Сыдык Мухамеджанов (1924–1991) – крупнейший
казахский профессиональный композитор, один из основоположников композиторской
школы республики, народный артист КазССР и СССР, лауреат Государственной
премии.
Сыдык Мухаметжанов родился в ауле Улкен Булак находящемся
в 200 км
от Балхаша. Куда не глянь - степь да степь... беспредельная, как небо. И песни
в этих краях испокон веков такие же вольные и широкие, как степные просторы. У
них своя напевность, свои ритмы, свои особенности. Музыкальные способности у
Садыка проявляются в очень раннем возрасте. И тому есть объяснение. Как
вспоминал сам С. Мухаметжанов, он родился в музыкальной семье. «Отец играл на
домбре и кобызе. Мать хорошо пела. Отец часто аккомпанировал ей. Семейный дуэт
доставлял мне большое эстетическое удовлетворение «Прекрасная певица», «Той
бастауши» говорили о матери. Мать оказала сильное влияние на меня, привив
горячую любовь к искусству, и всячески поощряла мое увлечение в этой области».
В.В.Задерацкий отмечает, что какое-то время юный
Сыдык занимался у его отца – Всеволода Петровича Задерацкого.
В 1943 году С. Мухаметжанов поступил в Алматинское музыкальное училище, а в
1950 году стал студентом Алматинской государственной консерватории им
Курмангазы, которую успешно окончил в классе Е.Г. Брусиловского.
С. Мухаметжанов создает первую казахскую ораторию
«Голос веков». Народ - главный герой этого монументального восьми частного
произведения. Единство поэтического и музыкального мышления является важной
чертой его творчества. С. Мухаметжанов — автор первой казахской комической
оперы «Айсулу», которая повествует о жизни современной
молодежи. Вторая лирико-эпическая опера «Жумбак кыз» (Загадочная
девушка) написана по мотивам поэмы С. Сейфуллина «Кокшетау». Садык Мухаметжанов
– автор многочисленных хоровых произведений. Он также является автором большого
количества песен и романсов, получивших широкое признание. Песни и романсы С.
Мухаметжанова поются и запоминаются легко вне зависимости от их тематики и
жанра. Их поют как профессиональные исполнители - коллективы, ансамбли,
артисты, так и многочисленные участники художественной самодеятельности.
Одной из ярких работ композитора является его
симфоническая, сюита «В древнем Туркестане», состоящая из четырех частей и
отражающая картины дореволюционной жизни народов Средней Азии и Казахстана. Им
также написана музыка к драматическим спектаклям: «Ботагоз» по пьесе С.
Муканова (1957), «Рабига» по пьесе Ш. Хусаинова, «Беу кыздар-ай» К. Шангытбаева
и др. Он же автор музыки к кинофильмам «Алдар-Косе» (1964), «Мечта моя» (1965),
«Лесная баллада» (1972) и др.
С. Мухаметжанов всю свою жизнь принимал активное участие в жизни республики. Он
был председателем правления Союза композиторов Казахстана, многие годы
возглавлял казахскую филармонию им. Жамбыла, был директором академического
театра оперы и балета имени Абая.
Наследие Мухамеджанова составили оперы «Айсұлу»,
«Жұмбақ-қыз», «Ақан сері – Ақтоқты», четыре симфонии (1962–1984), симфоническая
сюита в четырех частях «В древнем Туркестане» (1966), симфонические поэмы «Домбыра
тұралы баллада» (1955), «Степные картинки» (1970), «Мейрам» (1972), «Поэма для
скрипки с оркестром» (1973), «Махаббат тұралы поэма» (1974), симфонический кюй
«Праздник урожая» (1974), «Лирическая поэма» для симфонического оркестра
(1982), поэма для камерного оркестра «Көкпар», увертюра для симфонического
оркестра «Той в степи» (1975), «Концерт для кобыза» с оркестром, оратория
«Голос веков», песни и романсы композитора на стихи Абая, Шангитбаева,
Жарокова, Бегалина, Байрона и др.
Парадокс, но при подобной творческой плодовитости,
будучи на исполнительском поприще преданными забвению, многие произведения
Мухамеджанова до сих пор не опубликованы.
Между тем, одна из самых известных произведений
Мухамеджанова – симфоническая поэма «Шаттық отаны» («Родина радости») в 1952 г. получила признание
на Всемирном фестивале молодежи и студентов в Бухаресте в исполнении оркестра
им. Курмангазы, а через год была удостоена республиканской премии имени
Жамбыла.
Поэма «Шаттық отаны» создана как ответ на стихи Жамбыла «Шаттық отаны». Не
случайно четверостишие Жамбыла композитор поместил в качестве эпиграфа к
партитуре.
Опера «Жұмбақ қыз» написана на либретто С.
