История коллектива началась с деятельности любительского
народного хора, которым руководила Антонина Колотилова (1890-1962) – сельская учительница
из Великого Устюга. Ей удалось объединить вокруг себя любителей народной песни.
Обладая хорошим голосом, превосходными вокальными данными, отличными
исполнительскими навыками на народном щипковом музыкальном инструменте цитра,
Антонина Яковлевна Колотилова была не просто организатором местного хорового
сообщества, она заряжала потрясающей энергетикой всю Великоустюжскую округу.
Антонина Яковлевна – личность легендарная, широко известная на Поморском
Севере. Родилась в большой многодетной, интеллигентной семье с хорошими
традициями, с широкими прогрессивными взглядами, образцовой, играющей
значительную роль в культурной жизни Великого Устюга. Антонина Яковлевна
закончила с отличием городскую гимназию, получив квалификацию сельской
учительницы. Обладая хорошей речью и поставленным голосом, работала на местном
радио диктором и постоянно занималась с самодеятельным хоровым коллективом.
8
марта 1926 года – знаменательная дата для всего Русского Севера! В этот день 20
участников самодеятельного народного хора Великого Устюга дали первый публичный
концерт, аккомпанировал хору превосходный музыкант Валерий Яковлевич Колотилов
– брат Антонины Яковлевны. Эту дату принято считать Днём рождения Северного
хора.
В 1931 году Антонину Яковлевну приглашают на работу в областной
радиокомитет, она переезжает в Архангельск, а вместе с ней – 12 участников ее
коллектива, к которым впоследствии присоединяются любители народной песни из
Лешуконского, Мезенского, Пинежского, Каргопольского и других районов
Поморского Севера. Самобытный народный коллектив становится любимым детищем и
гордостью Северного края и всей страны. Он концертирует по области, выезжает на
гастроли в Москву, по городам России. Артисты Северного хора собирают и
обрабатывают фольклор, изучают народные традиции и обычаи жителей Русского
Севера. А.Я. Колотилова приглашает к участию в программах северных сказительниц
– Марфу и Аграфену Крюковых, А.И. Гладкобородову, А.Е. Суховерхову.
В 1936 году
Северный хор принимает участие во Всесоюзном радиофестивале. Выступление
коллектива вызвало повсеместный интерес к северной песне. Встречи с хором стали
желанными. Успех коллектива зависел от искренности, правдивости, близости
к образу Русского Севера, от строгости стиля, целомудренности, богатства
и импровизации песенных распевов, особого северного многоголосия,
почитания местных певческих традиций. В профессионализации коллектива большая
заслуга принадлежит хормейстеру В.А. Поликарпову (1937-1943 гг.),
педагогу по вокалу Е.С. Кузнецовой (1939-1945 гг.),
хормейстеру (1945-1950 гг.), балетмейстеру З.Л. Вульфсону. 2
февраля 1940 года – коллектив становится профессиональным, что дало возможность
содержать не только хоровую группу, но и балет, и оркестр. Ансамбль песни и
пляски Севера, так именовали в те времена Северный хор, получил новое название
«Народный хор Северной песни».
22 июня 1941 года меняет все творческие
планы коллектива. Великая Отечественная война застала хор в Великом Устюге.
Начались поездки по воинским частям и госпиталям Волховского, Ленинградского и
Карельского фронтов. За это время артисты дали в военно-полевых условиях 1100
концертов.
В 1948 году Колотиловой А. Я. вручается Государственная
премия СССР. Признание высоких заслуг Антонины Яковлевны – это признание
важности деятельности всего Северного хора. В 1957 году коллектив
становится Лауреатом фестиваля молодежи и студентов в Москве, получает золотую
медаль, а А.Я. Колотилова становится Заслуженным деятелем искусств РСФСР.
События 1957 года открыли Северному хору большую дорогу за рубеж. Самобытный
репертуар, внимание к песенному богатству Поморского края, современность и
высокий уровень исполнительства – все это приносит коллективу заслуженный успех
в странах Центральной Европы, Азии, Ближнего Востока, Японии. С 1959 года хор
побывал в Польше, Болгарии, Франции, Германии, Италии, Китае, Индии,
Афганистане, Японии, Тунисе, США и других странах... За активную концертную
деятельность А. Я. Колотилова получает звание Народной артистки РСФСР.
В 1960
году по инициативе Министерства культуры в хор приходит работать хормейстером
Нина Константиновна Мешко (1917-2008). С 1961 года Н. К.Мешко – художественный руководитель
Северного хора. Она – неподражаемый мастер русского народного хорового
искусства, основатель целой школы профессионального народного пения. Ее долгий
и славный творческий путь тесно связан c двумя знаменитыми коллективами – Хором
русской песни Всесоюзного радио и государственным Северным русским народным
хором, которым Нина Константиновна Мешко руководила до 2008 года. Это период
неустанного вдохновенного творчества, поисков новых художественных форм и
драматургических решений, новых средств выразительности в рамках своеобразного
стиля северного фольклора. Новаторские принципы Нины Константиновны, основанные
на сохранении традиций глубокой древности и первозданности песен и танцев
народов Севера, способствуют значительному росту исполнительской культуры хора,
его заслуженному авторитету. Неистощимый энтузиазм, огромная влюбленность в
народное искусство заражают творческой энергией многочисленных учеников и
последователей Нины Константиновны в Российской академии музыки имени Гнесиных,
где ее долголетняя подвижническая работа снискала почтительное уважение и
высокое признание.
