Лирой в конце XVII в. называли скрипку, и она была настоящей королевой тогдашнего музыкального общества. Для неё писались самые изощрённые виртуознейшие произведения...
Тогда же музыкальная и культурная столица Европы - Дрезден стала свидетелем расцвета таланта двух величайших немецких виртуозов скрипки Иоганна Якоба Вальтера (1650-1717) и Иоганна фон Вестхофа (1656-1705). Старший из них - Иоганн, заслужил большую славу и был любимейшим капельмейстером Саксонского курфюрста Иоганна Георга II. О его молодых годах и процессе обучения сведения весьма скудны, разве известно, что уроки игры на скрипке он брал у некоего поляка, у которого находился в услужении. На самом деле Вальтер обладал "инстинктивным" даром игры и позже, в XIX в. его называли "Паганини своего времени".
В 1680-е г. композитор побывал в Италии, изучал музыкальное наследие Флоренции. Но большую часть жизни провёл в Дрездене и Майнце, услаждая слух своих почитателей виртуознейшей игрой не менее экстравагантных и фантастических сочинений.
Сборник "Садик для лиры" опубликован в Майнце в 1688 г. и включает 28 виртуозных пьес. Все они поражают абсолютной гармонией, тонкой техничностью и глубокой импровизационностью.
Заключительная "Серената" обозначена, что она должна исполняться с группой инструментов: тромбонами, тимпанами, органом, читарринами и т.д. Но это на самом деле лукавая уловка, так как это сочинение представляет собой распространённую в то время шутку-пародию и относится к лучшим образцам имитативной музыки. Дополняет альбом ре минорная Пассакалия.
Свой "Садик" композитор посвятил "истинным любителям скрипки" и выразил надежду на то, что его музыка будет очарованием общественности, стремящейся к "мелодичным удовольствиям".
Виталий Кассис (Cassis) обновил ссылку: https://cloud.mail.ru/public/94MY/fBxxXQ9YM WMA, 103 Mb
|