Michel DENS (22.VI.1911 - 19.XII.2000) ranks with Robert Merrill and Pavel Lisitsian as one of the great lyric baritones of the period after the Second World War. Born in Roubaix in northern France, he studied the violin as a boy and planned to go into the textile business, but was urged to take his singing seriously, studied at the local Conservatoire and made his début in 1934 at Lille as Wagner in Faust. He learned his craft in such cities as Bordeaux, Grenoble, Toulouse, Marseille and Monte Carlo. Taken prisoner in 1940, he was held in Germany, but succeeded in escaping and joining the Toulouse Company (1942). His Parisian début in June 1947 at both the Opéra was as Albert in Werther, followed by Rigoletto, Iago, Valentin (Faust), Athanæl (Thaïs) and Rossini’s Figaro. His rôles at the Paris Opéra-Comique included Escamillo (Carmen), Frederic (Lakmé), Lescaut, Ourrias (Mireille) and Zurga (Les pêcheurs de perles).
As a guest artist he sang at many opera houses in France, Belgium, Switzerland, Canada and North Africa. Gifted with a high-lying voice of great beauty and flexibility, he was equally at home in the French repertoire and in such Italian rôles as Rigoletto and Figaro. He was also a wonderful singer of both French and Viennese operetta, and could even handle Tauber’s rôles in Lehár’s works convincingly. Dens had a long career and was still singing well at the age of eighty. Fortunately he made a vast quantity of recordings.
Треклист :
01 : Offenbach ”Grande Duchesse de Gerolstein”: Je viens de faire un rêve magnifique
02 : André Segond - Extrait de l’hommage à Michel Dens
(l’Opéra de Marseille, 24.X.1986)
03 : Rossini ”Le Barbier de Séville”: Air de Figaro
04 : Massenet ”Le Jongleur de Notre-Dame”: Légende de la sauge
05 : Gounod ”Faust”: Avant de quitter ces lieux
06 : Alexandre Georges ”L'eau qui court”: Extrait de "Miarka"
07 : Wagner ”Tannhäuser”: Chant du Concours
08 : Wagner ”Tannhäuser”: Romance à l’étoile
09 : Leoncavallo ”Paillasse”: Prologue
10 : Verdi ”Le Trouvère”: Tout est désert… Son regard
Очень хорош! Высоко-культурное пение, ориентированное на музыкальность и проникновенность, а не на демонстрацию силы голоса или вокальной "пиротехники". Спасибо за открытие прекрасного певца!
Маленькая поправка - имя певца произносится "Мишель Данс": https://forvo.com/word/michel_dens/
В именах собственных бывают исключения, например в Saint-Saëns. А впрочем, хозяин - барин. (Зря Вы произношению бельгийца (по ссылке, которую я дал) не доверяете, у них французский, наряду с голландским, - официальный язык.)
Простите, а каким образом этот певец бас - баритон? Он же самый обыкновенный лирический баритон! Вы же сами приводите цитату "Michel DENS (22.VI.1911 - 19.XII.2000) ranks with Robert Merrill and Pavel Lisitsian as one of the great lyric baritones". Да и репертуар: Фигаро (Россини), Валентин, Вольфрам, Оффенбах...
Послушал. Увы! Как у большинства французов - паршивый баритончик, схожий с одной стороны с наждачной бумагой (тембром), а с другой с осипшим тенором. Его можно назвать басом-баритоном, если сравнить с Доминго, но никак не с Лисицианом, а тем более - Робертом Мериллом, центральным баритоном.
Мишель Данс выступал и записывался с Клюитенсом, Монтё, Претром, Дерво, де Лос Анхелес, Мадо Робен, Креспен, Ритой Горр, Мади Меспле и Геддой, среди прочих. Как же все они, несчастные, терпели его "паршивый баритончик, схожий с наждачной бумагой"!...Видимо, все они напрочь были лишены слуха, вкуса и честности истинного артиста!
А что, Вы у французов много знаете прекрасных голосов? Они могут быть культурны и талантливы, а голосами наделены весьма скверными. Одно не отменяет другого. Или, если угодно, наличие таланта отнюдь не означает присутствие соответствующего таланту голоса. Эрих Кунц, обладая скромнейшим голосом, писался и пел спектакли в спектаклях Фуртвенглера, Караяна, Бёма и других великих дирижёров. Перечислять его коллег нет смысла: все в Пантеоне славы. И что, кроме музыкальности и культуры, делало его прекрасным певцом, желанным участником спектаклей великих дирижёров? Стоит ли о нём писать то, что написали Вы о Денсе: " Высоко-культурное пение, ориентированное на музыкальность и проникновенность, а не на демонстрацию силы голоса или вокальной "пиротехники" "? Думаю, даже убеждён - излишне. Потому что само-собой подразумевается... Вот он как раз был басом-баритоном, а не лёгким баритончиком, как Денс.
