Ирина Анатольевна Донская-Тищенко (арфа). Сочинения русских композиторов 2-й половины 20 в.
Ирина Анатольевна Донская — исполнительница уникальная. Доцент
Петербургской консерватории, заслуженная артистка России, ученица
выдающейся арфистки Татьяны Тауэр (в свою очередь, наследницы школы Веры
Дуловой), она достойно продолжает традиции отечественного арфового
исполнительства. Еще в студенческие годы И. Донская начала концертную
деятельность. В репертуаре арфистки сольные программы, множество
концертов для арфы с оркестром, произведений для арфы в составе
разнообразных инструментальных ансамблей, переложений. Ирина Донская
исполняет музыку разных эпох — от пьес анонимных авторов XI-XIII веков
до сочинений самого последнего времени, сотрудничает со многими
выдающимися инструменталистами и вокалистами, с балетными и
симфоническими коллективами. Среди учениц Ирины Донской — арфистки,
завоевавшие премии и почетные дипломы на российских и международных
конкурсах. Ее исполнению присущи яркая артистичность, тонкое чувство
стиля, захватывающая виртуозность и вместе с тем редкостная певучесть,
почти вокальная напевность звучания арфы в лирических эпизодах...
Премьеры новых наших сочинений, очень серьезно и ответственно
осуществленные Ириной Донской, успешны и приносят авторам глубокое
творческое удовлетворение. Сергей Слонимский
М. Матвеев. ЗВЕЗДНАЯ ПЫЛЬ. Для арфы соло И. Донская (арфа)
Михаил Матвеев (1912-1994) — автор музыкально-театральных, оркестровых произведений, множества сочинений для оркестра русских народных инструментов, для различных камерных составов, музыки для кино и драматического театра. Пьеса «Звездная пыль» написана в 1980 году. Этюдообразная по внешнему техническому рисунку и импрессионистическая по духу, эта пьеса сыграна Ириной Донской свободно и раскованно. Такое неожиданное прочтение было одобрено самим автором, высказавшим исполнительнице свою благодарность и восхищение. Впоследствии пьеса не раз исполнялась в концертах и неизменно имела успех у публики.
====================================== Т. Тер-Мартиросян. ДВЕ ПЬЕСЫ ДЛЯ АЛЬТА И АРФЫ В. Стопичев (альт), И. Донская (арфа)
Две пьесы Тиграна Тер-Мартиросяна (1906-1984), изданные в 1985 году, обязаны своим включением в концертный и учебный репертуар Ирине Донской. Пьесы, посвященные альтисту Юрию Крамарову, существовали в набросках. Тяжелобольной композитор не смог после внезапной кончины Крамарова сделать чистовую редакцию пьес и сыграл их своему младшему коллеге Борису Тищенко, который по просьбе Ирины Донской записал их начисто. Автору незадолго до смерти довелось услышать свои пьесы в исполнении Ирины Донской и альтиста Василия Шульги.
Ни с одним инструментом не соединяется арфа в таком тембровом согласии, как с альтом. Ирина Донская
====================================== Д. Сморгонская. ВОСТОЧНЫЕ МИНИАТЮРЫ ДЛЯ АРФЫ СОЛО И. Донская (арфа)
Дина Сморгонская родилась в 1947 году в Витебске, закончила Ленинградскую консерваторию по классу Бориса Арапова. Сюита «Восточные миниатюры» написана в 1987 году и посвящена арфистке Ирине Донской, первой исполнительнице этого произведения. Четыре части сюиты символизируют четыре основные природные стихии в буддийской философии. Сюита — собрание тонких, по-женски изящно выполненных звуковых акварелей. Это сочинение предварено стихотворным эпиграфом из Рабиндраната Тагора:
Кораблик мой бумажный По прихоти игры Везет мои игрушки — Мечты былой поры.
Когда он к вам причалит В предутренней тиши, Его к себе возьмите По прихоти души...
