Послушала первым делом свою любимою и редко исполняемую 17-ю сонату B-dur, которая не Гайдна совсем. Очень хорошо! И в очередной раз убедилась: какой же это прекрасный инструмент - рояль! Если на нём выразительно играть, конечно. Ни с каким клавесином, товарищ Касис, не сравнится!
Так же как и Земля, первым делом прослушивать начал с одной из любимых сонат. Это Соната D-dur, Hob.XYII 37. Первая часть - безумный, совершенно неоправданный темп, поди догони. Начало повтора экспозиции, начало разработки, начало репризы - везде нет точного первоначального темпа. Эпизод в разработке с фигурациями шестнадцатых в партии левой руки и тончайшими задержаниями в правой полностью утонул в гуле фигураций. Вторая часть - реприза первого эпизода дана с совершенно неубедительной мелизматикой и арпеджированием. Торжественная и скорбная музыка превратилась в непонятно что. Та же проблема в финале - везде вариативность повторов искажает и ухудшвет первоначальный мелодизм. Так зачем?... Ре минорный аккордовый эпизод Финала выплюнут, как из автомата. Дальше в исполнении окончаний эпизодов появились не указанные в тексте замедления. Что это - заявка на оригинальность или элементарное отсутствие творческого воображения. Послушал еще несколько отдельных фрагментов других сонат. Та же картина. Играть аккомпанирующие фигурации в медленных частях стаккато - это оригинальничание и как раз низведение возможностей фортепиано до уровня клавесина. И еще одна деталь. Отсутствие русского текста в буклете российской исполнительницы всех сонат Гайдна - это неуважение к исполнительнице и оскорбление для русскоязычных слушателей и покупателей.
Пользуясь случаем, присоединюсь к разгрому исполнительницы за компанию, раз так, пожалуй. Присоединюсь к групповухе, так сказать.
В прослушанной мною сонате №17 (пока единственной мною прослушанной и не гайдновской совсем, о чём справедливо и честно указано в буклете, но, увы, не на русском языке и без указания имени настоящего автора) примерно те же дискуссионные явления: - темп 1-й части повышенный (выше нормы), но при этом нельзя не отметить точность и лёгкость исполнения исполнительницей возникающих вследствие этого технических трудностей, ровности темпа, - в репризах исполнительницей добавляются от себя промежуточные между нотами мелодии ноты (я тоже люблю так баловаться, чему вы были свидетелями какое-то время назад в чате в моём исполнении на цифровом пианино "Касио" сонатки до мажор Бортнянского (там без этих дополнительных нот всё было как-то уж слишком примитивно просто, пусто, по-школярски и скучно), но в данном произведении это, как мне кажется, отвлекает от мелодии, излишество, но поскольку это всё так было сделано исполнительницей только в репризах (повторах), то оно и простительно, наверно), - то же самое можно сказать о неавторских трелях: они добавлены исполнительницей довольно густо, но как-то совсем не там и не так, как это сделала бы я (опять несовпадение ощущения музыки), - в коде экспозиции исполнительница при втором проведении эпизода добавляет от себя подголосок (внося тем самым разнообразие в повторяющиеся такты), а в разработке, где это, на мой взгляд, действительно просится, этого не делает - для меня это странно (не хватило фантазии?), - неперечёркнутые форшлаги во всей сонате исполнительница исполняет коротко (я бы исполняла их в 2 раза длиннее, а то и ещё длиннее), и это умаляет мелодическую выразительность тем, но, в то же время, делает музыку как бы менее серьёзной - более детской или игрушечной, пустяшной, - во 2-й части многовато стаккато там, где темы и басовые линии, хотелось бы, чтобы пели, были бы более эмоционально напряжённо широкими и выпукло объёмно артикулированными, эмоционально выразительными.
