В течение своей полуторовековой истории детские фортепианные альбомы заняли важное место в классической музыке. Представленные единичными образцами в девятнадцатом столетии (Шуман, Бизе, Чайковский), они получили большой резонанс в двадцатом веке. Возник даже самостоятельный жанр "Детского альбома" - как своеобразное вместилище информации о жизни ребенка во всем ее многообразии. Лучшие образцы детских фортепианных циклов создавались композиторами для конкретного, близкого и горячо любимого ребёнка. Значение этого обстоятельства для детской музыкальной литературы велико. Ведь нет лучшей музыки, чем музыка, написанная для самых близких тебе людей. Детские фортепианные альбомы - это подарок юному музыканту, только начинающему свой путь в искусстве. И одним из основных проводников, помогающих ребенку ориентироваться в мире звуков, стала программность. Формируя музыкальное мышление, композиторы с помощью музыкальных образов знакомят детей с собственными музыкальными и человеческими идеалами, со всем, что самим близко и дорого, со своими музыкальными привязанностями, а иногда и антипатиями. Тематика циклов - события, случающиеся в детской жизни, игры, природа, эмоционально-психологические состояния, портреты человеческого характера, сказки, фольклор, отражение современности. Продолжая традиции Р. Шумана, авторы в игровой форме знакомят детей с современным музыкальным языком, включают в сборники и инструктивные пьесы - полифонические, этюды итп, но даже они получают программные наименования и подзаголовки, определяющие жанр. Асафьев в статье "Русская музыка о детях и для детей" пишет: "... Детский альбом...в самом деле домашний альбом...загляните в таковые - в них и поздравления, и стихи на память, и разные записи семейных происшествий, и карандашные зарисовки с маленькими акварельками...нет ничего случайного, мозаичного и внешне превходящего". Дебюсси писал: "Детский уголок" – это своего рода хрупкое совершенство ремесла, равное изяществу мысли". Д.Б. Кабалевский: "Пишут музыку для детей многие, но очень мало кто по-настоящему знает и любит детей так, как должен их знать и любить тот, кто берётся сочинять для них".
В программе русские образчики жанра:
П.И.Чайковский - Детский альбом, соч.39 (1878), Майкапар - "Бирюльки", соч.28 (1900), Ляпунов - Шесть дивертисментов, соч.35 (1911), Гречанинов - Детский альбом, соч.98 (1923), Сергей Прокофьев - Детская музыка, соч.65 (1935), Н.Я.Мясковский - Пьесы для детей, op.43 (1938), Кабалевский - Тридцать детских пьес для фортепиано, соч.27 (1937-38), А.Хачатурян - Детский альбом, 1 и 2я тетрадь (1947, 1967), Свиридов - Детский альбом (1948), Д.Шостакович - Танцы кукол (1952), Сергей Слонимский - Альбом для детей и юношества (1970-74), Родион Щедрин - Тетрадь для юношества (1983).