И первая картинка, в духе то англо-кельтской, то восточной баллады, с прихотливой сменой метра, носит подзаголовок «Кораблик». Выразительна пьеса «Моление луне». Исполняя медленную, прерываемую длинными паузами-раздумьями южную мелодию, Ирина прибегает к приему вибрато (возможному лишь в верхней половине диапазона), который вызывает ощущение завораживающей трепетности. Эти пьесы, как и последующие, «Ветер и птица», «Восход в горах» — очень «арфовые»... Михаил Бялик
======================================
Б. Тищенко. БРАТУ. Романс на стихи М. Лермонтова для сопрано, флейты и арфы Б. Тищенко. ЗАВЕЩАНИЕ. Романс на стихи Н. Заболоцкого для сопрано, арфы и органа Б. Тищенко. ANDANTE ESPRESSIVO ДЛЯ АРФЫ СОЛО И. Донская (арфа), О. Кондина (сопрано), М. Осипова (флейта), А. Сердюк (орган)
Борис Тищенко (р. 1939) по праву входит в число крупнейших творцов современной музыки. Серьезнейшее испытание, какое суждено было пройти музыке XX века — стремление к радикальному новаторству, приводившее нередко к почти полной потере индивидуальности стиля, — композитор преодолел, выйдя из него во всеоружии техники, но сохранив моментальную узнаваемость своей музыки. Борис Тищенко пишет фактически во всех существующих жанрах — от напева без сопровождения до суперсимфонии. О двух романсах на стихи Заболоцкого и Лермонтова (сочинены в 1986 году) музыковед Михаил Бялик писал: «С редкой откровенностью композитор демонстрирует в обоих романсах родословную используемых интонаций. Его предшественниками тут являются романтики, авторы знаменитых и безымянных, ставших фольклором, романсов... Вспоминается в этой связи принципиальное замечание исследователя его творчества Б. А. Каца: „Музыка Тищенко не боится быть похожей на музыку Чайковского, Малера или Шостаковича, ибо она в каждом случае похожа на нее так, как может быть похожа только музыка Тищенко"». Композиции «Завещание» и «Брату» отчасти связаны — это два поэтических завещания, контрастные по выраженному в них мироощущению. Идея написания музыки на текст Михаила Лермонтова принадлежала писателю Виктору Конецкому. Композитор так рассказывает об этом: «Конецкий утверждал, что совершенно глух к музыке. Я пригласил его на исполнение моего Второго скрипичного концерта. После концерта он ткнул меня пальцем в грудь и сказал: „Да ты мой брат!" ...Когда через некоторое время я рассказал ему о своем „Завещании" на стихи Николая Заболоцкого, он — дело происходило у него дома — подошел к книжной полке, вырвал из книги лист и подал мне: „Вот какое «Завещание» надо писать". Это было стихотворение Лермонтова, начинающееся словами „Наедине с тобою, брат, хотел бы я побыть". На следующий день я подарил ему свою рукопись, так и названную — „Брату". Лермонтовское „Завещание" совершенно иное, чем у Заболоцкого. Гораздо жестче. Смерть в нем неотвратима, ее предвидение определенно. Этот текст и эта музыка оказались для меня связаны и со смертью моего родного брата, случившейся незадолго до того, и с ясно предвидимой тогда Конецким его собственной кончиной». Andante espressivo — пьеса, написанная в 1978 году как составная часть музыки к кинофильму. Композитором были созданы равноправные различные тембровые варианты этой пьесы. По инициативе Ирины Донской эта пьеса стала исполняться как отдельное концертное сочинение — различными составами с участием арфы (в частности, нотные издания представляли Andante espressivo как пьесу для виолончели и арфы). На данном диске помещена версия пьесы для арфы соло.
======================================
Э. Патлаенко. ЛИКЁЛДА - ОБИТЕЛЬ СЕРДЦА МОЕГО. Сюита-фантазия для арфы И. Донская (арфа)
Эдуард Патлаенко (р. 1936) — выпускник Ленинградской консерватории, ныне профессор консерватории в Петрозаводске. Сюита-фантазия «Ликёлда — обитель сердца моего» написана в 1991 году и посвящена Ирине Донской. Из авторской программы сочинения: «Мое личное бытие в сфере Земли исчисляется несколькими тысячелетиями. Но глубинная память проявляет только одну яркую картину моего земного бытия: я рас-простерт на песке лицом вниз, а на спине чувствую ноги существа, на которое не смею взглянуть. И этим я горд. Более яркие картины представляет мне глубинная память из моего внеземного бытия. Она утверждает, что родник души моей — планета Ликёлда. Что освещают Ликёлду четыре светила различной величины. Что каждое светило приносит свое Время — быстрое или медленное. Что основные цвета „деревьев" — вся гамма золотого и серебристого. Что формы растущих цветов на планете — колокольчики внушительных размеров: зеленые, голубые (синие) и белые».
