Изучая мир Дмитрия Шостаковича. Сборник статей (2011)
В настоящем издании представлены разные точки зрения как в плане оценки личности Шостаковича, так и его творчества. Именно в столкновении этих точек, их научной доказательности рождается истина. В сборнике задействован широкий круг авторов - из Санкт-Петербурга, Петрозаводска, восточносибирского и волжского регионов, Болгарии. Основу издания составляют статьи по материалам конференции, посвященной Д. Д. Шостаковичу, прошедшей на факультете музыки РГПУ им. А. И. Герцена в 2006 году. Все многообразие тем классифицируется по пяти разделам с учетом как жанровых, так и проблемных подходов. Это позволяет остановиться и на нравственных ориентирах Шостаковича, и на источниках, и на взглядах на интертекстуальные связи, причем в многообразии жанров. Правомерным становится включение в сборник таких разделов как «Музыкальный театр Д. Д. Шостаковича», «Аспекты камерного творчества Д. Д. Шостаковича». Широко представляется спектр теоретических проблем. Завершают сборник работы, посвященные творчеству композиторов школы великого Мастера.
От составителя Д. Д. ШОСТАКОВИЧ И ЕГО ВРЕМЯ: НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКИЙ МИР КОМПОЗИТОРА В. О. Петров (Астрахань). Дмитрий Шостакович в контексте истории: художник и время Е. В. Герцман (Санкт-Петербург). История одного автографа (Из «Воспоминаний историка музыки», которые, очевидно, никогда не будут написаны) Г. П. Овсянкина (Санкт-Петербург). Публицистика Дмитрия Дмитриевича Шостаковича первых лет Великой Отечественной войны (Список статей и выступлений Шостаковича с 22.06.1941 по март 1943) Н. В. Шавкерова (Санкт-Петербург) Сквозь годы... Седьмая опять звучит в Милане
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТВОРЧЕСТВА Д. Д. ШОСТАКОВИЧА Р. Г. Шитикова (Санкт-Петербург) Алгоритмы тональной организации в сонатах Д. Д. Шостаковича (Алгоритм 1: обоснование системы логической организации в сонатах Д. Д. Шостаковича. Алгоритм 2: изучение тонально-ладового содержания музыкального тематизма сонат Д. Д. Шостаковича. Алгоритм 3: выявление типологии тональных соотношений между основными муз.-тематич. комплексами внутри частей в сонатах Д. Д. Шостаковича. Алгоритм 4: прослеживание процесса становления тонально-ладовой структуры цикла в сонатах Д. Д. Шостаковича. Алгоритм 5: раскрытие логики тональной организации всего корпуса произведений сонатного жанра в творчестве Д. Д. Шостаковича.) М. Булева (Велико Тырново, Болгария) Гармоничные числа и теория гармонии Михаила Марутаева - экспериментальное исследование на примере фуг из Двадцати четырех прелюдий и фуг ор. 87 Дмитрия Шостаковича (1. Михаил Марутаев и его "математическое начало гармонии". 2. Муз.-математич. анализ Марутаева на примере произведений Шостаковича. 3. Числовой метод в музыкальном анализе: предварительные заметки. 4. Фуги Шостаковича в контексте экспериментального исследования с привлечением теории Михаила Марутаева. 5. Заключительная часть экспериментального исследования - законы гармонии в фугах Шостаковича.) У Ген-Ир (Санкт-Петербург) Новое прочтение старого органума О. В. Шмакова (Волгоград) «Парадигма судьбы» в последнем симфоническом финале Д. Шостаковича
МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТЕАТР Д. Д. ШОСТАКОВИЧА А. Е. Фортунова (Ганновер, Германия) О некоторых хореографических и сценографических аспектах балета «Болт» Д. Д. Шостаковича Л. Н. Колесникова (Омск) И. Соллертинский о первой опере Д. Шостаковича «Нос» П. С. Волкова (Краснодар) «Нос» Гоголя-Шостаковича: опыт интертекстуального подхода Н. И. Верба (Санкт-Петербург) К проблеме интертекстуальности в оперном жанре (на примере «Евгения Онегина» П. Чайковского и «Катерины Измайловой» Д. Шостаковича) И. Н. Налётова (Санкт-Петербург) О жанровом своеобразии оперы Д. Д. Шостаковича «Катерина Измайлова» С. С. Севастьянова (Астрахань) Опера Шостаковича «Катерина Измайлова» на экране. Художественные параллели
