Дорогие друзья!
Вашему вниманию предлагается запись оперы Римского-Корсакова "Садко" под управлением Евгения Светланова.
mp3 192kbps потрековый
архив 192Mb
Состав:
Садко - Владимир Петров Любава - Лариса Авдеева Окиан-море - Алексей Гелева Волхова - Вера Фирсова Варяжский гость - Александр Ведерников Индийский гость - Алексей Масленников Веденецкий гость - Юрий Мазурок Нежата - Валентина Левко Дуда - Виктор Горбунов
Хор и оркестр Большого театра, Москва, 1964-й год. Дирижёр - Евгений Светланов.
ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ
Об опере на сюжет новгородской былины о Садко Римский-Корсаков думал
еще в 1880-х годах, но к работе над ней приступил лишь летом 1894 года.
Своим замыслом Римский-Корсаков поделился с В. В. Стасовым — выдающимся
ученым-демократом и музыкальным критиком, с которым его связывала
многолетняя творческая дружба. Стасов откликнулся большим письмом, в
котором, ссылаясь на многочисленные варианты былины, советовал
композитору шире показать картины реальной народной жизни и быта
древнего Новгорода.
Опера по первоначальному плану, в котором много места уделялось
сказочно-фантастическим сценам, была закончена к осени 1895 года.
Однако со временем Римский-Корсаков принял стасовские предложения и
летом следующего года подверг произведение серьезной переработке,
воспользовавшись при этом помощью В. И. Бельского (1866—1946) —
будущего либреттиста «Сказки о царе Салтане», «Сказания о граде Китеже»
и «Золотого петушка».
Благодаря переделкам, рядом с образом народного певца, гусляра Садко,
возник образ его жены Любавы — преданной, верно любящей русской
женщины; народные сцены были значительно развиты и обогащены новыми
эпизодами.
Опера приобрела характер полнокровного, правдивого повествования о
могучей и самобытной жизни народа, заняв место среди наиболее ярких и
значительных произведений русской оперной классики.
Осенью 1896 года опера была предложена дирекции Мариинского театра, но
встретила холодный прием; Николай II собственноручно вычеркнул ее из
репертуара. Впервые «Садко» был поставлен на сцене московской частной
оперы С. И. Мамонтова. Премьера состоялась 26 декабря 1897 года (7
января 1898 года) и прошла с большим успехом.
СЮЖЕТ
В богатых хоромах пируют новгородские купцы. С ними молодой гусляр
Нежата из Киева, скоморохи Дуда и Сопель, городские настоятели Фома
Назарьич и Лука Зиновьич. Гости торговые похваляются своим богатством и
властью. Нежата поет былину о могучем Волхе Всеславиче. Но Садко корит
купцов за пустую похвальбу. Он мечтает о странствиях, чтобы далеко по
просторам земли разнести славу Новгорода. Не понравились дерзкие речи
богатым настоятелям и купцам, и прогнали они Садко.
Садко пришел на пустынный берег Ильмень-озера и запел печальную песню.
Услыхало его Ильмень-озеро; легкий ветерок всколыхнул воду, тростниками
прошелестел, и увидел Садко, что плывет к берегу стадо лебедей. Вышли
они на берег и обернулись девицами, а среди них прекрасная царевна
Волхова, любимая дочь царя Морского. Полонили ее чудные песни Садко, и
пообещала она гусляру на прощание три рыбки золото-перо, что водятся в
Ильмень-озере, предсказала богатство и счастье. Близится рассвет, из
озерной глубины послышался голос Морского царя, зовущего своих дочерей.
Царевна Волхова и ее сестры, вновь обернувшись лебедями, уплыли вдаль
от берега.
Ждет не дождется Любава своего беспокойного мужа. Она не понимает его
мечтаний и горько сетует на судьбу. Пришел Садко; с любовью и заботой
она бросилась к нему, а он ее и слушать не хочет: его околдовала своей
красотой царевна Волхова. Услышал Садко колокольный звон, вспомнилось
ему обещание Морской царевны, и решил он пойти на люди, попытать своего
счастья.