Н. К. Мешко – народная артистка СССР, лауреат
Государственной премии РСФСР имени Глинки, художественный руководитель
Государственного академического Северного русского народного хора, профессор
кафедры хорового и сольного народного пения РАМ имени Гнесиных. Особое внимание
Северный хор уделяет воспитанию своего слушателя, своего зрителя, поэтому
множество его программ посвящается детской, подростковой и студенческой
аудитории. Хор активно продолжает свою концертную деятельность в России и за
рубежом. Только за последнее время коллектив несколько раз выезжал с концертами
в Финляндию, побывал в Швеции, Норвегии. Подготовил программу «Арктическая
рапсодия» совместно с фольклорным танцевальным ансамблем «Rimpparemmi» в Финляндии
(Рованиеми). Работал в 2004 и в 2007 году в Дамаске (Сирия), где в
русско-сирийском центре проходили Дни России. В 2005 году коллектив
приглашается музейным объединением города Варде (Норвегия) на празднование
юбилея города. Осенью 2005 года коллектив участвует в фестивале русской
культуры и кинематографии в Ницце. «Самые сокровенные уголки французской души
были задеты артистами – северянами из России, получив мощный эмоциональный
отклик, зал долго не отпускал артистов, аплодируя со слезами на глазах». «Это
триумф русского национального народного искусства!» – так оценивали выступления
хора французские СМИ.
Северный хор постоянный участник больших событий в
России, так весной 2004 года коллектив принимал участие в Пасхальном фестивале
в Москве, в 2005 году вместе с заслуженной артисткой России, ученицей Н. К.
Мешко Татьяной Петровой и народным оркестром России имени Осипова принимал
участие в праздновании 250-летия МГУ.
В декабре 2008 года Северный хор
возглавили новые руководители: Светлана Конопьяновна Игнатьева – художественный
руководитель, Заслуженная артистка России, профессор Академии музыки имени
Гнесиных; Татьяна Николаевна Гвоздева (2008 - 2012 г.г.) – главный
балетмейстер, Заслуженный работник культуры России; Александр Петрович
Селиванов (с 2013 г.)
- главный балетмейстер. Новые руководители стремятся к развитию Северного хора
на основе преемственности, оберегая самобытность творческого лица коллектива, в
то же время ищут дальнейшие пути художественного развития.
Ах дербень, дербень-Калуга
Ах, не одна во поле дороженька
Белые ночи (А.Мосолов - В.Боков)
Блоха
Вдоль по Вологде
Весна-молодушка (Абрамский - Кузнецов)
Ветер северный (Поликарпов - Фокина)
Вниз по морю
Во бору сосна зеленая
Вокруг города Царёва
Вологодские кружева (Лаптев - Васильева)
Выбегали-вылетали тридцать три корабля
Выплывали тридцать три корабля
Голубые голуби (Вешняков)
Горе мое, горе
Да была Дунюша гуллива
Достойно есть
За Двиной за северной
За рекою Колушка стоял баской Николушка
За рекою, да за великою
Запросватали младёшеньку
Зелёная рощица 1953 г.
Золотая, завитая
Истоптана травина
Как у наших у ворот
Кари глазки (обработка Мешко)
Колыбельная (Мосолов - Есенин)
Красна девица
Любила я дружка
Мне сегодняшний день скука
На горике на горе
Не было ветру и Вдоль по морю
Не одна то в поле дороженька
Не печка топится (северная скоморошина)
Небылица в лицах, небывальщина
Ничего я с собой не поделаю (муз. и сл. Поликарпова)
Обойду ли я кругом города
Ой морюшко-море, ой белое наше
Ой светит месяц
Ой ты взойди да красное солнышко
Ой уж вы соколы
Песня о Печоре
Пивна ягода
Пойдём-ко, жёноцка
Пошли наши гусли
Пряди пряди пряжка
Разговаривали двое (частушки)
Раздуй, развей непогодушка
Раздуй-ко развей-ко лазоревый цвет
Раскудрява яблоня
Расставались у берёзки (Мосолов - Боков)
Свадьба. Причет невесты
Чарочка
Солнце - конь золотой
Соловеюшко, парень молодой
У Гурьевых у ворот
Тпрунды-тпрундай (северная скоморошина) обр. Мешко
У Егорья на горе
У нас Аннушка
У нашей Кати горя много
У сирого камня
Уж вы не вейте, ветры буйные
Уж как по мосту-мосточку
Уж ты прялица-кокорица моя
Устьяночка
Утушки
Чайка
Частушки
Через речку-речушку
Чернобровой-черноглазой
Что вы, девушки
Что над речкой, над рекой
Что ты улка
Широко лежишь ты, море белое
Я знаю, ты придёшь
Я иду по земле доброй (Абрамский - Кузнецов)
Я с землёю говорю
Ягодиночка на льдиночке
https://cloud.mail.ru/public/GKGM/Fj9gSCAdi
мп3 различного качества