Приветствуем Вас, Гость.
Текущая дата: Четверг, 21 Ноября 24, 23:55
Главная страница » 2017»Июль»3 » Балет Владимира Варнавы на музыку Бориса Тищенко "Ярославна. Затмение" (2017)
Балет Владимира Варнавы на музыку Бориса Тищенко "Ярославна. Затмение" (2017)
22:07
Ярославна – Злата Ялинич Князь Игорь – Юрий Смекалов Див – Григорий Попов Половецкая дева – Кристина Шапран Дирижёр – Валерий Гергиев Хореограф – Владимир Варнава Музыка Бориса Тищенко 1 июля 2017, Санкт-Петербург, Мариинский-2
КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ I. Раздрай Искушаемый Дивом, князь Игорь мечтает «прошлую славу похитить, а будущую разделить». Слышен стон земли русской. Здесь усобицы – дело привычное. Убийство не удивляет. Дива опьяняет запах свежей крови. Опускается небо. Плачут по убитому святые, но не слышат их люди. А княгиня Ярославна в мёртвых глазах страшное будущее прочла. Всякий князь власти хочет, да не каждый получит. А Игорева дружина сильна на зависть. Молодой князь вдохновляет. Кровь кипит. Записываются парни в ополчение, встают под знамена Игоря, чтобы добыть себе почестей, а князю – славы. Начинаются сборы в поход. Призывает Игорь истребить врага – «Слава Игорю!». Слишком мало времени у Ярославны с Игорем. Не удаётся ей отговорить мужа, убежденного в своей правде. Даёт князь команду к началу похода. Кличет Див, предвкушая кровавую жатву. Солнце скрывается. Затмение.
II. Чёрный акт Поход продолжается. Ступает войско на чёрную половецкую землю. Cтепь дурманит. Тут мерцают и былые бедствия, и призраки грядущих катастроф. Страшно. Но первая битва с половцами приносит лёгкую победу. Каждому своя награда: Игорю – трофей, а разгоряченной дружине – игры с половецкими девушками. А когда засыпают воины, приносит дева кровавую жертву, чтобы известить своё племя. Не обманут ночные предчувствия половцев. Сливаются они в шаманской пляске, молят идола. Див доволен.
III. Спасение Пробуждение не приносит князю покоя. Игорь уговаривает уставших воинов двигаться дальше. Вдруг... оазис! Как дорогих гостей встречают дружину! Всё, о чём мечтает в дороге воин, – вот оно! Еда, питье, женщины... И главный подарок – князю! Но это засада. Проиграна бесславно вторая битва. Полегли воины в степи смерти. А княгиня чувствует: смерть вокруг, но жив ещё Игорь. Несёт ветер плач Ярославны: хоть богов она готова просить, хоть воду, хоть землю – только бы вернули ей мужа. Игорь в темнице. Текут мимо потоком души погибших воинов. Див торжествует. Он готов побег устроить, чтобы Игорь новое войско собрал. Ярославна в отчаянии. Закончилась Ярославна. Нет сил, нет надежды. Мальчик ей обещает: вернётся. Но возвращение Игоря горем омрачено. Новый призыв возникает. Меч выкован, враг намечен. Пойдём? О чём молитва будет: о победах будущих или о мире?
Категория: видео |
Просмотров: 4296 |
Добавил(а): Aspid
Помнится, "Ярославна" была в репертуаре Малого театра оперы и балета. Спектакль вызвал очень большое внимание и зрителей, и контролирующих... Ещё бы! Балет на классическую тему написал наш современник! Б.Тищенко очень трепетно относился к той постановке. В своих интервью он неоднократно подчеркивал, что музыка написана специально для Малого театра оперы и балета. Он не хотел, он опасался что его "Ярославну" могут трактовать не так, как он задумал. Интересно, как балет поставлен сегодня, после кончины Б.Тищенко. Настораживает: "...над либретто поработал Константин Федоров..."
Спасибо за "наводку" - посомотрел историю постановки (1974) в Малом. Что до постановки Мариинского - "не мое", для меня спектакль рассыпается на отдельные моменты, исполнителей, не складывается в целое. Предпочту слушать музыку Тищенко.
Я смотрел ту постановку, тогда мне она очень понравилась. Но прошло слишком много лет, чтобы помнить детали. В этой постановке непонятно, кто такой Вид и что он делает (я, правда, посмотрел только первое действие), к Тищенко нет такого персонажа...
На меня постановка 1974г. тогда произвела шоковое впечатление. Конечно же, я также уже не помню детали, но в общем могу сказать - балет оказывал сильное впечатление. Спектакль отнюдь не был "балетной иллюстрацией" оперы "Князь Игорь". Это было совершенно иное произведение, сильное в музыкальном отношении, со своей вполне самостоятельной точкой зрения на личность князя Игоря и на описываемый в спектакле исторический период. Вот это несовпадение с известной советской трактовкой событий, отраженных в оперном спектакле, приводило к "торможению" работы над балетным спектаклем. И если бы не заступничество и авторитет Д.С.Лихачева, шансов поставить балет в музыкальной и исторической трактовке Б.И.Тищенко было бы очень не много. Только Д.С.Лихачев смог убедить "контролирующих и направляющих товарищей" не препятствовать постановке. Конечно же, балетный спектакль производил очень сильное впечатление. Очень жаль, что отсутствует доступная видеозапись спектакля "Ярославна" 1974 года.
Эт что же надо покурить, чтоб этакое наворочать?! Несмотря ни на что Варнава, так и остался провинциальным выпускником ПТУ... Конечно, он молод, горяч и полон идей, но умением работать с кордебалетом все же стоит обучиться заранее.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".