Приветствуем Вас, Гость.
Текущая дата: Вторник, 05 Ноября 24, 17:38
Главная страница » 2017»Декабрь»3 » Клара Рокмор. "Искусство терменвокса" (Чайковский, Рахманинов, Сен-Санс, Глазунов и другие)
Клара Рокмор. "Искусство терменвокса" (Чайковский, Рахманинов, Сен-Санс, Глазунов и другие)
12:28
Оригинальное название диска: Clara Rockmore "The Art of Theremin". Впервые выпущено на виниле в США в 1987 году. К сожалению, мне не удалось узнать ничего о том, когда произведены записи. Предполагаю, что это сделано в середине ХХ века, скорее всего - в Соединенных Штатах.
Продолжительность: 49:24 Трэклист: 1. Rachmaninoff: Vocalise 3:49 2. Rachmaninoff: Song of Grusia 4:19 3. Saint-Saëns: The Swan 3:02 4. de Falla: Pantomime 3:49 5. Achron: Hebrew Melody 5:28 6. Wieniawski: Romance 4:48 7. Stravinsky: Berceuse 3:10 8. Ravel: Pièce en forme de Habanera 2:45 9. Tchaikovsky: Berceuse 4:16 10. Tchaikovsky: Valse sentimentale 2:11 11. Tchaikovsky: Sérénade mélancolique 7:44 12. Glazunov: Chant du ménestrel 4:04
Найдено на torrents.ru. Некоторое количество музыки, исполненной на терменвоксе, можно найти на специализированном сайте www.theremin.ru.
Некоторые сведения об инструменте и исполнителе (из Wikipedia).
Терменвокс (англ. theremin или thereminvox) — музыкальный инструмент, созданный в 1919 русским изобретателем Львом Сергеевичем Терменом. Игра на терменвоксе заключается в изменении музыкантом расстояния от его рук до антенн инструмента, за счет чего изменяется емкость колебательного контура, и, как следствие, частота звука. Вертикальная прямая антенна отвечает за тон звука, горизонтальная подковообразная — за его громкость. Для игры на терменвоксе необходимо обладать практически идеальным слухом, так как во время игры музыкант не касается инструмента и, поэтому, может фиксировать положение рук относительно него, полагаясь только на свой слух. Инструмент предназначен для исполнения любых (классических, эстрадных, джазовых) музыкальных произведений в профессиональной и самодеятельной музыкальной практике, а также для создания различных звуковых эффектов (пение птиц, свист и др.), которые могут найти применение при озвучивании кинофильмов, в театральных постановках, цирковых программах. Сам Лев Термен считал, что самое удачное произведение для демонстрации возможностей терменвокса — «Вокализ» С.Рахманинова.
Клара Рокмор ( урождённая Рейзенберг; 9 марта 1911, Вильнюс — 10 мая 1998, Нью-Йорк) начала учиться игре на скрипке в Санкт-Петербурге, в пятилетнем возрасте, у самого Леопольда Ауэра. Однако в дальнейшем (как утверждается, из-за проблем с формированием костей, возникших в детстве в голодной революционной России) Клара по состоянию здоровья отказалась от карьеры скрипачки. С 1922 г. семья Рейзенбергов жила в США. В 1927 г. Клара Рейзенберг познакомилась с Львом Терменом, изобретателем терменвокса, который в это время работал в США, и непосредственно у него научилась игре на новом инструменте. Имея, в отличие от самого Термена, профессиональное музыкальное образование, она во многом способствовала усовершенствованию самого инструмента и техники игры на нём, стремясь к исполнению классического репертуара (вокализы Рахманинова, «Лебедь» Сен-Санса и т. п.). Клара Рейзенберг-Рокмор концертировала в США и других странах на протяжении многих лет (иногда вместе со своей сестрой Надей в качестве аккомпаниатора), оставила ряд записей.
Бонус: Документальный фильм о Кларе Рокмор и о Л.Термене, один из первых документальных фильмов о терменвоксе Снят в середине 70-х годов https://cloud.mail.ru/public/L5Tn/msyree2Qd
Все проделала, как обычно,сейчас получилось тоже, как обычно.Кто-то капризничал - либо браузер, либо комп, а скорее всего ссылка, потому что она поправлена. Всем большое спасибо за участие.
Уважаемые господа Максим и Михаил Викторович! С толку могла сбивать точка, поставленная вами после ссылки. Я её убрал, деактивировал ссылку (это надо делать обязательно), а также расставил ссылку и указания на отсутствие пароля и на объём файла отдельными строками - чтобы визуально не сливались. И для нахождения ссылки, уважаемая Arkis, пользуйтесь адресной строкой браузера, а не поисковым сервером - тут господа правы.
Может быть, Вам неприятно сходство звуков, издаваемых терменвоксом, с человеческим голосом? Vox по-латыни и означает "голос", так что это и есть "изюминка" этого инструмента.