АСПЕКТЫ КАМЕРНОГО ТВОРЧЕСТВА В. С. Бочарникова (Санкт-Петербург) Квартеты Д. Д. Шостаковича: еще раз к проблеме семантики круга М. Р. Чёрная (Санкт-Петербург) Фигурационный стиль фортепианных произведений Д. Д. Шостаковича Т. П. Самсонова (Санкт-Петербург) Вокальные циклы Д. Д. Шостаковича в аспекте вербальной и музыкальной семантики
ШКОЛА Д. Д. ШОСТАКОВИЧА СЕГОДНЯ Т. С. Екименко (Петрозаводск) О некоторых особенностях тематизма и формы фуг в цикле «Портреты» для фортепиано в 4 руки Бориса Тищенко Л. М. Архипова (Санкт-Петербург) Выразительные возможности человеческого голоса в Концертной сюите «Русские потешки» Вадима Бибергана
...За несколько дней до концерта я постоянно думал о том, как мне реализовать идею, предложенную Асеевым, и получить автограф Шостаковича. Дело в том, что я никогда в жизни, как до этого случая, так и впоследствии не брал ни у кого автографов. Воспитываясь с детства в оперном театре (там работал не только мой отец-дирижер, но и моя мать-балерина), я с сожалением смотрел на людей, стремящихся получить автографы у местных и приезжих артистических знаменитостей. Мне это занятие всегда казалось никчемным. Но здесь речь шла совершенно о другом. Получить автограф Шостаковича для меня значило не меньше, чем если бы благодаря фантастической машине времени я смог бы получить автограф от Баха, Бетховена или Мусоргского. Я уже тогда был глубоко убежден, что для своего времени он такая же великая художественная личность, как те мастера - для своих эпох. Поэтому я начисто забыл о своем пренебрежении к собирателям автографов и решил получить автограф Дмитрия Дмитриевича. Будучи не из робкого десятка, я, тем не менее, знал, что не найду в себе мужества подойти к нему при всех, поскольку здесь действовали факторы, намного более сильные чем те, которыми регулируются обычные поступки. Поэтому я искал какие-то «окольные пути» для достижения своей цели. Наиболее удобным моментом мне показался промежуток времени, когда Дмитрий Дмитриевич, сыграв фортепианный концерт, уйдет в артистическую комнату. Тогда все оркестранты будут на сцене играть «Праздничную увертюру», слушатели - слушать ее, а композитор окажется один. Когда отзвучала великая Симфония (она мне до сих представляется самой великой из всех 15-ти) и был сыгран Фортепианный концерт, я выскользнул из зрительного зала и отправился в артистическую. Насколько я помню, это была большая комната с разбросанными повсюду футлярами от инструментов и большими вешалками, на которых висели пальто и всяческая иная одежда музыкантов оркестра. Попав туда, я увидел, что в одном углу, спиной ко мне, стоит какой-то худощавый человек в одних трусах и переодевается. По своей «не солидной» комплекции он издали показался моим сверстником. А так как я знал многих музыкантов из оркестра, я смело подошел к нему и спросил: «Ты здесь один?» Когда человек повернулся и посмотрел на меня, застенчиво улыбающимся из под очков взглядом, я к своему ужасу понял, что передо мной сам Дмитрий Дмитриевич, уже снявший фрак, но еще не успевший одеть костюм. Мне трудно передать словами мое тогдашнее состояние. Я что-то бормотал, протягивая перед собой ноты Сонаты № 2, которую заранее принес с собой. Затем я услышал: «Давайте сюда». И тут же на обложке была сделана знаменательная запись, приведенная выше. Очевидно, я появился в очень неудачный момент, и чтобы побыстрее отделаться от столь неуместного посетителя, композитор даже не спросил моего имени. Поэтому в автографе не отмечен адресат. Не помню как я оказался на улице, где долгое время не мог совладать со своим волнением. Несмотря на некоторую конфузность создавшейся ситуации, я благодарен судьбе за этот миг, позволивший мне прикоснуться к земной жизни великого композитора...
Шостакович "в одних трусах" - это посильнее Фауста Гёте будет
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".