Имя когда-то очень популярного композитора Пьера Сертона ныне известно преимущественно специалистам. А на своей родине, во Франции его музыка легко выдерживала конкуренцию музыке его гораздо более именитых современников-итальянцев Лассо, Палестрины и многих других. Сертон был популярен настолько, что Франсуа Рабле называет его имя в своём романе "Гаргантюа и Пантагрюэль", рассказывая какая музыка звучала на обеде у Пантагрюэля, едва ли не числя композитора в числе приглашённых. Рассказывая о жизни и Пьера Сертона я буду использовать сведения из статей исследователей Экспера и Риза. Итак, точная дата рождения композитора неизвестна. Исследователи сходятся на том, что сие событие случилось около 1510 года, предположительно в Мелене. Известно, что Сертон обучался у Депре, но точная дата его появления в Париже не установлена, видимо, около 1530 года. Тогдашняя должность, занимаемая композитором, именовалась весьма своеобразно - "клерк заутрени". Есть сведения о том, что за "сомнительное поведение" Сертон едва избежал тюремного заключения. Тем не менее, в 30-е годы Издателем и композитором Пьером Аттеньяном(открывшим первое музыкальное издательство в Париже) было издано около 30 его шансон. 1532 год знаковый для Сертона - он становится помощником регента детского хора в Сен-Шапель у де Колиньи, а с 1542 года приобретает пожизненное звание "Мэтра".
За этим последовало повышение по службе и назначение регентом капеллы и придворным учителем пения. В 1540 году Аттеньян издаёт его 4-ю книгу сборника 4-х-голосных месс. В 1584 году, после смерти Франциска I, покровителя искусств, композитора смещают с поста регента Сен-Шапель, но он продолжает работать учителем музыки в детском хоре. Скорее всего, причины смещения были политическими, поскольку соучениками Сертона и близкими друзьями были Жак Гудимель и Жак Мутон, оба гугеноты. Несмотря на католическое вероисповедание Сертона, их связывала тесная многолетняя дружба. И если бы Сертон дожил до Варфоломеевской ночи, не постигла ли бы его страшная участь Мутона, зарезанного тогда и сброшенного в Сену... С середины 40-х годов начинается активное сближение композитора с Пьером Ронсаром, а затем и с Плеядой. Это дало новый толчок творчеству композитора. Сертон одним из первых начинает писать песни на стихи Ронсара. Есть сведения о 2х авторских сборника начала 50-х годов, но нот пока не обнаружено, а в сборнике 1560 года, изданного Ле Руа и Балларом содержится 120 песен различных авторов, в числе которых и Сертон, который пишет и предисловие к этому сборнику. Вообще, издательство Ле Руа и Баллар с 50-х годов публикует сочинения композитора: в 1554г. выходит переложение для голоса и лютни Псалмов в пер. Маро, в 1558г. увидели свет три мессы для четырёхголосного смешанного хора, дошедшие до нашего времени благодаря изданиям Экспера, в числе которых и предлагаемая ныне "Авиньонский мост". К 60м годам Пьер Сертон уже широко известный и уважаемый композитор. Но о последних годах жизни композитора практически ничего не известно. Только дата смерти 23 февраля 1572 года. Творческое наследие композитора составляют около 200 светских шансон, около 50 духовных мотетов и 6 месс. Стиль композитора во многом продолжает традиции его учителя Депре, перекликается с его современником Клоденом де Сермизи. Фактура удивительно лёгкая, изящная, голоса гибкие, гармоническое движение близко функциональному. Сертон не обладает столь мощным даром, как его современники Лассо и Палестрина, но и из-под его пера выходили сочинения, отмеченные печатью Прекрасного.
Содержание диска и его исполнители:
Pierre Certon: Chansons / Messe "Sus le pont d'Avignon"
Boston Camerata - Joel Cohen Harmonia Mundi HM 1034 [LP] Harmonia Mundi "Musique d'abord" HMA 43 1034
[Cass.] Harmonia Mundi "Musique d'abord" HMA 190 1034
[CD]
Contents:
Chansons
Je l'ay aymé
C'est grand pitye
Amour a tort
Entre vous gentilz hommes
Plus ne suys ce que j'ay esté
En espérant
Si ta beaulté
De tout le mal
Je ne veulx poinct
Martin s'en alla au Lendit
Ce n'est à vous
Que n'est-elle auprès de moy
Ung jour que madame dormoit
Hellas ne fringuerons nous
Messe "Sus le pont d'Avignon"
Chanson "Sus le pont d'Avignon"
Kyrie
Gloria
Credo
Sanctus
Agnus Dei
Performers: Nancy Armstrong (soliste), Sallie Gordon, Margaret
Johnson, Susan Klebanow, Jane Shaw (sopranos); Ken Fitch (soliste),
Steve Walton (haute-contres); Bruce Fithian (soliste), John Clarke
(ténors); Charles Robert Stephens (soliste), David Rockefeller
(basses); John Tyson (flûtes à bec, cromornes), Kathleen
Devore (flûte traversière, flûtes à bec),
Jean Hémard (flûtes à bec, cromornes), Alison
Fowle (taille de viole), Laura Jeppensen (basse de viole), Joel
Cohen (chant et luth)
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".