Сергей Прокофьев Любовь к трем апельсинам. Опера в 4-х актах с прологом. Либретто Прокофьева по Карло Гоцци
Король Треф Михаил Кит Принц - Евгений Акимов Принцесса Клариче - Лариса Дядькова Леандр - Александр Морозов Труффальдино - Константин Плужников Панталоне - Василий Горелло Маг Челий - Владимир Ванеев Фата Моргана - Лариса Шевченко Линетта - Злата Булычева Николетта - Лия Шевцова Нинетта - Анна Нетребко Фарфарелло - Федор Кузнецов Смеральдина - Ольга Корженская Церемониймейстер - Юрий Жигалов
Хор и оркестр Мариинского театра Дирижер Валерий Гергиев ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ Первая комическая опера Прокофьева создана в 1919 году, в период пребывания композитора за рубежом. Но замысел ее связан с театральными впечатлениями дореволюционной России, где в поисках новых ярких форм спектакля делались попытки возродить искусство старинной итальянской комедии масок. В 1914—1915 годах Вс. Мейерхольд издавал журнал «Любовь к трем апельсинам». Его название было заимствовано из широко известной сказки Карло Гоцци (1720—1806), созданной в традициях народного театра масок. В первом номере этого журнала К. Вогак, Вс. Мейерхольд и В. Соловьев опубликовали вольную сценическую обработку этой сказки. Молодого композитора в ней привлекли поэтичность вымысла, жизнеутверждающая основа народной фантастики, остроумное смешение сказки, шутки, сатиры. Необычной была сценическая часть, сочетающая три разных плана действия. Первый — сказочные персонажи: Принц, Труффальдино. Второй — подземные силы, от которых они зависят: Маг Челий, Фата Моргана. И, наконец — Чудаки, комментирующие развитие интриги. Прокофьев сам разработал либретто оперы. Ее партитура была завершена к октябрю 1919 года. Премьера состоялась 30 декабря 1921 года в Чикаго. 18 февраля 1926 года постановку «Любви к трем апельсинам» осуществил ленинградский Академический театр оперы и балета; в 1927 — Большой театр Союза ССР в Москве. Замысел оперы возник под воздействием В. Мейерхольда, который в 1914 г. переработал совместно с В. Соловьевым и К. Вогаком сценарий фьябы (пьесы-сказки) Гоцци. Этот сценарий был опубликован в 1-м выпуске театрального журнала «Любовь к трем апельсинам», который Прокофьев взял с собой, уезжая в Америку. Там и была написана опера. Пьеса Гоцци, продукт ожесточенной театральной полемики, была переосмыслена Мейерхольдом и Прокофьевым. Высмеивая обветшалые формы и каноны старой оперы, композитор прежде всего утверждает животворную силу смеха, радость жизни, фантазии. Видеть в произведении Прокофьева лишь полемическое отрицание неверно. Пародия в данном случае служит утверждению положительного начала. Сын сказочного Короля Треф болен. Вылечить его может только смех. Труффальдино — человек, умеющий смешить, олицетворение могучей власти народного сценического искусства — должен помочь больному. Однако враждебные силы хотят помешать выздоровлению принца. На трон Короля Треф претендуют принцесса Клариче и влюбленный в нее первый министр Леандр, покровительствуемые злой феей Фатой Морганой. Принцу же помогает маг Челий. Труффальдино во время праздника пускает в ход различные приемы, чтобы развеселить больного. Смех Принца вызывает падение старушки — это сама Фата Моргана. Она проклинает принца, внушая ему любовь к трем апельсинам, что неизбежно должно привести его к гибели. При помощи Челия принцу и Труффальдино удается похитить три волшебных апельсина у страшной Кухарки. В одном из них находится принцесса Нинетта, и принц влюбляется в нее. Однако злая Смеральдина, подосланная Морганой, с помощью волшебной булавки превращает принцессу в крысу, а сама занимает место Нинетты. Принц в отчаянии. В день свадьбы к Нинетте возвращается человеческий облик, и принц женится на ней. Злодейства Леандра, Клариче и Смеральдины раскрыты, но Моргана спасает своих слуг от гибели. Основное действие оперы сопровождается и прерывается параллельным: персонажи пролога — чудаки, комики, трагики — непрестанно вмешиваются в события, комментируют их, помогают попавшим в беду героям. Введение этих персонажей не столько связано с формами условного театра («Балаганчик» Блока и др.), сколько объясняется театральной природой замысла: спор о том, каким быть искусству — бездумно веселым, трагическим или лирическим,— ведут и носители основного действия, и комментирующие его «зрители». Музыка Прокофьева, остроумная, изобретательная, ритмически острая, сочетает гротеск и лирику. Вокальные партии носят преимущественно декламационный характер. Оркестровые эпизоды — марш и скерцо — получили самостоятельную концертную жизнь. «Любовь к трем апельсинам» ставилась в ленинградском Малом театре оперы и балета (1964), в петербургском Мариинском (1991, под управлением В. Гергиева), в московском Большом (1997, режиссер П. Устинов). За рубежом выделяются спектакли в Берлине (1968, театр «Комише опер», режиссер В. Фельзенштейн), Милане (1974, театр «Ла Скала», режиссер Дж. Стрелер) и Мюнхене (1991, режиссер Ю. Любимов). APE (image + .cue), 353 Mb:
Скачать Зеркало
Ссылка на flac от участника Евгений С. (serval):
|