Предисловие к русскому изданию Гл. 1. Детство и школьные годы (1881-1898) 1. Детство. Музыкальные впечатления в семье 2. Трудные школьные годы. Успех в Надьсёллёше 3. Систематические занятия музыкой в Пожони. Влияние Брамса и Донаньи Гл. 2. Годы учения в будапештской Музыкальной академии (1898-1903) 1. Иштван Томан. Знакомство с творчеством Вагнера 2. Поиски в области композиции. Болезнь 3. Успехи в качестве пианиста. Покровители. Друзья. Госпожа Грубер 4. "Заратустра" и "Жизнь героя" Р. Штрауса. Новые знакомства в области композиции. "4 пьесы для ф-но" и симфония Гл. 3. Первые большие сочинения (1903-1905) 1. Патриотические чувства и высказывания 2. Сезон в Берлине. Концерты за границей 3. Углубленная работа в Герлицепусте. Рапсодия (op. 1) и Первая сюита Гл. 4. Открытие народной музыки (1905-1907) 1. Поиски нового и венгерского стиля в музыке 2. Парижские впечатления. Неудачное участие в конкурсе. Первая фольклорная экспедиция 3. Знакомство с крупными городами Европы и венгерской деревней. Первый сборник народных песен 4. "Последователь Ницше". Кризис в мировоззрении, творчестве и личной жизни. Новые идеалы: народная музыка, мир крестьян и природы Гл. 5. Первые проявления в творчестве влияния народной музыки. "Замок герцога Синяя Борода" (1907-1911) 1. Преподавание в Музыкальной академии. Использование опыта музыкального фольклора и музыки Дебюсси. Новое обращение к поздним произведениям Листа 2. Завершение предшествовавшего периода: Вторая сюита. Концерт для скрипки. Новые по характеру произведения для ф-но. Первый стр. квартет. Муз. наследство романтизма и диатоника нар. музыки 3. Начало сбора словацкой и румынской нар. музыки. Влиянии ее на творчество и мировоззрение Бартока. Новая венгерская музыка и пресса. Творческий вечер Кодая и Бартока. Квартет Вальдбауэра 4. "Замок герцога Синяя Борода". Автор либретто, Бела Балаж. Музыкальные слои, драматургия и тональное построение оперы. "Allegro barbaro" Гл. 6. Годы молчания. Сбор нар. музыки. Война. "Деревянный принц" (1911-1917) 1. Борьба за понимание новой музыки. Разочарование и уход в себя. "4 пьесы для оркестра". Собирание нар. музыки; бихарский и марамарошский сборники 2. Политическая напряженность, несостоявшиеся планы по сбору фольклора. Вступление Венгрии в войну. Заботы, связанные с семьей и сбором фольклора 3. Воздействие румынской и словацкой нар. музыки. Небольшие сочинения в духе нар. песен. "Деревянный принц". Драматургич. и симф. построение балета. Сюита для ф-но (op. 14), песни. Второй струнный квартет Гл. 7. Успех сценических произведений. "Чудесный Мандарин" (1917-1919) 1. Премьера "Деревянного принца" и успех балета. Новая атмосфера в жизни иск-ва, сложивш. к концу войны. Постановка "Замка герцога Синяя Борода". Договор с издательством "Universal" 2. "Чудесный мандарин"... Деятельность Бартока в период Венгерской Советской республики Гл. 8. Международный успех. Новые творческие решения (1919-1923) 1. Атмосфера в Венгрии после поражения Советской республики. Дисциплинарные расследования в Муз. академии. Планы эмиграции 2. Нападки на Бартока в шовинистской прессе. Отзывы сочувствующих и консерваторов о "4 пьесах для оркестра". Барток о Кодае 3. Путь к объединению средств выражения нар. музыки и соврем. авторской музыки: "Импровизации" 4. Гастроли в Трансильвании. Успех в Англии и Париже. Две сонаты для скр. и ф-но. Европ. орг-ция приверженцев муз. прогресса. Собрание словацкого фольклора 5. Признаки новых