Orchestral Works Vol.1 Bourrée fantasque Espana, Rhapsodie pour orchestre Joyeuse marche Le Roi malgré lui - I Danse slave Le Roi malgré lui - II Fête polonaise Menuet pompeux Prélude pastoral Suite Pastorale
Orchestral Works Vol.2 À la musique Gwendoline - I Ouverture Gwendoline - II Légende de Gwendoline Habanera La Sulamite, scène lyrique Larghetto, pour cor et orchestre Valse romantique No.1-3
Orchestre national du Capitole de Toulouse Michel Plasson
This composer of the second row, but very nice. I almost don't know it. I will be glad to get acquainted with his work. Thank You very much! Sorry for bad English.
Террестро, всё-таки выражение "композиторы второго ряда" очень режет слух. Есть композиторы, которым не удавалось писать хорошую музыку, а есть, которым удавалось. А много ли, мало ли они успели написать не имеет значения. Вот Масканьи, ну разве можно его назвать автором автором ряда? Ну да, он известен только одним "Деревенским благородством", ну и что...
Ну, а что - Вы поставите Масканьи и Леонкавалло в один ряд с Пуччини? Нет же, не так ли?.. Но даже Пуччини не может стать вровень с Верди, Доницетти, Беллини, хоть он к ним очень близко подошёл. К тому же один БЕЗУСЛОВНЫЙ шедевр (БОГЕМА) создал, причём там и оркестр на огромной высоте, и гармонических изысков много. Гениальная опера, что ни говори. Другие помельче будут. Тот же Масканьи хорошо владел оркестром и я к нему отношусь с большим пиитетом; кстати, особенно отмечу его "Друг Фриц". Богему" Леонкавалло назвать бездарной у меня тоже язык не повернётся, но тем не менее - они создали по одному "короткометражному" сочинению, таланта их хватило ровно на это, далее всё слабее. Так что они в "первом ряду второй шеренги" или "первые во втором ряду". Шарль Гуно знаменит ФАУСТом, РОМЕО - перепевы ФАУСТА, слабее его. Понкьелли написал очень красивую оперу ДЖОКОНДА, а всё остальное слабее. И Меркаданте, кроме КЛЯТВЫ, в общем ничего похожего по талантливости не создал. И так далее. Так как-то получается...
В том-то и дело, что я Пуччини и Масканьи не ставлю в один ряд, а говорю о том, что Масканьи не такой уж и плохой композитор, чтобы ему навешивать ярлык "второго ряда". Хотя, конечно, если сравнивать их оперы, сочинённые почти в одно время, Ирис с Мадам Баттерфляй с модной японской тематикой в те времена, то у Пучинни глубже всё. Кстати, Псковитянка с Годуновым тоже писались не только в одно время, но и в одной комнате авторами, но эффект разорвавшейся бомбы произвёл только последняя опера, хотя мы никак не можем сказать, что Р-К был второго ряда композитор.
Ну, во-первых, не надо всё же сравнивать несравнимое. Римский-Корсаков - автор учебников по гармонии, оркестровке. Он развивался совсем в другой среде и во многом был далёк от идей "Могучей кучки", отрицавшей, по-сути, классическое образование. У Р-К., как у всякого человека, был свой алгоритм развития, становления. Возможно, талант его не столь своеобразен, как у Мусоргского, но если сравнить БОРИСА авторской версии и БОРИСА Р-К., то это как небо и земля: одни как необработанный алмаз - ни цвета, ни блеска, а другой - брильянт высшей пробы, нечто совершенное по оркестровому богатству, по гармоническому совершенству. Это моё мнение. Что же до Р-К., то СКАЗАНИЕ по невероятной глубине и понимании русского духа, характера русского менталитета стоит совершенно особо. Потому эта опера НИКОГДА не будет пОнята за пределами России. То же, по сути, касается ЦАРСКОЙ, МАЙСКОЙ, СНЕГУРОЧКИ, САДКО (кстати, тоже очень "русских" и потому непонятных Западу) - это всё вершины не мЕньшие БОРИСА. Но в отличие от ММ, НР-К был слишком русский, коренной, так сказать, по миропониманию, по интересам. Лучшие его оперы - это как раз былинные, сказочные. Так что сравнивать рано ушедшего из жизни и сгоревшего как комета Мусоргского с Н.А.К-Р. нет никакой возможности. Даже если они бы пили из одной кружки.
Р-К это прежде всего невероятный по оркестровому колориту композитор, с блестящей феерическим оркестром, откуда пошёл, кстати, и Стравинский. Если послушать громадные оркестровые интерлюдии из "Млады", то начинаешь понимать откуда мог черпать вдохновение автор "Жар-птицы". Мусоргскому при всём его таланте ничего подобного даже и не снилось сочинить. И не надо забывать, что когда Р-К писал свою Псковитянку, он не имел никакого классического образования, это всё на интуитивном уровне было написано. Трагедия Могучей кучки и заключалась в том, что без фундаментального музыкального образования представители кучки упёрлись в тупик, дальше идей ничего не могло оформиться. Насчёт того, что оперы Р-К не будут поняты за пределами России - а ими никто не занимался там, никто не продвигал и не популяризовывал, только поэтому они неизвестны. Есть блестящий пример опер Яначека, которые ещё до недавнего времени были известны только в пределах самой Чехии, а теперь их ставят на всех крупных сценах. ещё совсем недавно они считались некой экзотикой, с малопонятным местным колоритом, но стараниями серьезных дирижёров, организаторов, солистов оперы Яначека наконец-то прорвали "железный занавес" и стали популярны. Тоже самое случится рано или поздно с операми Р-К, я более чем уверен. Тем более надо иметь в виду, что наши русские дирижёры потихоньку завоёвывают многочисленные дирижерские места известнейших западных оркестров (Сейчас происходит настоящее нашествие русских дирижёров),посему уже ведутся разговоры о постановке опер Р-К то там, то сям. Так кто не за говорами где-нибудь в Штаатсопер или в театре Моне постановка того же Сказания. Хотя и не исключено, что не обойдётся без черняковщины.
Не стану возражать-спорить. У каждого своя точка зрения. Я считал и считаю, что музыка Чайковского потому и популярна на западе, что там интонации романсово-песенного характера, в то время как Римский-Корсаков опирался на былинный распев, на мотивы бытовых крестьянских песен, напевов. И сюжеты для европейцев далёкие, полные каких-то "тайн и недомолвок". Всё остальное не в счёт, по большому счёту. Грубо говоря - Римский-Корсаков "слишком русский".
И Римский с Корсаковым, и Мусоргский и Глинка - все они гении. Только популярностью широчайшей один Чайковский пользуется. Да ещё Рахманинов, его продолжатель. Что скажете? Этим вопросом многие умные головы интересовались, кстати. Не чета мне с Вами.
Умные головы в 20 веке, кстати, долго не могли понять как архаичная музыка Рахманинова завоёвывает стремительно сердца слушателей. Если почитать критику, например, американскую при жизни СВР и ещё долго после него - вопрошали, почему старомодная и отсталая музыка СВР имеет такой бешеный успех среди обычной публики. Кстати, ныне ещё и Прокофьев дико популярен стал на Западе.
p.s. Сегодня какой-то удивительный день: у моей мамы сегодня юбилей круглый и я купил сегодня билет в байройт на оперный фестиваль!! Теперь хоть посмотрю, что там. Билеты распродались все за 10 минут!!
You are so right, it's best to lean back and enjoy the music.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".