Очень рад! Благодарю! Надо полагать, что это последние Denon-овские записи выдающегося (но почему-то, до сих пор, малопризнанного) русского пианиста. Если бы в своё время, Нейгауз "пиарил" его, то и отношение сейчас было бы совсем иным. В этом я убеждён абсолютно. Что относится и к Гилельсу.
Смешное сравнение. В англо говорящем мире Гилельс считается одним из центральных, безоговорочно великих пианистов 20го века наряду с Аррау, Горовитцем, Рихтером, Микелианджели, Гульдом, Рубинштейном, Гизекингом... То что в России это по каким-то причинам не так я узнал с неприятным поражением из чудовищно написаной книги "За Гранью Мифа", но это абсурд. Гилельсу было уделено 3 тома в серии "Великии Пианисты 20го века", как и Рихтеру, Аррау, Рубинштейну и еще 2-3 пианистам, больше чем всем остальным - это его настоящее место в пианистичекой ерархии 20го века, и попытки это опровергнуть не стоят серьезного обсуждения.
О Ведерникове действительно мало кто слышал, и это совсем другая история чем Гилельса, который триумфально выступал во всех центральных концертных залах мира и записывался на ведущих фирмах с Берлинским и Венским филармоническими оркестрами, чей дебют в Карнеги Хол был признан историческим и т.д., это можно продолжать ad infinitum
Гилельс,на мой взгляд,велик тем,что позволяет в полной мере услышать именно Автора.Абсолютное вхождение в материал и адекватная его подача. Рихтер не менее велик своей экзистенциальностью,выходом далеко за пределы материала,космической магией пианизма,трепетаньем присутствующих при Чуде душ... Ведерников представляет ничуть не менее важное качество - Серьезность. Это значит: к тому,что вы сейчас услышите из моих рук,отнеситесь,пожалуйста,как к событию!Которое должно вас изменить,не может не изменить...(и это у него получается в полной мере) Так что они друг другу не конкуренты совсем.Три титана.
Вот чего не хватает мне в этом исполнении Рондо ля минор, как и во всех остальных его другими - это воздуха. Иначе говоря, вертикальной многослойности ежесекундо меняющихся событий (то появляющихся, то исчезающих - как языки пламени, как неустойчивая струя воды у высоко бьющего фонтана) - вот этой какой-то живой непредсказуемой изменчивой зыбкости событий-деталей на разных уровнях - то появляющихся, то взметающихся вверх, то падающих, проваливающихся, исчезающих - этаких взлётов и падений, озарений и провалов, этакой томной внутренней борьбы - стенаний и растворений, переходов состояний на коротких отрезках времени - то накатывающихся желаний, то почти тут же откатывающихся - то бессилием, то неверием, то каким-то сарказмом, то дремуче-глубинным страхом, то безнадёжной одинокостью ("хоть в петлю"), то какой-то пустотой (небытием, смертью почти). То опять. И всё это "как на духу" - исповедально и искренно, "здесь и сейчас", "вживую". ... Примерно так. А у Ведерникова (и не только у него) всё просто железно. "Монолит да и только". Плоско как-то. Не хватает полноты (и остроты) гаммы ощущений "жизни" и того, что как бы уже по ту сторону её, может быть. Или, иначе говоря, "воздуха" - зыбкой вертикальной субстанции, полной внутреннего почти хаотично-непредсказуемого и трудно-уловимого движения.
А так (в остальном) - конечно же, замечательное (мастерское) исполнение. :appl: Но не радует. Меня. ИМХО.
Боюсь, Рихтер не спасёт моё положение. К тому же, вероятно, он не записывал этого Рондо. ... У Рихтера, как мне представляется, отсутствует необходимая тут, как одна из многих составляющих, чистая юная пытливо страдающая чувственность, которая так и должна проступать то здесь, то там всполохами проб и разочарований. У Рихтера вместо этого - некая мужественная подтянутая аскетичность простоты выражения, как у волевого и мудрого взрослого человека. Это тут тоже, конечно, нужно. Но только как одна из "спорящих" антитез. Здесь же, как и, может быть, во всём Моцарте, должны происходить вечные ежемоментные тяги-перетяги между этим слабым, расслабленным, растворяющимся мироощущением и мироощущением мужественным, волевым и сильным. Тут, казалось бы, подошла бы манера Гилельса, но вряд ли... Искомую мной актуальную чувственность в этом Рондо передал, на мой взгляд, Алексей Любимов в середине 70-х. Но наш (очевидно что) маститый эксперт Питер Gtn (простите, если путаю ник) раскритиковал его в пух и прах на фоне обожаемого им Ведерникова (в моей давнишней выкладке "Моцарт - Рондо ля минор: Сравните интерпертации". Поэтому не знаю... Нужен кто-то другой ещё, значит... ... P. S.: Перайю, чур, не предлагать!.. (Мне кажется, это Рондо лучше попытаться сыграть кому-нибудь ещё совсем неизвестному: кому-нибудь из здесь присутствующих, например...)
Товарищ Земля, разрешите обратиться. )) Если о "тягах-перетягах" и внутреннем пространстве и умеренном темпе - то как Вам исполнеие Юдиной и/или Хаблер? Меня впечатлило. А рондо волшебное. Пробный камушек, так сказать.
Что же касается Гилельса, то слушая в последние дни в его (и не только в его) исполнении маленьую сонату (арию) ре минор Скарлатти (Л. 423, К. 32), вижу: как он эволюционировал вглубь от одной записи к другой. Ушёл глубже всех (сравнила со всеми имеющимися записями на "Погружении" и на Ютубе этой сонатки). И в то же время видно, что путь его не дойден до конца: совершенство ещё не достигнуто вполне местами. Это несколько печалит и разочаровывает. Но сглаживается тем, что другие великие и совсем безвестные музыканты не дошли (вглубь) и близко к тому, до чего дошёл Гилельс в одной из своих записей этой сонатки.
Вот если бы кто-то смог бы подхватить недонесённую Гилельсом эстафетную палочку и донести её до Финиша полного совершансnва!.. Это было бы тогда (у нас) настоящее (а не умозрительно-мифическое, как до сих пор) Е. П. И., товарищи: Единственно-Правильное-Исполнение, то есть. (кто не знает - см. соответствующую тему форума) ...
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".