большое спасибо. Впервые слушал записи этого инструмента. Мне сходство с голосом очень понравилось, хотя иногда слышны тебры более напоминающие скрипку или виолончель. Особенно в Сентиментальном вальсе. Ещё раз спасибо
Нет, терменвокс - инструмент замечательный! Жаль, что руки к нему не у всех растут, простите за банальность... Мне отец рассказывал, когда был на концерте Жана-Мишеля Жара в Москве, как он с ним там виртуозно управлялся! Терменвокс надо не только слышать, но и ведеть!
Кстати, вопрос к знатокам музыки и физики. Часто можно услышать мнение, что терменвокс - это первый в мире инструмент для создания "электронной музыки". Но если принцип действия основан на "изменении музыкантом расстояния от его рук до антенн инструмента, за счет чего изменяется емкость колебательного контура, и, как следствие, частота звука", то можно ли назвать такую музыку электронной в собственном смысле слова?
Человеческое тело (как и любое фмзическое тело, в т.ч. земной шар) обладает электрической ёмкостью. Приближая и удаляя руку, исполнитель меняет ёмкость контура и, следовательно, частоту генератора. На этом же принципе основана работа датчиков присутствия в системах автоматического открывания дверей и пр.
Электронная музыка - как рожденная из электронного звука, или как... музыка, но высказанная путем «электронных звуков». Как надо понимать это ваше "в собственном смысле", Максим? Думаю, что первое относится к области, пока что, наглухо закрытой для понимания человека, окруженного звуками Природы. Все мысли, все чувства наши проистекают из жизни, из жизни в Природе. Здесь, пожалуй, и известное выражение "бытие определяет сознание" приобретает подобающее значение. Я начал вспоминать все музыкальные инструменты, которые по своему звучанию не тождественны звукам Природы. И первое что пришло на ум, это электрогитара, орган.... что-то больше ничего и не припомню. Здесь, пожалуй, нужно «слово знатока звуков».
Электронная музыка "в собственном смысле" - музыка, порожденная взаимодействием электронов. В несколько широком смысле - музыка, порожденная электромузыкальными инструментами. Я почему и просил мнения физика, что мне непонятна связь между электронами и музыкой.
Спасибо большое за труд. Признаться, послушал и разочаровался. Читать об этом было интереснее. Но, может, просто избалованность Pink Floyd и ранним Tangerine Dream сказывается... У них вся эта электронщина кажется мне более динамичной, "живой", может быть, - особенно в "Welcome to mashine" у первых(чего-то подобного я, собственно, и ожидал) и "Ricochette, part II" у вторых. Думал, это он и есть, этот терменвокс, а это просто-напросто какая-то удивительная и зубодробительная штука эпохи расцвета научной фантастики, реликт, так сказать...
23.козлов михаил викторович (китай) (14 Января 09 23:43)
[Материал]
Не было бы терменвокса - не было бы и "электронщины" от Пинк Флойда или ELP. Вы, кстати, заметили, чьи слова вынесены на обложку диска? Это цитата из Роберта Муга (R. Moog), создателя знаменитейших синтезаторов, так много сделавших для расцвета арт-рока. Все же есть в этом терменвоксе нечто привлекательное.
Согласен, что не было бы и никого не ругаю. Я даже не предлагаю отменить терменвоксы, однако, как мне кажется, есть вещи, которые безнадежно стареют и требуют нового подхода, с учетом уже пройденного пути и нажитого опыта, без которого они кажутся нестерпимо наивными. Здесь, как мне кажется, (я стараюсь быть как можно менее категоричным, поэтому - кажется) такая работа проделана не была. Но, может, я, как часто бывает, спешу с выводами...
Спасибо! Очень интересно было познакомиться с новым инструментом! На мой вкус терминвокс - однообразен, лучше чем игра на пиле, но до человеческого vox не дотягивет.
Пожалуйста! Я надеюсь, выложенный здесь фильм и особенно - "Вокализ" Рахманинова дадут окончательный ответ на вопрос: можно ли назвать такую музыку электронной в собственном смысле слова?
Конечно, участие человека (профессионального музыканта-исполнителя) здесь обязательно, ибо иначе не получатся нужные фразировка, агогика и динамика.
Замечу, кстати, что упомянутый в статье Рем Викторович Хохлов - ректор моего родного МГУ (в моём дипломе стоит его подпись, поставленная за полгода до его смерти).
Незадолго до смерти Р.В. Хохлова я был на встрече со Львом Сергеевичем Терменом с моими однокашниками-физиками, где он демонстрировал свой аппарат и я попробовал играть на этой машинке. Вещь, скажу вам! На этой встрече Лев Сергеевич рассказал, что демонстрировал аппарат самому... Ленину! В 1921 году.
" Имея, в отличие от самого Термена, профессиональное музыкальное образование"
Лев Сергеевич окончил Санкт-Петербургскую консерваторию как виолончелист, так что это странное высказывание!
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".