Исполняет Елена Филонова - русская пианистка, выпускница Московской консерватории, ученица Эмиля Гилельса и Евгения Малинина, живёт во Франции
П.И.Чайковский (1840-1893) 1-24. Детский альбом, 24 лёгкие пьесы для фортепиано, соч.39 (1878) 1. Утренняя молитва 2. Зимнее утро 3. Игра в лошадки 4. Мама 5. Марш деревянных солдатиков 6. Болезнь куклы 7. Похороны куклы 8. Вальс 9. Новая кукла 10. Мазурка 11. Русская песня 12. Мужик на гармонике играет 13. Камаринская 14. Полька 15. Итальянская песенка 16. Старинная французская песенка 17. Немецкая песенка 18. Неаполитанская песенка 19. Нянина сказка 20. Баба-яга 21. Сладкие грезы 22. Песня жаворонка 23. Шарманщик поет 24. В церкви
Дмитрий Кабалевский (1904-1987) 25-54. Тридцать детских пьес для фортепиано, соч.27 (1937-38) Тетрадь первая. №№ 1-10 1. Вроде вальса 2. Песенка 3. Этюд a-moll 4. Ночью на реке 5. Игра в мяч 6. Печальная история 7. Старинный танец 8. Колыбельная 9. Сказочка 10. Шуточная Тетрадь вторая. №№ 11-20 11. Рондо 12. Токкатина 13. Шуточка 14. Скерцо 15. Марш 16. Лирическая пьеса 17. Пляска на лужайке 18. Сонатина a-минор 19. Воинственный танец 20. Сказка Тетрадь третья. №№ 21-30 21. Погоня 22. Рассказ 23. Метелица 24. Этюд F-мажор 25. Новелла 26. Этюд A-мажор 27. Танец 28. Причуда 29. Кавалерийская 30. Драматический фрагмент
Н.Я.Мясковский (1881-1950) 55-68. Пьесы для детей, op.43 (1938) 10 очень легких пьес для ф-но, соч.43 № 1 1. Весеннее настроение 2. Наперегонки 3. Тревожная колыбельная 4. Грустный напев 5. Танец 6. Беззаботная песенка 7. Вроде вальса 8. Полевая песня 9. Древняя повесть 10. Марш Четыре легкие пьески в полифоническом роде для ф-но, соч.43 № 2 1. Элегическое настроение (Фуга) 2. Охотничья перекличка (Фуга) 3. Маленький дуэт (Канон) 4. В старинном стиле (Фуга)
Самуил Майкапар (1867-1938) 34-45. Бирюльки, цикл пьес для детей, соч.28 (1900) 1. В садике 2. Сиротка 3. Пастушок 4. Осень 5. Вальс 6. Тревожная минута 7. Полька 8. Мимолётное видение 9. Маленький командир 10. Сказочка 11. Менуэт 12. Мотылёк
Родион Щедрин (р.1932) 46-60. Тетрадь для юношества - 15 пьес для фортепиано (1983) 1. Арпеджио 2. Знаменный распев 3. Играем оперу Россини 4. Хор 5. Терции 6. Величальная 7. Обращения аккорда 8. Деревенская плакальшица 9. Фанфары 10. Разговоры 11. Русские трезвоны 12. Петровский кант 13. Погоня 14. Двенадцать нот 15. Этюд в ля
CD 3 - 78.59
Арам Хачатурян (1903-1978) 1-20. Детский альбом для фортепиано, 1 и 2я тетрадь (1947, 1967) Тетрадь первая. №№ 1-10 1. Андатино 2. Сегодня запрещено гулять 3. Лядо серьёзно заболел 4. В день рождения 5. Этюд 6. Музыкальная картина 7. Конница 8. Инвенция (Адажио из балета "Гаянэ") 9. Подражание народному 10. Фуга Тетрадь вторая. №№ 11-20 1. Скакалка 2. Вечерняя сказка 3. Восточный танец 4. Барсик на качелях 5. Игра на бубне 6. Две смешные тётеньки посорились 7. Траурное шествие 8. Ритмическая гимнастика 9. Токката 10. Фуга 21-23. Сонатина (1958) I. Allegro giocoso II. Andante con anima, rubato III. Allegro mosso
Георгий Свиридов (1915-1998) 24-40. Детский альбом (1948) 1. Колыбельная 2. Скачущая Девочка 3. Тихий вопрос 4. Упрямый мальчик 5. Колокольный звон 6. Музыкальная шкатулка 7. Старинный танец 8. Перед сном 9. Парень с гармошкой 10. Весёлый марш 11. Колдун 12. Жалобная песня 13. Маленькая токката 14. Зима 15. Дождик 16. Марш на тему Глинки 17. Музыкальный момент
Сергей Слонимский (р.1932) 41-53. Альбом для детей и юношества (1974) 1. Кошачья колыбельная 2. Чарли Чаплин свистит 3. Хоровод 4. Веселая румба 5. Мюзик-хольная серенада 6. Уличная песня Семь детских пьес для фортепиано (1970) 1. Пасмурный вечер 2. Ябедник 3. Мультфильмы с приключениями 4. Северная песня 5. Марш Бармалея 6. Дюймовочка 7. Колокола
Спасибо! Уникально. С особой теплотой вспоминаю Бирюльки. С них, помню, начинал маленьким щенком знакомиться с инструментом. Жаль, здесь их толькр половина.