На новгородской пристани у Ильмень-озера вокруг заморских торговых
гостей толпится народ. Сюда пришел Садко со своей заветной думой. Купцы
и настоятели со скоморохами смеются над рассказом гусляра о рыбе чудной
золото-перо, что водится в Ильмень-озере; Садко предложил им биться об
заклад. Забросил он сеть в озеро и вытащил ее с тремя рыбами
золото-перо, а мелкая рыбешка превратилась в слитки золота. Садко стал
самым богатым человеком в Новгороде. Он собрал дружину, накупил
товаров, снарядил тридцать кораблей и один корабль. Заморские купцы —
варяжский, индийский и веденецкий — рассказывают о далеких странах,
чтобы Садко знал, куда держать путь. Он простился с женой, с
новгородским людом, и корабли отплыли в дальние неведомые края.
Двенадцать лет плавал Садко, и однажды остановился его корабль среди
моря. Поняли новгородцы, что Морской царь требует дани. Корабельщики
бросали в море бочки с золотом, серебром, жемчугом — все стоит корабль
с поникшими парусами. Они стали метать жребий: кого из них требует к
себе царь Морской, и жребий выпал Садко. Бросили на воду дубовую доску,
и только Садко ступил на нее, как поднялся ветер, паруса наполнились, и
корабль скрылся вдали.
Садко остался один среди синего моря. Он ударил по струнам своих
гуслей, и, словно в ответ, донеслись голоса дочерей царя Морского и
царевны Волховы. Вода заволновалась, расступилась, и гусляр опустился в
пучину моря.
Он оказался в лазоревом подводном тереме перед царем Морским и царицей
Водяницей. Царь приказал Садко петь величальную песню, и так ему
понравилось чудное пение, что он предложил гусляру остаться и взять
себе в жены царевну Волхову. Подводные жители встречают молодых
веселыми танцами. Вот и сам Садко взялся за гусли, и все царство
пустилось в неистовую пляску. На море поднялась буря, стали тонуть
корабли, но появился Старчище могуч-богатырь и тяжкой палицей выбил
гусли из рук Садко. Он возвестил конец власти царя Морского, а дочери
его назначил стать рекой. Царство подводное погрузилось в морские
глубины и пропало, а Садко с Волховой в раковине, запряженной
касатками, устремился на волю, к Новгороду.
Садко уснул на зеленом берегу Ильмень-озера, убаюканный пением Волховы.
И, лишь уснул, рассеялась морская царевна алым утренним туманом по
зеленому лугу. Садко пробудился, услыхав горестные жалобы своей жены —
Любавы Буслаевны. Пока они беседовали после долгой разлуки, взошло
солнце, туман растаял, и открылась их взорам река Волхова, а по ней уже
бегут к Ильмень-озеру корабли с дружиной Садко. Навстречу им высыпал
народ. Все дивятся нежданному возвращению Садко с кораблями, а больше
всего — широкой реке Волхове, которая пролегла от Ильмень-озера до
самого синего моря. Садко поведал о своих чудесных странствиях, и народ
восславил гусляра, Волхову-реку и великий Новгород.
МУЗЫКА
«Садко» — яркий образец эпической оперы, для которой характерно
замедленное, плавное течение действия, воскрешающее дух старинных
былинных сказов. Музыкальные портреты главных действующих лиц даются в
широко развитых вокальных номерах, картины народной жизни и быта — в
монументальных хоровых сценах. Музыка оперы насыщена яркими, выпуклыми
контрастами.
Образы сказочного подводного царства, воплощаемые средствами гибкой,
прихотливой мелодики и необычных гармоний, противопоставлены картинам
реальной народной жизни и образам русских людей, в обрисовке которых
главным выразительным средством является русская народная песенность.
Опера открывается величавым оркестровым вступлением «Океан-море синее».
Картина первая — большая хоровая сцена, насыщенная буйным весельем. Ее
среднюю часть составляют два эпизода: степенная, неторопливая былина
Нежаты и сцена Садко с хором, в центре которой его певучий речитатив
«Кабы была у меня золота казна», незаметно переходящий в арию. Картина
завершается насмешливой и задорной пляской скоморохов, которая
сплетается с музыкой начального хора.
Картина вторая чередует фантастические и лирические сцены. Краткое
оркестровое вступление рисует тихий вечер на берегу Ильмень-озера и
подгатавливает начало задумчиво-печальной песни Садко «Ой ты, темная
дубравушка». Хор девиц подводного царства с колоратурным пением морской
царевны выдержан в прозрачных светлых тонах и полон безмятежного покоя.
