Геннадий Рождественский в 1990-1991м годах давал в Большом зале консерватории цикл из произведений Рахманинова, некоторые из концертов были записаны и позднее вышли на дисках. Первая симфония исполнялась Рождественским в собственной редакции. Как известно, партитура симфонии не сохранилась, она была восстановлена в 40х годах по оркестровым партиям. Четырехручное переложение, помеченное 1895 годом хранятся в Музее им. Глинки, на основе этой рукописи и создал свою оркестровую редакцию Рождественский. Вторую симфонию Рождественский сыграл в оригинальной версии без купюр. В таком виде симфония длится больше часа. Также в программе "Утёс и Рапсодия на тему Паганини (Виктор Мержанов - фортепиано, 1959г.). Можно по-разному относиться к Рождественскому, но записи эти редкие, я думаю многим будет интересно услышать
Что касается музыки: Рахманинов владел уникальным даром мелодии. Мелодия эта рождалась на основе того духовного опыта, который он приобрёл - классическая и народная музыка, церковные песнопения, колокольный звон, духовные стихи. Тематизм Рахманинова - явление для русской музыки совершенно уникальное, идущее из глубины веков. Великолепное знание Рахманиновым древней русской музыки, которые он почерпнул у С. Смоленского, и барочной риторики, которую он тоже хорошо знал благодаря Танееву - всё превратило Рахманинова в совершенно необычного художника, в музыкальном стиле и мелодизме которого нашли своё отражение вся русская история от древности до катаклизмов XX го века
Симфония №1 d-moll, op.13 (1895, редакция Г.Рождественского) I. Grave - Allegro ma non troppo (13:46) II. Allegro animato (7:35) III. Larghetto (9:10) IV. Allegro con fuoco (11:40) Кристобаль Халфтер (р.1930) - Tiento del premer tono & Batalla Imperial (1986) Рапсодия на тему Паганини, op.43 (1928) (23:32)
Большой симфонический оркестр Всесоюзного радио и тв Геннадий Рождественский, дирижёр
17 ноября 1990, 18 декабря 1990
Виктор Мержанов, фортепиано (2 ноября 1959)
ape+cue / 288мб c обложками
Симфония №2 e-moll, op.27 (1907, оригинальная редакция) I. Largo - Allegro moderato (24:30) II. Allegro molto (11:13) III. Adagio (15:09) IV. Allegro vivace (15:20)
Лондонский симфонический оркестр Геннадий Рождественский, дирижёр
11 марта 1988г.
flac-потреково / 380мб с буклетом Пароль: Mangifera foetida
"Утёс", фантазия для оркестра, op.7 (1893) (13:52)
Симфония №3 a-moll, op.44 (1935-36, редакция 1938) I. Lento - Allegro moderato (12:25) II. Adagio ma non troppo (11:37) III. Allegro (12:18)
Большой симфонический оркестр Всесоюзного радио и тв Геннадий Рождественский, дирижёр
12 марта 1991г.
ape+cue / 195мб c обложками
Добавлено:
Симфонические танцы с Рождественским не нашёл, могу предложить старенькую мелодиевскую запись с Кондрашиным
Колокола, поэма для оркестра, хора и солистов, соч.35. Слова Эдгара По, перевод Бальмонта (1913) I. Allegro ma non troppo II. Lento III. Presto IV. Lento lugubre Симфонические танцы для большого симф. оркестра, соч. 45 (1940) I. Non Allegro II. Andante con moto (tempo di valse) III. Lento assai. Allegro vivace
Михаил Довенман, тенор Елизавета Шумская, сопрано Алексей Большаков, баритон Республиканская русская хор. капелла, А.Юрлов Симф. оркестр Московской гос. филармонии Кирилл Кондрашин, дирижёр 1963г.
Дмитрий (domna) обновил ссылку на "Колокола" и Симфонические танцы:
К сожалению Симфонических танцев с Рождественским у меня нет, есть запись Юровского "Остров мёртвых", симф. поэма (по картине Бёклина), op.29 (1909) Симфонические танцы, op.45 (1940) Лондонский филармонический оркестр Владимир Юровский, дирижёр
http://files.mail.ru/PBOOYT flac / 240мб с буклетом
Первую он вообще, можно сказать выкинул на помойку, это реконструкция - оригинальная партитура не сохранилась. Вторую сокращал до 45 минут (в таком виде её часто играли раньше и сейчас). 3ю отредактировал после премьеры 1й фп концерт также существует в двух редакциях, а 4й даже в трёх http://intoclassics.net/news/2010-12-15-19700
Спасибо! Очень люблю 2ю симфонию. Причём долго равнодушно её слушал, а потом, в больнице, из маленького приёмничка с наушниками, она пробрала меня до печёнок. А третью как слушал равнодушно, так и слушаю. Даже Первая представляется интересней - хотя, зная всю глубину Рахманинова, видно, что это не подлинная драма, а готический роман, или "ужастик". (Но она у всех дирижёров разная, потому что оркестровка несовершенна, и требует ретуши). А уж "Симфонические танцы" - шедевр из шедевров, причём образец доходчивости при серьёзном содержании. Я был большим почитателем Кондрашина, и слышал эту вещь живьём. Запомнились также исполнения Светланова и Лазарева. Маленькая деталь: у Кондрашина звук там-тама в финале долго, замирая, висел в воздухе, не давая вспыхнуть аплодисментам...
