Приветствуем Вас, Гость.
Текущая дата: Вторник, 05 Ноября 24, 15:44
Главная страница » 2017»Февраль»21 » Нильс Гаде - Сонаты для скрипки и фортепиано No.1,2,3. Hasse Borup (violin), Heather Conner (piano)
Нильс Гаде - Сонаты для скрипки и фортепиано No.1,2,3. Hasse Borup (violin), Heather Conner (piano)
18:13
ГАДЕ (Gade) Нильс Вильгельм (22 II 1817, Копенгаген - 21 XII
1890, там же) - дат. композитор, скрипач, органист и муз. деятель. Сын
мастера по изготовлению муз. инструментов. С детства обучался игре на
скрипке у Ф. Г. Вексшалля. Впервые выступил в концерте в 1833. С 1834
играл в придв. оркестре в Копенгагене. Учился композиции у А. П.
Берггрена и К. Ф. Вейзе. Из ранних сочинений наиболее значительны
увертюра «Отзвуки Оссиана» (1840, 1-я пр. на конкурсе датского Муз.
общества) и 1-я симфония (1841), к-рая привлекла внимание Р. Шумана, а
также Ф. Мендельсона (дирижировал ею в концерте Гевандхауза в Лейпциге
в 1843). Получив гос. стипендию, Г. уехал в Германию. С 1844 работал в
Лейпциге 2-м дирижёром оркестра Гевандхауза (под руководством
Мендельсона), преподавал там в консерватории. По возвращении на родину
(1848) активно участвовал в муз. жизни Копенгагена. В 1850-90 руководил
муз. обществом «Музикфоренинген», дирижируя симф. концертами
(пропагандировал творчество Л. Бетховена, Р. Шумана, Р. Вагнера, Ф.
Листа); одновременно работал как органист. В 1862 дирижёр Корол. театра
в Копенгагене, где в 1866 вместе с датскими музыкальными деятелями И.
П. Э. Хартманом и X. С. Паулли основал
первую в Дании консерваторию, был её директором до конца жизни. Г.-
крупнейший дат. композитор 19 в., яркий представитель романтич.
направления в дат. музыке. Юность его прошла в атмосфере нац. подъёма и
увлечения нар. искусством. Г. испытал влияние писателя-сказочника X.
К. Андерсена и поэта-романтика А. Эленшлегера. Большое воздействие на
него оказал также его учитель - композитор и фольклорист, составитель
сб. нар. песен Берггрен. Г. первым ввёл сканд. мотивы в европ. музыку
19 в. Одновременно Г. увлекался творчеством композиторов нем. романтич.
школы, особенно Мендельсона. Уже в ранних произв. Г., проникнутых
мягким, «северным» колоритом, определились оригинальные, самобытные
черты его стиля. В увертюре «Отзвуки Оссиана» и 1-й симфонии
воплотились образы северной, скандинав. поэзии. Успехом пользовался
балет Г. «Народная сага» (1853; совм. с И. П. Э. Хартманом, пост.
балетмейстером А. Бурнонвилем). Тяготел гл. обр. к инстр. музыке; среди
произв. для оркестра выделяются (помимо 1-й) 5-я и 6-я симфонии, сюита
«Хольбергиана», концерт для скрипки с оркестром, а также камерные
ансамбли и 3 сонаты для скрипки с фп. В фп. творчестве он продолжал
романтич. традицию, создав ряд миниатюр программного и нар.-жанрового
характера (циклы пьес «Акварели», «Идиллии», «Фантастические пьесы»,
«Народные танцы»). Опираясь на нар. исполнит. культуру сев. стран,
связанную с деятельностью любит. хор. обществ, Г. писал и хор. произв.
(гл. обр. песни для мужского хора и ряд кантат на тексты дат. поэтов, в
т.ч. «Дитя эльфов»). Расцветом творчества Г. были 1850-е гг. Обладая
широкой муз. эрудицией, он создал сочинения, отличающиеся высоким
профессионализмом, конструктивной ясностью и стройностью формы. Однако
со временем стиль его приобрёл академич. черты и, утратив прежнюю яркую
самобытность, стал консервативным. В трактовке нар. материала Г.
следовал принципам школы Мендельсона, традиционно используя муз.
фольклор, - в противоположность композиторам след. поколения (Э. Григ,
Р. Нурдрок, Ю. Свенсен и др.), искавшим в нар. музыке пути к обновлению
муз. языка. Полувековая деятельность Г. как композитора, дирижёра,
талантливого организатора и деятеля муз. образования имела
основополагающее значение для развития нац. музыки Дании. Написал
автобиографич. заметки. Соч.: опера (зингшпиль) - Мариотта (Копенгаген, 1850), балеты - Музы отечества (FaedrelandetsMuser, совм. с И. Ф. Фрёлихом, 1839, Копенгаген), Неаполь (1842, там же), Народная сага (EtFolkesagn, совм. с И. П. Э. Хартманом, 1854, там же); для солистов, хора и оpк. - 11 кантат, в т.ч. Комала (из Оссиана, 1846), Весенняя фантазия (Frühlingsbotschaft, 1852), Дитя эльфов (Elverskud, 1853), Смерть Бальдера (BaldarsDod, 1858), Крестоносцы (Кorsfarerne, 1873), Психея (1882) и др., хоры acappella и с орк.; для оpк. - 8 симфоний (1842, 1843, 1847, 1850, 1852, 1857, 1865, 1871), сюита Хольбергиана (Holbergiana, 1884), увертюры - Отзвуки Оссиана (NachklängevonOssian, 1840), В Шотландии (ImHochlande, 1844), Гамлет (1861), Микеланджело (1861) и др., Новеллетты (Novelletter,
для струн. орк., 1878, 1883) и др.; концерт для скр. с орк. (1880);
камерно-инстр. соч. - струн. ансамбли - октет (1848), секстет (1863), 2
квинтета (1845 и 1851), квартет (1889), фп. трио (1863), 3 сонаты для
скр. с фп.; инстр. пьесы, танцы и др.; для фп. - соната, циклы -
Акварели (Aquareller, 1850), Арабески (Arabeske, 1854), Идиллии (Idyller, 1857), Нар. танцы (Folkedanse, 1855), Фантастич. пьесы (Fantastykker, 1862), фп. миниатюры и др.; для органа - хоральные прелюдии и др.; романсы и циклы песен (3 тетради на cл. X. К. Андерсена, К. Винтера и др. поэтов); музыка для театра - к пьесам: Аладдин А. Эленшлегера (1843), Агнета и водяной X. К. Андерсена (1843).
(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)
Tracks
1-3. Violin Sonata No.1 in A major, Op.6 24:03 4-6. Violin Sonata No.2 in D minor, Op.21 19:19 7-10. Violin Sonata No.3 in B flat major, Op.59 22:02
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".