Да не все - пианистка решила ограничиться первой тетрадью. Зато здесь есть целиком редкие циклы Мясковского, Хачатуряна и Слонимского - по-моему премьера
Названия пьесок Ляпунова пришлось самостоятельно переводить - не нашёл информации на русском. Остальные в списках сочинений значатся. Вроде угадал - там дореволюционные детские игры зашифрованы
Большое спасибо. Очень ценное начинание - имею ввиду многочисленную аудиторию педагогов ДМШ. Хотелось бы чтобы эта тема была продолжена - имею ввиду детский репертуар в хорошем исполгнении. Кстати, нет ли у Вас записей всего Майкапара в исполнении его внука - А. Майкапара. Насколько мне известно. он записал все произведения своего деда
Класс! А Вы не могли бы Мясковского сделать отдельным архивом? ) Заодно предлагаю заглянуть сюда: http://www.youtube.com/watch?v=1Piq-JUHI4M Здесь покорный слуга расправляется с "Детским альбомом" Чайковского)
P.S. А еще в этой подборке не достает как минимум "Детской музыки" Сильвестрова и "Музыкальных игрушек" Губайдулиной. Ну и лахенмановского цикла тоже, заодно.
Большое спасибо, Олег! Очень хорошая подборка. Поклон Елене Филоновой. Записала- то она эту музыку совсем недавно. Понятно, что 3-мя дисками не исчерпывается вся отечественная детская фортепианная музыка. Я бы, например, добавила сюда детские пьесы Аренского, которые по музыкальному языку вполне доступны детям. На сайте IMSLP пьесы С. Ляпунова в издании Moscow: Muzgiz, 1950 называются так: I Серый волк II Игра в коршуны III Детский хоровод IV Слепой козел V Детская песенка VI Горелки Опять же неизвестно авторские ли это названия, или это тоже перевод, поскольку названия пьес даны на трех языках. Семь детских пьес для фортепиано С.Слонимского у меня есть в записи, а вот его же Альбома для детей и юношества я не встречала. Пьес Хачатуряна, Гречанинова и Мясковского тоже не знаю, и в интернете эти записи не попадались. В художественной ценности музыки я не сомневаюсь, остается оценить качество исполнения. Еще раз спасибо, бесценный наш legoru!
Спасибо!Как раз в ближайшее время выбирать программу на след.год.Помимо распространенных опусов о многом узнаем(к собственному удивлению) впервые.Отдельное мерси за Слонимского,играли одну его песню и никак не удавалось найти какую-нибудь запись.
Всем пожалуйста! Детский альбом Слонимского я, кстати давно уже очень люблю. У меня были 7 пьес в исп. Л.Тимофеевой. Здесь можно скачать http://intoclassics.net/news/2010-03-20-14856
Спасибо! с возвращением! а то тут собирались уже в Интерпол обращаться! Так руки и чешутся написать-наш Олег впал в детство. Но по сути-очень симпатичный пост получился.
Ну уж и отдохнуть нельзя. Это не я впал - это композиторы. Для детей писать очень сложно, потому что ребёнка не обманешь виртуозными пассажами, ему мелодии нужны. Как маленький Прокофьев маме говорил: "Мне нлавится эта песенка, хотю, чтоб она была моя!" И я хотю
Олег большое Вам спасибо! Какой прекрасный подарок, уже и спать не хочется (а хотелось). Придётся скачивать, да оформлять, а то буду ночью мучатся, что отложил на потом. СПАСИБО!
Олег, опера-прекрасное искусство, ничего более ходульного и условного свет не рождал ( в плохих театрах), и ничего более проникающего в душу-в хороших. Давайте быстренько начинайте увлекаться! Начните как я -с "Травиаты" Большого театра с Козловским 1947 примерно года на русском языке-обхохочешься!
Ну известные оперы то я послушал, но до того, чтоб разных певцов собирать пока дело не дошло. Я вам, в свою очередь, рекомендую "Матиса" Хиндемита послушать (не симфонию, а оперу) с Фишер-Дискау и Кубеликом. Скажете ученикам небрежно - Вот слушал как-то, они: Ооо!
