5-го мая исполняется 140 лет со дня рождения Ганса Пфитцнера – немецкого композитора, долгая жизнь которого заняла значительную часть второй половины века 19-го и почти всю первую половину 20-го.
"Снова и снова меня пленяет благородство и неслыханные богатства Вашей музыки, снова и снова меня очаровывают Ваши выразительные мелодии, снова и снова я спасаюсь тем, что наконец-то слышу музыку, в которой нет ничего от банальности",- так писал А.Швейцер Пфитцнеру в 1932 году
Музыка этого композитора широко известна и любима в Австрии и Германии. А вот у нас её почти не исполняют.
В этой новости я представил некоторые биографические материалы об этом композиторе, (обратите внимание на место рождения!) и выложил оркестровые фрагменты из опер Пфитцнера.
Ханс Пфитцнер (Pfitzner) (05.05.1869, Москва - 22.05.1949, Зальцбург) - немецкий композитор, дирижер и музыкальный писатель. Сын и ученик скрипача, служившего в 1860-е годы в московском Большом театре. Окончил Франкфуртскую консерваторию, где занимался у Д. Кваста (фортепиано) и И. Кнорра (композиция). С 1892 года преподавал в консерватории в Кобленце; с 1894 года служил театральным капельмейстером в Майнце; с 1897 года преподавал композицию в Берлинской консерватории и одновременно с 1903 года дирижировал в оперном театре. С 1907 года дирижер симфонического оркестра в Мюнхене; с 1908-1818 года директор консерватории, а в 1910-1916 годах - оперного театра в Страсбурге. С 1920 года профессор композиции Берлинской музыкальной академии, с 1930 года - Мюнхенской. С 1934 года занимался композицией, изредка выступая как дирижер собственных произведений. Путаные политические убеждения Пфитцнера позволили фашистам использовать его имя для пропаганды идеологии третьего рейха. С 1944 года жил в Вене и Зальцбурге.
Творческое мировоззрение Пфитцнера сформировалось под воздействием идеалистической философии Шопенгауэра. В ранних произведениях Пфитцнера ощущается сильное влияние Вагнера, например, в операх "Бедный Генрих" (пост. 1895) и "Роза из сада любви". Однако Пфитцнер опирался не только на Вагнера, но и на наследие раннего немецкого романтизма в музыке (Вебер, Маршнер). Будучи очень одаренным музыкантом, Пфитцнер никогда не был простым эпигоном Вагнера, он выработал свой собственный романтический стиль, внутренне насыщенный, сложный, требующий от слушателя огромного внимания и сосредоточенности. Именно поэтому музыка Пфитцнера мало известна за пределами Австрии и Германии. Большая часть произведений Пфитцнера проникнута символико-мистическими настроениями. Лучшим произведением является опера "Палестрина" (пост. 1917, Мюнхен), воскрешающая страницы из жизни Палестрины и всей Италии 16 века. Эту оперу горячо приветствовал Т. Манн, а великий австрийский дирижер Б. Вальтер, впервые поставивший оперу в Мюнхене, в конце жизни причислял ее к наиболее сильным своим художественным переживаниям. Пфицнер- автор многих полемических статей (3 тт., 1929; 1 т., 1955), книги "Über musikalische Inspiration" (В. 1940) и др.
М. Ю. Миркин (из Интернета)
«Имя немецкого композитора Ганса Пфитцнера в России почти неизвестно. Советская цензура наложила на эту фигуру многолетний запрет, заклеймив Пфицнера как националиста и реакционера. Композиторское творчество Пфитцнера односложно определялось как "эпигонское", причем реально услышать и объективно оценить эту музыку было невозможно: она почти нигде и никогда не звучала. Сегодня пфицнеровский мир открывается нам заново. Вместо одиозной фигуры перед нами возникает чрезвычайно интересная, поистине гениальная Личность. Пфитцнер обладал многосторонним талантом. Он проявил себя как композитор, дирижер, пианист, музыкальный критик и писатель, поэт, педагог, оперный режиссер... В музыкальной жизни Германии начала ХХ века Пфитцнер играл одну из ключевых ролей. Это был музыкальный авторитет, чье имя ставилось в один ряд с именами Рихарда Штрауса, Макса Регера, Ферруччо Бузони. Пфицнеру суждено было жить во времена исторических катаклизмов. Даты, обрамляющие его биографию, принадлежат совершенно разным эпохам. 1869 год, год рождения композитора, был еще и годом премьеры "Золота Рейна" - первой части из вагнеровской тетралогии "Кольцо Нибелунгов". В этот же год закончилось строительство Суэцкого канала, в Австрии появилась первая почтовая карточка... Умер Пфитцнер глубоким стариком в 1949 году; позади были две мировые войны, в мире произошли глобальные перемены. Оказавшись свидетелем целой череды разнообразных революций, Ганс Пфитцнер твердо уверился в своей особой миссии: хранить и беречь наследие прошлого. Осознанно культивируемый консерватизм стал его главным эстетическим ориентиром. Пессимист и духовный наследник Шопенгауэра, Пфитцнер был против революций - и в общественной, и в художественной жизни. Его романтический Идеал лежал в прошлом, в XIX веке; тот новый мир, который Пфитцнер наблюдал вокруг себя - мир техники, денег, прагматизма, - казался ему враждебным и бездушным. Приверженность прошлому сочеталась у Пфитцнера с приверженностью родной Германии. Пфитцнер мыслил и чувствовал "по-немецки"; национальная интровертированность неотъемлема от его натуры. И это при том, что родился Пфитцнер далеко за пределами Германии, в России! Будущий композитор появился на свет в Москве, где его отец, немецкий скрипач, играл в оперном театре. Мать Пфитцнера, немка по национальности, родилась и выросла в Москве; русский язык был для нее столь же родным, как и немецкий. Гансу было около трех лет, когда родители переехали с ним в Германию. Его первые детские каракули остались в русских азбуках. "Русский след" в творческой судьбе Пфицнера - один из самых загадочных сюжетов для исследователей. В музыкальном наследии Пфитцнера наиболее весомы два жанра: музыкальный театр и вокальная лирика. Пфитцнер является автором пяти опер. Самая известная из них - "Палестрина" - имела среди своих поклонников Томаса Манна, который посвятил ей отдельную главу в "Размышлениях аполитичного". Романсы Пфитцнер писал всю жизнь. Его дарование по природе своей лирическое. Пфитцнеровские вокальные миниатюры изумляют разнообразием мелодий и тонкостью отделки. Они входят в сокровищницу немецкой песни наравне с шедеврами Шуберта, Шумана, Брамса, Вольфа.»