Никто не говорит, что у Данса божественный ГОЛОС, но его ПЕНИЕ прекрасно, и Вы, видимо, единственный, кто услышал в нём некую "наждачность", в отличие от вышеперечисленных (в коммент.8) знаменитых музыкантов. Данс был высоко-востребованным певцом (свыше 10 000 выступлений в опере, оперетте и концертах - и обширная дискография), гораздо выше в певческой "иерархии", чем Кунц, так что сравнение с последним неправомерно. Вам и голос великого Аурелиано Пертиле не нравится, и Рита Горр для Вас "холодна", и общий тон Ваших высказываний о многих зарубежных певцах презрительно-пренебрежительный... Печально.
Вся коллизия с моим и Вашим отношением к пению и голосам заключается в том, что Вы подходите только как музыкант, а я в силу своей профессии отношусь к певцу как к совокупности данных. Если же рассуждать о качествах голоса, то тут много субъективного. Скажем, тембр певца (певицы) - очень субъективная данность, если угодно, категория. За всю историю вокального искусства, если по гамбургскому счёту, то БЕССПОРНО (т.е. НРАВЯЩИХСЯ ВСЕМ!) красивых голосов всех типов всего несколько десятков. Если взять всех нам известных великих теноров, то БЕССПОРНО красивыми голосами обладали Карузо, Джильи, Ланца, Флета, Атлантов, Собинов, Ди Стефано, Лемешев и ... в голову больше никто не приходит. Ну, пару-тройку я, может, пропустил, но это и всё. Но разве все они - великие? Ведь нет! Среди только что приведенных великих теноров нет имён Ланца, Атлантова, которые, строго говоря, к великим всё же не относятся. Но и среди бесспорно великих я не упомянул имен Скипа, Пертиле, Борджоли, Дель Монако, Корелли, Паваротти, Доминго и так далее потому что для кого-то эти голоса красивы в той или иной степени, а для кого-то это не бесспорно или просто им кажутся некрасивыми. И тут мы вступаем как раз в крайне деликатную сферу, которая исчерпывающе характеризует русская пословица: "Кому нравится поп, кому - попадья, а кому - поповна. Скажем, голос Альфредо Крауса для очень многих любителей пения тембром напоминает звук, когда, условно говоря, вскрывают ржавую банку. Но никто не скажет, что это не великий певец! Я его очень люблю, но могу принять такую характеристику его голоса. В то же время есть люди, которые считают его голос красивым. И что, я буду по этому поводу спорить!? Вообще красота голоса (физическая) играет огромную роль в популярности певца. Кто слышал голос тенора Зиновия Бабия, тот никогда его не забудет: это был уникальный, роскошный по всем параметрам голос! По-моему, не менее прекрасный, чем голос Атлантова, хотя и другой окраски и наполнения. В 20-40-е гг. пел (и кое-кто помнит, как говорится, вопреки всему) певец, бас-баритон Анатолий Доливо, голос которого вообще ниже всякой критики, но талант был огромный. Это по поводу тембра голоса... Что касается Вашего утверждения о том, что Денс много выше Кунца, то я просто улыбаюсь, потому что спорить бесполезно. Денс себе сделал карьеру во Франции, и далее его никто толком не знает. А Кунц из тех певцов, который сделал себе карьеру выдающегося баса-буффо по обе стороны океана. Про немецко-язычные страны я уж не говорю: тут он был кумир! Вена его боготворила, а Вена - это не Париж!! Театральную "погоду" в Европе и Америке делали не оперетты французов, а Штраус, Легар и Кальман, где блистал Кунц. А слава его как исполнителя Моцарта была мировой. А как он пел в концертах! - публика ломилась на его выступления! Так что давайте не будем "взвешивать" кто кого перевесит: вряд-ли Денс перевесит...
Послушал. Голос такой домашний, немного глуховатый. Певец культурный. С Кунцем сравнивать не могу, потому тот имел прекрасный незабываемый тембр при голосе небольшого объёма. Кунц очень обаятелен, театрален, музыкален, жаль только - совершенно не отметился в академическом камерном репертуаре - Шуберте, Шумане, Брамсе...
Ваши примеры послушал, Кунц всё равно нравится. Хотя Лепорелло не его роль. У него же голос лирический, а в Лепорелло бас нужен. Ближе ему Дон Жуан, хотя он его пел только в концертах, на сцене не брался - https://www.youtube.com/watch?v=JDqwnW5n_kY А вообще, сравнивать голоса можно только в одной партии. Эти два певца (Денс и Кунц) совсем не пересекаются, так что и сравнивать нечего.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".