокое время чудовищная машина сталинских репрессий поглотила и многих родственников и друзей композитора. Некоторое время и ему пришлось носить клеймо „формалиста", а дважды - в 1936 и 1948 году, затравленный властями, композитор находился в тяжелейшем кризисе. Невероятным кажется то, что в таких условиях Шостакович не только постоянно работал, но создавал музыку, которая являет собой одно из величайших достижений 20-го века. Наследие Шостаковича это своего рода зеркало советской истории. Не даром его часто называют „летописцем эпохи". И дело не только в сочинениях „по случаю", вроде Второй симфонии, написанной к 10-ой годовщине Октябрьской Революции или Седьмой, созданной в осажденном Ленинграде в 1941 году и ставшая символом борьбы против фашизма. Гораздо существеннее эмоциональная программа многих других произведений, крайне трудно поддающаяся аналитическому описанию, хотя и отчетливоощущаемая. С этой точки зрения Шостакович глубоко уходит своими корнями в русскую традицию. Русские любители музыки испокон веков отличались необыкновенно эмоциональным восприятием, и нет ничего удивительного в том, что творчество Шостаковича, несмотря на свою сложность и неоспоримое новаторство, быстро нашло глубокое понимание у слушателей. Уже в 1930-е годы Шостакович для многих слушателей стал не только символом большого искусства, но прежде всего автором музыки, способной выражать чувства и страдания десятков тысяч россиян, измученных сталинской тиранией. Во времена Сталина он был официально „номером первым" в музыкальной иерархии, и художником, произведения которого доставляли режиму постоянное беспокойство и воспринимались слушательской аудиторией как протест против тирании, зла и насилия. В наибольшей степени это бунтарство слышалось в симфониях, и поэтому премьера каждой из них, начиная с Пятой, становилась огромным событием. Двукратное осуждение и попытки морального уничтожения композитора властями, сделали его героем в глазах угнетённого общества. Книга Иосифа Райскина обращена ко всем любителям музыки Шостаковича и ко всем тем кто хотел бы основательно познакомиться с ней. В ней говорится не только о симфониях, но опосредованно и о жизни композитора, его творчестве и судьбе его произведений. Это - не биография, рассчитанная на серьёзного слушателя. Глубоко знающий музыку Шостаковича, автор предлагает нам сборник из четырнадцати статей о композиторе и его 15 симфониях в форме своего рода „музыкального путеводителя". Здесь предложена не только фактическая информация о создании симфоний, но, и это наиболее важно, раскрыто их содержание, вопросы формы и стилистических связей (как между собой, так и в ракурсе всего творчества Шостаковича) а также подробности истории их восприятия. Райскин живёт этой музыкой и хотя его суждения порой неизбежно субъективны, они одновременно заставляют читателя глубоко задуматься. Я абсолютно убеждён, что никто, кому по-настоящему интересен Шостакович, не сможет обойти эту работу стороной. Научный метод Райскина рожден живым искусством и сам в некоторой мере является искусством. Именно в этом я вижу особую ценность этой публикации.
Лев Маркиз. Вместо предисловия
Может показаться странным что я вспомнил о „Путеводителе" - ведь в книжке Иосифа Райскина идет речь о Музыке. Однако вспомним „Путеводитель по оркестру" Бриттена - композитор предлагает слушателю захватывающую экскурсию и, в самом прямом смысле слова, приобщает его к пониманию музыкального искусства. Книга Иосифа Райскина несомненно из того же ряда „партитур". Множество авторов писали и пишут о музыке Шостаковича, однако вне зависимости от уровня их мастерства приходится порой констатировать, что, увы, на своем долгом жизненном пути многие постепенно утрачивали самое главное: истинный интерес и любовь к ... музыке. А ведь Любовь не подменить ничем - ни блестящим литературным мастерством, ни высокой эрудицией аналитиков-теоретиков. О Д.Д. Шостаковиче и его 15-ти симфониях написаны сотни (если не тысячи!) страниц многими выдающимися дирижерами, аналитиками, искусствоведами и музыкальными критиками. В них встречаются глубокие мысли о музыке, блестящие анализы, сравнения и параллели. Многие труды посвящены исследованию связей музыки великого композитора с эпохой, в которой он жил и творил. И все же, в необъятной по масштабу и объему литературе, посвященной наследию Шостаковича, порой исчезает главное - чистая и „не замутненная" многословием любовь к его творениям.
Иосиф Райскин, на мой взгляд, один из немногих авторов, который в своих ярких и полнокровных эссе о симфониях Дм.Шостаковича позиционирует себя не только как исследователь, критик и биограф (во всех этих аспектах он БЛЕСТЯЩИЙ специалист!), но как человек, жизнь которого тесно связанна с музыкой великого современника, ставшей для него источником нравственной стойкости и духовного совершенствования. Я старый человек. И мне бесконечно жаль что в прошедшей дирижерской жизни у меня не было этого чудесного „Путеводителя" написанного Иосифом Райскиным о своем любимом композиторе.
От автора
ДМИТРИЙ ШОСТАКОВИЧ. САМОСТОЯНЬЕ МУЗЫКИ
«МУЗЫКА, ЗАЖИГАЮЩАЯ С ПЕРВЫХ ТАКТОВ ...» Первая симфония Дмитрия Шостаковича
ОКТЯБРЬСКИЕ СИМФОНИИ. ОБМАНУТЫЕ ОЖИДАНИЯ. Вторая и Двенадцатая симфонии Дмитрия Шостаковича
ВЕСНА ЧЕЛОВЕЧЕСТВА. ОСЕНЬ ПАТРИАРХА. Третья и Пятнадцатая симфонии Дмитрия Шостаковича
ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ КОМЕДИЯ ИЛИ ТРАГИЧЕСКИЙ БАЛАГАН. Четвертая симфония Дмитрия Шостаковича
ДМИТРИЙ ШОСТАКОВИЧ. ПЯТАЯ СИМФОНИЯ
ДМИТРИЙ ШОСТАКОВИЧ. ШЕСТАЯ СИМФОНИЯ
ДМИТРИЙ ШОСТАКОВИЧ. СЕДЬМАЯ СИМФОНИЯ
СИМФОНИЯ СКОРБИ И НАДЕЖДЫ. Восьмая симфония Дмитрия Шостаковича
ДМИТРИЙ ШОСТАКОВИЧ. ДЕВЯТАЯ СИМФОНИЯ ИЛИ ОБМАНУТЫЕ ОЖИДАНИЯ ВЛАСТИ
ДМИТРИЙ ШОСТАКОВИЧ. ДЕСЯТАЯ СИМФОНИЯ
ДМИТРИЙ ШОСТАКОВИЧ. ОДИННАДЦАТАЯ СИМФОНИЯ «1905 ГОД»
ДМИТРИЙ ШОСТАКОВИЧ. ТРИНАДЦАТАЯ СИМФОНИЯ «БАБИЙ ЯР»
«ВСЕВЛАСТНА СМЕРТЬ ...» Четырнадцатая симфония Дмитрия Шостаковича
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".