Народно-песенная
гетерофония – стиль многоголосия восточных славян. По своим уникальным
интонационно-выразительным особенностям русское гетерофонное многоголосие
вполне сопоставимо с внесенными
в Список Всемирного Культурного Наследия Человечества ЮНЕСКО литовским сутартине,грузинским многоголосием.
Гетерофонное пение – живая старина в отечественном музыкальном
фольклоре, древнейший и изначальный склад совместного народного пения.
Предметом пристального внимания этнографов
гетерофония стала совсем недавно, - с начала XX века. В наше время - это одна из
актуальных тем в этномузыкологии. Опубликованы исследования о гетерофонии, изданы
прекрасные собрания многоголосных (гетерофонных) песен: «Песни псковской земли», составитель А.М.
Мехнецов, Л., 1989;«Смоленский музыкально-этнографический сборник» в 3-х томах (М.,
2003-2005), ответственный
редактор О.А.Пашина; другие сборники.
Существенной вехой в истории изучении
гетерофонного многоголосия явилась статья известного белорусского музыковеда и
этнографа Мухаринской Л.С. «В поисках современного образа» (ж-л «Советская музыка», 1969, №7,
с.93-96).В статье предпринята попытка
дать эстетическую оценку народно-песенной гетерофонии.
Эстетика гетерофонного пения как важнейшая
составляющая стиля явилась предметом нашего внимания. Многие наши выводы – это
мысли, высказанные Лидией Сауловной Мухаринской.
Интереснейшее исследование Николая Львовича Вашкевича, раскрывая проблематику гетерофонного многоголосия в той её части, где скопились вопросы, требующие неоррдинарного ответа, автор тем самым значительно обогащает отечественную фольклористику. По своему продолжая и развивая идем Лидии Сауловны Мухаринской, Вашкевич убедительно доказывает самодостатчночть гетерофонного многоголосия, его неповторимомть и эстетическую ценностность, способную удовлетворить самое взыскательное ухо и потому требующую бережного охранения... Владимир Успенский, член Союза Композиторов России
Спасибо, Владимир Николаевич. Работе над этой темой я во многом обязан Вашему пониманию гетерофонии как основополагающего типа мышления народных певцов в ансамблевом пении и (знаю об этом) как одного из важнейших складов в профессиональной музыке композиторов современности. Николай.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".