======================================
Г. Банщиков. СОНАТА ДЛЯ АРФЫ И ОРГАНА И. Донская (арфа), М. Дегтярев (орган)
Геннадий Банщиков (р. 1943) — один из наиболее ярких современных композиторов. Его техническая изобретательность и остроумие, умение открывать новые возможности традиционных инструментов и составов сочетаются с неподдельной глубиной и лиризмом музыки. Все это давно заставляет многих слушателей внимательно следить за его творчеством, а исполнителей — стремиться к сотрудничеству с композитором. Соната для арфы и органа написана в 1987 году специально для Ирины Донской и ей посвящена. Красивое своей необычностью (не говоря уже о красоте звуковой!) сочетание инструментов находит здесь своего рода эстетический противовес в музыкальном тематизме — простом, прозрачном, запоминающемся своей ритмической напористостью в быстрых разделах и графической изысканной лаконичностью в медленных.
======================================
С. Слонимский. ДВЕ СКАЗКИ ДЛЯ АРФЫ СОЛО И. Донская (арфа)
Сергей Слонимский (р. 1932) — один из интереснейших отечественных композиторов настоящего времени, автор произведений во всех жанрах: от опер и симфоний до мелодий для кинематографа. Две сказки для арфы написаны в 1989 году и посвящены педагогу Ирины Донской, выдающейся арфистке Татьяне Тауэр. Продолжая традицию русской сказочной образности, идущую от «Руслана и Людмилы», «Картинок с выставки», лядовских оркестровых миниатюр, Слонимский сохраняет в своих пьесах индивидуальное своеобразие ладового мышления, приметы раскованной, несимметричной ритмики... В отличие от русской по колориту «Василисы Прекрасной», «Жар-птица» окрашена в восточные тона: этот сказочный персонаж явно прибыл из заморских краев. Ориентальный характер песенного раздела еще более усугублен в следующем, танцевальном, где звучание арфы приближено к тембрам восточного инструментария. Михаил Бялик
====================================== А. Давыдов. РАГАВИ №2 ДЛЯ ФЛЕЙТЫ, АРФЫ И КОНТРАБАСА И. Донская (арфа), М. Осипова (флейта), К. Кариков (контрабас)
Ариэль Давыдов родился в 1960 году в Казахстане. Выпускник Душанбинского института искусств и Петербургской консерватории (класс профессора Бориса Тищенко). Лауреат Премии премьер-министра Израиля, член Союзов композиторов России и Израиля. Ариэль Давыдов — автор оркестровых и камерно-инструментальных произведений, исполнявшихся в большинстве стран Европы, а также в Аргентине, Израиле, Казахстане, России, США и Таджикистане. В его творчестве выделяются две линии, одну из которых можно назвать «музыкой колорита», вторую — «музыкой рисунка». К первой из них относятся Трио для флейты, арфы и контрабаса «Рагави № 2», Поэма для струнных, ударных и чембало «Рагави № 1», Симфония № 1 и другие, ко второй — Трио для флейты, саксофона и фортепиано «Беженцы», Concerto grosso для флейты, гобоя и струнных, Концерт для контрабаса с оркестром и др. Трио «Рагави № 2» написано в 1990 году. Рагави переводится с персидского как относящийся к раге, в стиле раги. Произведение сочетает технические достижения европейской музыки XX века с традициями индийской раги. Европейские разновидности инструментов временами трактуются здесь как восточные: флейта — как най, арфа — как ситар, а контрабас — как гиджак. Сочинение посвящено его первым исполнителям: Ирине Донской, флейтисту В. Угорскому и контрабасисту К. Карикову.
На концертных площадках Ирина Тищенко выступает под девичьей фамилией Донская. И без отчества.
А что это за формат у Вас такой самопальный - mp3 320 48000 Hz ? Пример с нашего любителя вальсов берёте?
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".