Вообще, из симфонических вещей Рахманинова я люблю: Утёс - очень трогательная вещь, 1я симфония (почти авангардная для своего времени, апокалиптичная, немного рыхлая), 2ю под настроение - когда слишком мелодии долго разливаются хочется мотнуть, но темы красивые. Третья и Симфонические танцы, пожалуй самые любимые - там Рахманинов достиг того языка, который сам хотел ещё со времён 1й. Колокола - тоже красивая вещь, сродни Песне о Земле Вам спасибо за комментарий
А что такое "хочется мотнуть"? В смысле-за бугор? У Вас рахманиновская волна-это очень приятно, у меня она с детства-папе дал задание покупать в командировках пластинки-он мне и привозил... Мне кажется-не надо искать параллелей "Колоколов" с Малером. так разве, умозрительно. "Колокола", между проч.-любимое произведение CВ вплоть до написания "Танцев"-и там всё просто-Рождение, Свадьба. Пожар (Набат, Катаклизм) и Смерть-4 колокола-серебряный, золотой, медный , железный. и т.д. В описании надо бы поправить во второй симфонии-не "со всеми вырезанными частями", потому как частей четыре было и есть, а со всеми фрагментами или как-то так. Прошёл в Киеве рахм. фестиваль, написал я статью. если интересно... Вот только как-то Халфтер затесался между молодым и пожилым Рахманиновым-чужой славы захотелось?
Я думаю "мотнуть" - это всего лишь нажать перемотку в плеере. Я этой функцией тоже часто пользуюсь. А бежать за бугор, если музыка не понравилась - это очень уж ...эмоционально
Юра! Статью прошу опубликовать. И уж, раз вы здесь, переведите нам Халфтера, что там об "имперских битвах".
Мотнуть=перемотать вперёд Адажио Исправил описание. А Халфтера я сам не знаю зачем втиснули - У Рождественского всегда программы неожиданные были. Вот тут Преамбулы, кстати выложены -сборник речей и аннотаций http://dirigent.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=97:rozhdestvensky-preambuli&catid=2:biblioteka-dirighera
Со статьей придётся подождать до пятницы-газета выходит, не напечатают, опубликую здесь. Кажется, не совсем верно написано-Tiento del primer tono y Batalla Imperial"-буквально "Искушение первого гласа и королевская битва".шось таке, абракадабра для меня-не силён в догматах, перевод дословный.
На самом деле это обработка органных пьес двух старинных испанских композиторов: "Tiento del primer tono" Antonio de Cabezón (1510–1566) и "Batalla imperial" Juan Bautista Cabanilles (1644–1712)
Ну тогда Кабесон написал "Искушение первого звука". Кто чем себя искушает... :)Музыка навеяла, как говорится. Рождественскому, хотя Кабесон вряд ли предвидел появление Рахманинова.а, есть старый анекдот на тему...
Да старый музыкантский анекдот, и неприличный к тому же...ну раз просите-"Двое мужчин в концертном зале сидят рядом-Извините, это Вы сейчас сказали "..твою мать?"-"Нет, что вы?"-"А, значит музыка навеяла..."
Хотел бы я её услышать в первый раз...обожаю этот опус-финал просто ...не подберу слов -памятник измученному, но победившему человеку! и где он набрался в таком юном возрасте таких эмоций?
Если письма Рахмнинова почитать, то видно, что его жизнь в молодости невесёлая была, неврозам был подвержен, пил много, бытовые неурядицы и прочее - прямо по Достоевскому, только не в книге... Есть мнение, что он решил уйти от влияния московской школы, ПИЧа - там много, кстати ссылок на кучкистов, плюс сакральные мотивы, диес ире вперемешку с цыганщиной (как у Малера - банальное и высокое), убогая Россия, вечные вопросы и всё такое видимо его с юности мучали...вот и наворотил.
Сам писал: "Теперь про Симфонию op.13. Что сказать про нее?! Сочинена она в 1895 году. Исполнялась в 1897. Провалилась, что, впрочем, ничего не доказывает. Проваливались хорошие вещи неоднократно, и еще чаще плохие нравились. До исполнения Симфонии был о ней преувеличенно высокого мнения. После первого прослушания - мнение радикально изменил. Правда, как мне уже теперь только кажется, была на средине. Там есть кой-где недурная музыка, но есть и много слабого, детского, натянутого, выспренного...Симфония очень плохо инструментована и так же плохо исполнялась (дирижер Глазунов). После первой Симфонии не сочинял ничего около трех лет. Был подобен человеку, которого хватил удар и у которого на долгое время отнялись и голова, и руки...Симфонию не покажу и в завещании наложу запрет на смотрины... 13 апреля 1917"
Вот такого бы отношения к себе многим нынешним звукоплётам! А откуда у Вас "Колокола" с Кондрашиным? у меня была винил. пластинка, и почему-то фамилия Довенман врезалась в память...