Христина СТРЕКАЛОВСКАЯ" –
Это текст тоже из интернета, он цитируется на форумах, первоисточника я не нашёл.
Тут – ещё две статьи того же автора.
http://www.lebed.com/2004/art3690.htm
http://www.lebed.com/2006/art4498.htm
Оркестровые фрагменты:
1. Palestrina-Vorspiel zum 1. Akt 2. Palestrina - Vorspiel zum 2. Ak 3. Palestrina - Vorspiel zum 3. Akt 4. Das Kathchen von Heilbronn - Ouverture 5. Die Rose vom Liebesgarten - Blutenwunder 6. Die Rose vom Liebesgarten - Trauermarsch
Был бы рад, если бы вы, уважаемые погружаённые, высказали своё веское мнение и подсказали бы мне, надо ли выкладывать музыку Пфитцнера. У меня сейчас стоят на закачке из торрентов несколько его опер, в том числе и "Палестрина". Если будут заявки - постараюсь к Дню рождения композитора выложить.
Уважаемый Владимир! Обязательно надо праздновать День рождение композитора его музыкой. Я думаю, что Пфицнер был бы только рад Между прочим, в серии Raucheisen есть песни Пфицнера, а у замечательной оперы "Палестрина" есть почти стихотворное либретто на русском языке (подстрочный немецкий): http://www.libretto-opera.narod.ru/#_%D0%9F
А вот, кстати, песни Регера и Пфицнера в исполнении Фишера-Дискау
1. Aeolsharfe Composed by Max Reger with Gunther Weissenborn 2. Winterahnung Composed by Max Reger with Gunther Weissenborn 3. Traum durch die Dammerung Composed by Max Reger with Gunther Weissenborn 4. Nelken Composed by Max Reger with Gunther Weissenborn 5. Flieder Composed by Max Reger with Gunther Weissenborn 6. Minnelied Composed by Max Reger with Gunther Weissenborn 7. Der Himmel hat eine Trane geweint Composed by Max Reger with Gunther Weissenborn 8. Waldeinsamkeit Composed by Max Reger with Gunther Weissenborn, 9. Schlecht Wetter Composed by Max Reger with Gunther Weissenborn 10. Gluckes genug Composed by Max Reger with Gunther Weissenborn 11. Einsamkeit Composed by Max Reger with Gunther Weissenborn 12. Gottes Segen Composed by Max Reger with Gunther Weissenborn 13. Das sterbende Kind Composed by Max Reger with Gunther Weissenborn 14. Ein Drangen ist in meinem Herzen Composed by Max Reger with Gunther Weissenborn 15. Trost Composed by Max Reger with Gunther Weissenborn 16. Heimat Composed by Max Reger with Gunther Weissenborn 17. Ihr, ihr Herrlichen! Composed by Max Reger with Gunther Weissenborn 18. Der zerrissne Grabkranz Composed by Max Reger with Gunther Weissenborn 19. Das Blatt im Buche Composed by Max Reger with Gunther Weissenborn 20. Im April Composed by Max Reger with Gunther Weissenborn 21. Grablied Composed by Max Reger with Gunther Weissenborn 22. Songs for voice & piano, Op. 4: No. 2 Composed by Hans Pfitzner with Karl Engel, Dietrich Fischer-Dieskau 23. Songs (5) for voice & piano, Op. 22: No. 1 Composed by Hans Pfitzner with Karl Engel 24. Songs (4) for voice & piano, Op. 32: No. 3 Composed by Hans Pfitzner with Karl Engel 25. Sogns (4) for voice & piano, Op. 32: No. 2 Composed by Hans Pfitzner with Karl Engel 26. Songs (4) for voice & piano, Op. 32: No. 1 Composed by Hans Pfitzner with Karl Engel 27. Songs (4) for voice & piano, Op. 15: No. 2 Composed by Hans Pfitzner with Karl Engel 28. Songs (4) for voice & piano, Op. 15: No. 3 Composed by Hans Pfitzner with Karl Engel 29. Zum Abschied meiner Tochter Composed by Hans Pfitzner with Karl Engel 30. Songs (5) for voice & piano, Op. 22: No. 2 Composed by Hans Pfitzner with Karl Engel 31. Songs (4) for voice & piano, Op. 24: No. 3 Composed by Hans Pfitzner with Jorg Demus
Уважаемый Почитатель! Я помню Ваше предупреждение, но в данном случае, поскольку запись в mp3, да еще и с низким битрейтом, я счел возможным не создавать отдельный пост.
такая редкая подборка, позволяющая быстро вкусить красоту музыки Пфицнера, да еще в исполнении Заваллиша...Жаль, что файл уже "сдох", может у меня есть еще один шанс (перезальете?)?
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".