Мухамеджанова и С. Сматаева, поставлена в 1971 году. Идея создания и сюжет
оперы навеяны поэмой С. Сейфуллина «Көкшетау». О премьере оперы вспоминает дочь
композитора Лейла: «Впервые в казахской музыке появился образ Абылай хана,
который на оперной сцене говорил о том, что не даст в обиду землю казахскую и
ее народ… Наутро автора оперы вызвали в ЦК партии, в отдел идеологии, где ему
было сказано, что выводить на сцену Абылай хана – грубая, непростительная
ошибка, что он националист и идейно незрелый композитор… В итоге – два
инфаркта…»
В основе сюжета лирико-драматической оперы «Ақан сері
– Ақтоқты» поэтическая история несбывшейся любви народного профессионального
певца Ақана и Ақтоқты. Композитор многие годы изучал творческое наследие Ақана
сері, собирал и записывал его песни, а в дальнейшем в соавторстве опубликовал
отдельным сборником.
Симфоническая сюита «В древнем Туркестане», написанная
в 1991 году, основана на музыке автора к кинофильму «Алдаркөсе» (Казахфильм,
1966, реж. Ш. Айманов). Идея симфонической сюиты состоит в обращении к истокам,
корням казахов, в воссоздании картины древнего Туркестана, истории, связанной с
великими именами и событиями колыбели Яссави. Сюита колоритна в тематическом и
оркестровом отношениях, воссоздает атмосферу улиц древнего города с его
шествиями.
Мастерство Мухамеджанова ярко проявилось в одной из тем, где используется всего
два звука (!) Квинтовая интонация на фруллато тромбонов на фоне низких литавр и
остинатного (повторяющегося) ритма валторны и трубы имитирует общетюркский
инструмент карнай.
Если ведущий образ сюиты «В древнем Туркестане» связан с традиционным искусством,
с историей, то в симфонии «Буря» композитор выражает идеи своего времени.
Чингиз Айтматов пишет, что «… национальное – это не только седая старина, но и
то, что появилось вчера и рождается сегодня».
Ляйля МУХАМЕДЖАНОВА,
музыковед, член Союза композиторов Казахстана, дочь С.Мухамеджанова:
«История казахстанской
культуры не забудет имена первопроходцев – Е. Брусиловского, А. Жубанова, Л.
Хамиди, А. Затаевича, Б. Ерзаковича, П. Аравина... Именно они первыми
оценили ярко вспыхнувшую звезду блистательного Мукана Толебаева. Он стал
своеобразным «мостом» между первыми создателями казахстанской композиторской
школы и ее следующей волной, получившей в народе название – казахской «Могучей
кучки» или «Большой четверки» – это Сыдык Мухамеджанов, Газиза Жубанова, Куддус
Кожамьяров и недавно ушедший из жизни Еркегали Рахмадиев...
Сыдык Мухамеджанович постоянно напоминал молодым композиторам: «Не уходите
далеко от родника... Не поддавайтесь соблазнам дешевого успеха и звездной
болезни». Удивительно, что место рождения папы называлось аул «Большой родник».
Он родился 5 августа 1924 года в ауле Улкен-Булак Шетского района
Карагандинской области. От родителей – Мухамеджана и Акборык, слывших
прекрасными исполнителями песен и кюев (кюй – традиционная инструментальная
пьеса) на домбре и кобызе, будущий композитор унаследовал огромную любовь к
народной музыке и глубокое знание лучших ее образцов.
Композитор, народный артист СССР Андрей Эшпай так отозвался на премьеру
оратории «Голос веков» в 1960 году: «Сыдык, ты потрясающий композитор. Твоя
оратория – первая казахская – это живая, пронзительная история казахского
народа... Эта оратория будет жить вечно».
Его современник Еркегали Рахмадиев считал: «Сыдык – это уникум, это океан
изумительных мелодий, которых ни у кого нет. Он бесподобный лирик...» «Мы все –
просто композиторы. Сыдык один – композитор милостью Божией», – говорила Газиза
Жубанова.
…Современники моего отца отмечали в свое время: «Если бы композитор создал
только три сочинения – симфонический кюй «Родина радости», романс на стихи Абая
«Жарқ етпес кара көңілім...» и ораторию «Голос веков» – уже за это он достоин
занять ведущее место в истории культуры Казахстана». Многим известна и такая
фраза: «Творцы должны создавать не новое, а вечное!» Я с этим согласна.»
Оратория "Голос веков"
Сюита "В Древнем Туркестане"
Симфонический кюй "Родина радости" ("Шаттык отаны")
3 пьесы для кобыза и фортепиано
Песни, в т.ч. "Жарк етпес кара", ария Абылая из оперы "Жумбек кыз"
https://cloud.mail.ru/public/3k8Z/BWcudzrMd