Точно! И меня фамилия Довенман рядом с Шумской и Большаковым в то время заинтриговала. Это ленинградский артист. Вот здесь о Михаиле Довенмане: http://www.opera-life.ru/lib.php?id=279
Качаем быстрей, пока Апокалипсис не настал! Ох насмеялся же я -в 7-й ,по-моему, вариации (медл. диес ирэ') в "Рапсодии" флейтист поперхнулся, и вместо "ля до си ля ми" получилось ...очень смешно. Если бы у меня на сцене так случилось-была бы истерика и антракт....я бы не сдержался. Хальфтер-класс, испанский вариант "Веллингтонской битвы" Бетховена. Это место в "Колоколах", Александр Павлович, у меня ассоциируется со взлётом истребителя-как его любят изображать в музыке.
Помирать так с музыкой! Да, я тоже заметил - петуха пустил большого, оттого эта запись Паганинии и неизвестна Говорят в финале симф танцев есть цитата из диснеевского Тома и Джери. Примеры 8, 9 http://www.21israel-music.com/Simfonicheskie_tancy.htm
А ведь как его доставали американцы, и в мультике Том играет до диез минорную прелюдию, в Штатах она называлась просто "Это".. Не знаю про "Тома и Джерри", но в финале есть точная цитата из "Всенощного бдения", что в пределах одного автора плагиатом не считается.
Вот пишут: в "Симфонических танцах" используется 4 верифицируемых цитаты, отсылающих к конкретному произведению: 1 Средневековая григорианская секвенция Dies irae 2 Знаменное песнопение "Благословен еси Господи" - использованное Рахманиновым во Всенощном Бдении ор. 37 3 Знаменное песнопение «Буди благословенно имя Твое отныне и до века» - использованное Рахманиновым в Литургии св. Иоанна Златоуста ор. 31 4 Тема Первой симфонии Рахманинова
Как условно 5я приводятся метаморфозы мотивов "Буди имя Твое..." и Dies irae в финале: в синтетическом интонационном сплаве они образуют... фанфару из заставки к мультфильму "Том и Джерри" – типичный образчик коммерческого джаза, написанный композитором Скоттом Брэдли
Есть графические алюзии: Барочный "крест" в облике, близком к теме баховской фуги ля минор из 1-го тома ХТК, Рахманинов использует в одном из лейтмотивов, дважды повторяя и ритмически вартируя; в итоге рисунок темы очерчивает тройной – православный крест
Да Вы же мне реферат как-то присылали-про всадников, как они подъезжают, как у них сбруя бренчит...как он похоронил старую, свою Россию, всё. что сердцу мило-балы и т.д.(как-то не представляю его на балу, но знать он о них-знал). И вбил крест (не тот ли самый) в Совдепию! красивый финал, и жизни тоже.
Знаю только двухрояльную версию, но всё равно проигрывает по сравнению с оркестром, и конферансье мне ни к чему-я сам веду концерты. Вы, надеюсь, не сомневаетесь в моём умении поговорить? А публику не надо пугать, с ней надо вести себя естественно, с иронией и юмором, информацией не перегружать-сразу многие чела хмурятся-значит, пытаются осмыслить, потом каменеют-значит, самое время сесть за рояль.
Я почему то вспомнил про вашу природную скромность Ну раз умеете тогда замечательно. Публике нравится когда с ней артист общается, так она ему более активней сопереживает Надо ещё подумать, что сыграть Можно премьеру устроить - вот такое наверное никто у вас не играл, хотя не знаю есть ли ноты http://intoclassics.net/news/2010-03-17-14779 http://intoclassics.net/news/2010-05-06-14747
А вот за Рапсодию на тему Паганини с Виктором Карповичем отдельное спасибо, приятный сюрприз. Скажите пожалуйста, а нет ли у вас записей С.В. с Яковом Флиером, в частности фортепианных концертов (про 3-ий знаю, но что-то не видел нигде)?
Был здесь 3-й с Флиером, давненько. Скромность-кратчайший путь к неизвестности!-наш девиз. Хороша в быту, а в музыке мы выражаемся, и если выражаться скромно...вряд ли тебя заметят. Думаю, что эти ноты и искать не стоит.
Олег!Спасибо!2 с Рождественским - захватывающее приключение.Как полезно хорошим дирижерам играть с хорошими оркестрами..Думаю,лучшее исполнение. Очень порадовали Танцами с Кондрашиным.Хотя для меня его трактовки спорны(гонит всегда),тут получилось как нельзя лучше. Вообще после таких исполнений начинаешь несколько восставать из пепла дней.Рахманинов - это гордость за Страну.Может,другую,но с тем же именем.
Спасибо огромное за Первую от Рождественского! Да ещё и девяностого года запись! Здорово! Только ссылка нерабочая... Перезалейте, пожалуйста, если можно!
В марте ,на сайте выкладывалась запись первой симф. и Богемии- в исполнении Дублинского оркестра, дир.А.Анисимов. он также исполнял там и "Колокола".Нет ли у кого записи? Должно быть очень интересно.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".