Сейчас слушаю 1-й диск - ранние сонатки Гайдна. Когда я их играю, сразу наплывает какой-то детский сладострастный азарт "Вперёд, верёд, вперёд! Ещё, ещё, ещё! Как это здорово! Ещё, ещё, ещё!" Круговерть и погоня просто приятных ощущений и жадной страсти ухватить их как можно больше, и как можно дольше это чтобы продолжалось. Игра от этого всего получается бравурная до примитивной грубости и почти хулиганской напористости, почти визжащая-кричащая, яркая и выразительнейшая. Ну как детский визг на улице, случающийся часть без причины - просто от радости бытия, наверно. Играю без остановок, без пауз от себя. Наоборот: вперёд, вперёд и только вперёд скорей - скорей выстрелить поток эмоций праздничным фейеверком или фонтаном. А тут опять это вечное профессиональное "мастерство", т. е. тормоза, узда и искусство демонстрации сдержанности, умения затормозить, загасить, одёрнуть. Никакого детства, в общем. Из детской музыки какие-то взрослые шедевры делает исполнительница. Зачем? Речь, повторяю, о ранних сонатках Гайдна. Тогда и рояля не было, чтобы такое искусство владения звуком молодым композиторам показывать-то. Не понимаю, товарищи.
Вот плеер дошёл до моей любимой 14-й сонаты ре мажор. Первую часть Allegro moderato, т. е. "Умеренно быстро" (в темпе лёгкого прогулочного шага или марша), исполнительница играет просто "Быстро" и ещё при этом упруго и колко, в то время как сама музыка с первых же нот, казалось бы, должна подсказывать созерцательно замедленно умиротворённо молитвенно блаженно наслаждающийся неким покоем и равновесием тихий характер и внутренне сосредоточенное состояние души. Ну вот как если бы вы вышли ясным вечером на крыльцо, глянули на умиротворённую (прояснившуюся после короткого дождика) природу вокруг, голубое небо, и розовеющее к закату солнце, вздохнули чистый воздух и сказали сами себе "Как хорошо!", растаявши в блаженстве своего созерцания и отдохновения души своей. Вокруг и внутри вас покой и гармония, равновесие, умиротворение и какая-то проступающая всё сильней и сильнее ясность, и вы упиваетесь этим необычным в общем-то для вас, редко выпадающим состоянием, стараетесь продлить его, "распеть" как бы его внутренними фибрами души до какого-то дна, полной полноты, провалиться в него до конца. И при этом за счёт такого состояния у вас идёт какой-то откровенный диалог с самими собой и словно и с Богом уже - вы чувствуете, что словно очищаетесь, сбрасываете с себя налёт чего-то грязного, жизненного, некрасивого земного. Именно поэтому вы словно цепляетесь внутренне за это своё состояние, хотите удержать его, пережить сполна, как можно лучше, глубже, дольше и без прежнего обыденного навороченного суетного... А у исполнительницы ничего близкого нет в её исполнении, в её ощущении музыки. Опять всё та же игра звуком, как и в прежних сонатах, которым она умеет владеть и желание убыстрить темпы, чтобы как будто показать своё умение владеть им даже в таких усложнённых для себя условиях. Неуместная для данной музыки и её характера игра какая-то (сама по себе, может быть, и замечательная). Ничего ни божественного, ни ангельски чистого, ни по-детски трогательного, беззащитно искреннего и прозрачно бесхитростного. Что-то как-то всё не то. В смысле музыки Гайдна, её содержания. А мастерство владения звуком и ритмом у исполнительницы, конечно, отменное. Вот только всё не туда как бы направленное и приложенное. ИМХО.
2-я часть. Менуэт. Почему так медленно и затушёванно-то? Ну всё наоборот у этой исполнительницы! А Трио, однако, в нужном темпе. Творит, что хотит, в общем.
3-я часть. Ярче, веселее, неудержимее, озорнее и даже хулиганистее надо бы. Игра радостными и свежими, по-детски неудержимыми эмоциями (эмоциями избытка сил молодости и радости жизни как ощущения самого её факта) должна быть, а у неё игра своими мастерскими звуками опять.
Может ещё что-то из Державиной пропустили? Этот-то диск Ekaterina Derzhavina - Haydn - Variations & Pieces for Piano (2019) так и просится в дополнение к этому собранию сонат.
Оттуда я сюда пришёл, Живые файлики нашёл. . . . . . . . . . . . . Желать lossless-а нет причины Мне, тугоухому мужчине. Вот был бы здесь оркестр, хор, Тогда б другой был разговор.
Был он на "Погружении". Сначала частями - то одна пластинка, то другая. А в один момент всё собрали вместе и оформили одним постом, помнится. Может быть, там не хватило одной или двух пластинок в итоге - было что-то такое, припоминаю смутно.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".