творч. взглядов и худож. решений: финалы в стиле нар. танцев. "Танцевальная сюита" - первое крупномасштабное воплощение мысли о братстве народов Гл. 9. Перерыв в творчестве; оживленная конц. деятельность. Начало нового творч. периода. Поездка в Америку (1923-1928) 1. Признание в Румынии. Расширение деятельности как пианиста. Нежелание продолжать композиторскую работу. Препятствия на пути постановки "Чудесного мандарина" 2. Муз. облик Европы после войны. Позиция Бартока и его эстетич. взгляды. Ряд произведений для ф-но, открыв. новую эпоху. III и IV струнный квартеты. "Музыка ночи" 3. Новые препятствия на пути "Чудесного мандарина". Замалчивание будапештской премьеры. Премьера в Кельне. Постепенная изоляция Бартока от обществ. жизни Венгрии. Успех III стр. квартета в Филадельфии. Гастрольная поездка по Америке Гл. 10. Поездка в СССР. Европейская музыка и Барток. Произведения для хора. "Светская кантата" (1928-1930) 1. Более популярные произведения для конц. эстрады. Появление в рапсодиях духа вербункоша 2. Концерты в СССР и впечатления от поездки 3. Усиление лагеря Бартока в Венгрии. Принятие музыки Бартока в СССР и на Западе. Противопоставление Бартока-фольклориста Бартоку-"авангардисту". Прогресс в междунар. муз. жизни 4. Актуальность в Венгрии периода между двумя мир. войнами соц. идей начала века. Открыто политич. статьи Бартока конца 1920-х гг. Служение идее братства народов 5. "Светская кантата". Румынские колинды. План написания румынско-словацко-венгерской кантаты-триптиха. Муз. построение кантаты Гл. 11. Угнетающая политич. атмосфера, националистич. нападки в Венгрии и за границей. Отказ от обществ. жизни. Сбор фольклора в Турции. Статьи о народной музыке. Большие муз. сочинения (1931-36) 1. Новый отказ от постановки "Чудесного мандарина". Отход Бартока от концертной жизни Будапешта. Нападки на Бартока в Румынии. Судьба словацкого собрания 2. Деятельность по обработке народной музыки в Академии наук. Два значительных исследования в области нар. музыки. Сбор фольклора в Турции 3. Большие произведения для детей: 44 дуэта для скрипок и "Микрокосмос". 2-й концерт для ф-но, 5-й стр. квартет, "Музыка для струнных, ударных и челесты" и Соната для 2 ф-но и ударных 4. Переход на работу в Академию наук. Возобновление произведений Бартока на сцене Будапештской оперы. Барток и хоровое движение. Барток и прогрессивная интеллигенция Гл. 12. Последние годы в Европе и последние написанные здесь произведения (1937-1940) 1. Травля Бартока и Кодая в клерикальной прессе. Борьба против фашизма. Боязнь за судьбу Венгрии и Европы. Забота о сохранении рукописей 2. "Контрасты", Концерт для скрипки, "Дивертисмент" и VI стр. квартет 3. Планы эмиграции. Гастроли в Америке. Прощание с Европой Гл. 13. Жизнь в эмиграции. Конец жизненного и творческого пути (1940-1945) 1. Переезд в Америку. Материальные заботы. Поиски квартиры. Работа в Колумбийском университете. Сербо-хорватское собрание 2. Усиливающаяся болезнь. Потеря работоспособности. Помощь друзей и Американского общества по охране авт. прав. Концерт для оркестра. Мировой успех скр. концерта. Соната для скр. соло 3. Премьера Концерта для оркестра и успех его. Надежды на выздоровление. Собрание румынской нар. музыки. Сомнения и тоска по родине 4. Приглашение Менухина. Ухудшение здоровья. Третий концерт для ф-но. Наметки концерта для альта. Смерть Хронограф Список произведений Библиография
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".