Оживленная хороводная песня Садко сменяется мечтательным и чистым
любовным дуэтом, в который временами вплетаются доносящиеся издали
отголоски хороводной песни. Прощание Садко и Волховы прерывается
таинственными сигналами труб и призывами Морского царя.
Небольшое оркестровое вступление к третьей картине предшествует
речитативу и арии Любавы, проникнутым глубокой грустью и тоской; при
появлении Садко печаль сменяется радостным оживлением. В следующей
затем сцене взволнованным, полным любви и озабоченности репликам Любавы
противопоставлены мечтательные фразы Садко; в оркестре звучат мелодии
царевны Волховы. Решительный речитатив Садко и страстная молитва
покинутой Любавы завершают картину.
Четвертая картина занимает центральное место в композиции оперы. Она
состоит из двух больших частей: монументальной хоровой сцены (торжище у
пристани) и ряда сцен, связанных с Садко. В первой части могучие хоры
народа, монотонное пение калик перехожих, озорные скоморошьи припевки и
наигрыши, таинственные пророчества волхвов, голоса настоятелей и Нежаты
тесно переплетаются, объединяясь в развернутый ансамбль,
подготавливающий появление Садко. Следует ряд речитативных эпизодов
(спор с купцами, ловля рыбы), которые венчаются торжественным хором
«Слава, слава тебе, молодой гусляр» и сверкающим фанфарным лейтмотивом
золота. Обращение Садко к дружине и хоры дружинников, выдержанные в
духе привольной русской песни, обрамляют величавое пение Нежаты «Как на
озере на Ильмене». Суровая, мужественная песня Варяжского
(скандинавского) гостя сменяется созерцательно-лиричной песней
Индийского гостя и светлой, льющейся широким мелодическим потоком
песней Веденецкого (итальянского; город Веденец — Венеция) гостя. Садко
запевает раздольную русскую песню «Высота ль, высота поднебесная»,
которую подхватывают дружина и народ; поддержанная оркестром, она
ширится и крепнет, приводя к ликующему, могучему заключению.
Оркестровое вступление к пятой картине рисует морской пейзаж (музыка та
же, что и во вступлении к опере). В хоровой сцене Садко с
корабельщиками, передавая их недобрые предчувствия, мелодия песни
«Высота ль, высота» приобретает печальную окраску. Ария Садко (прощание
с дружиной) близка к скорбным протяжным народным напевам. Широкий
оркестровый эпизод, построенный на темах моря, золотых рыбок и Морского
царя, изображает погружение Садко в морскую пучину (переход к следующей
картине).
Картина шестая начинается хором девиц подводного царства с участием
Волховы. К светлой величальной песне Садко «Синее море грозно, широко»
присоединяются голоса Волховы, царя Морского и его дочерей. Яркими
оркестровыми красками переливается «шествие чуд морских». Радостная
свадебная песня сменяется колоритными танцами речек и ручейков,
золотоперых и сереброчешуйных рыбок. Плясовая песня Садко, вначале
спокойная, постепенно оживляется, превращаясь в неистовую общую пляску.
Звучит грозный речитатив Старчища на фоне могучих аккордов органа.
Симфоническое развитие музыкальных тем моря, в которое вплетаются
голоса Садко и Волховы, приводит к последней, заключительной картине
оперы.
Картина седьмая открывается проникновенной, лирически теплой
колыбельной песней Волховы. Ярким контрастом ей звучат тоскливые
причитания Любавы, переходящие в радостный любовный дуэт. Вновь слышна
мужественная мелодия песни «Высота ль, высота» (появление кораблей),
которая служит основой монументального ансамбля с хором, венчающего
оперу мощным, ликующим гимном.
М. Друскин
Ссылка для скачивания:
дмитрий иванов (frejr) обновил ссылку (Аудио MPEG-4. 142 МБ):
И правда! Надо же так лопухнуться...Даже не помнил, что у меня это есть. Увы, запись с Фирсовой видимо утеряна ПРОСТИТЕ, кого по-недосмотру ввел в заблуждение.
Да, хорошо, сейчас сделаю. Насколько понимаю, ссылка из вашего вчерашнего комментария (16:32) как раз на запись из этого материала, так что сейчас заменю и перепишу пояснение. Спасибо за обновление!
А какого чёрта эта запись выложена, когда она во флаке полность выложена мной?! - http://intoclassics.net/news/2016-09-16-28397 И никакая это не Москва, а Милан!!!
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".