Читаете мысли-неделю назад я им небрежно бросил-назовите мне самое известное пр-ние Хиндемита (предполагалась "Гармония мира"). Прошла неделя, я и забыл, напомнили-Вы имели в виду "Художника Матиса?" , правда, не уточнили, что именно. Значит, не всё потеряно, интересуются люди. Но я этого слушать не буду-оперы, на которых моё внимание отключается, вернее, переключается на совершенно другие мысли-это вышеозначеная. и список можно продолжить- "Воццек". "Пеллеас и Мелизанда". "Доктор Фауст". "Моисей и Аарон". "Джонни наигрывает"...и т.д. до бесконечности. Каюсь...не созрел.
А "Бирюльки" Майкапара, так же как и Лядова, были у нас в училище именем нарицательным-ничего, мол, тебе, дружище, лучше не сыграть. чем этот славный цикл!
Хиндемит для меня знаменит Камерными музыками, альтовым концертом "Шванандреер", этой оперой, парой квартетов и сонат, сюитой 1922 год и Лудус тоналис (кстати, это точно не Бирюльки, тем более кто-то кажется математику любит - там её навалом)
Спасибо,Олег. Но хочу удивленно заметить - столько комментов,а слушал ли кто-нибудь? Пианистка играет на твердую троечку...Однообразновато,скучно,и для первого знакомстве эти диски однозначно не годятся - весь интерес отобьют((( Кстати,у Шостаковича и Слонимского рекомендую сестру нашего уважаемого погруженца Тимофееву (выложен топикстартером))) у Чайковского - Плетнева (имхо) У Щедрина - Автора у Прокофьева исполнителей немало,все лучше...)
Разве что немного резковато-прямолинейно иногда играет, но для первого знакомства как раз, тем более выбирать не из чего Про Тимофееву я писал выше - комментарии читать нужно иногда, да и от тяги к хит-парадам пора избавляться)
Я послушал Щедрина, Хачатуряна, Слонимского и, конечно, Бирюльки. (Спасибо, Олег, за вторую половину! Кажется, только Прелюдия с Фугеттой остались. Придется самим сыграть. ) По-моему, нормально играет. Просто, естественно, без выкрутасов. Да и зачем здесь они? А первое знакомство должно бы уже было давно состояться.
Неплохо было бы услышать Бирюльки в исполнении Маламута Здесь ноты можны скачать. http://igraj-poj.narod.ru/fono/tema/sbornik/sbornik4.html
А вообще, я мечтаю, что в будущем погруженцы, умеющие сносно играть, будут делиться своими исполнениями, в том числе по заказу, я бы нот накидал. Понятно, что важен будет сам факт исполнения и возможность услышать редкости, а не результат
Я согласен,для очень известных,хитовых вещей лучше подобрать другой вариант,но для остальной редкоисполняемой музыки и этот неплох будет,так что качать,безусловно,надо,и ознакомляться) Спасибо!
Как это у Вас просто-погруженцы делиться будут своими записями...мысль хороша. но, видимо, мечтать Вам и дальше! процесс записи трудоёмок, стоит денег и т.п. и результат редко удовлетворяет требовательного к себе человека. А если я вам предложу на домашнем рояле...это так, на потеху публике. Да и не посмею я такое публиковать. ведь в понятие "результат" обязательно входит и хорошая игра плюс студийная акустика плюс хороший инструмент. Для меня-только так.
Вот тут, например, просто домашние записи выкладывают - доступно и всерьёз, никаких затрат и огромная аудитория. Обсуждение и критика довольно доброжелательные
Олег, я послушал, но где же там "всерьёз"?-междусобойчик дилетантов, из разряда-"вот что я делаю на своём Роланде в свободное от работы время!" и репертуар -то всё простенький. И конечно они друг друга хвалят. И как же это соотнести-после Орманди с Рихтером я буду наслаждаться игрой Мэри. которая проковыряет прелюдию Скрябина. мне студентов хватает с их непосредственностью...
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".