11 июля Саша (Argon) добавил официальный аудио вариант этого исполнения - https://cloud.mail.ru/public/HQuB/wJicuYt3J
Летом 1745 года шестидесятилетний Гендель с трудом оправляется после очередного апоплексического удара. Из состояния тяжёлой душевной депрессии и физической немощи его вывели политические события, всколыхнувшие всю страну. В июле в Шотландии внезапно высадился поддерживаемый враждебной Францией Чарльз Эдвард Стюарт (1720-1788), внук Якова II . Он заявил о своих притязаниях на английский престол и объявил себя королём Чарльзом (Карлом) III. Ему удалось привлечь на свою сторону значительные массы находящихся в бедственном положении шотландских горцев и заручиться поддержкой могущественных аристократических кланов Шотландии, в которой прокатолические настроения всегда были традиционно сильны. Сломив сначала разрозненное сопротивление передовых английских военных отрядов, мятежник-претендент 2 октября одержал внушительную победу и над более крупными правительственными силами под командованием Джона Коупа. В конце октября многочисленная повстанческая армия перешла англо-шотландскую границу и к середине ноября овладела крупным городом Дерби. Над Лондоном нависла вполне реальная угроза и перед всей Великобританией вновь замаячил кровавый призрак гражданской войны. И если среди значительной части высшей аристократии долгое время наблюдались паника и растерянность, то средние и низшие слои английского общества довольно быстро оправились от потрясения и решительно выступили против возможной реставрации Стюартов, в защиту с таким трудом завоёванных демократических прав и свобод, хотя бы и минимальных. По призыву парламента для отпора мятежникам формируется огромная армия, в которую вливаются тысячи добровольцев. Национально-патриотический порыв не обошел и Генделя, создавшего в эти дни "Гимн добровольцев” ("Stand round, my brave boys” HWV 228 18 ). 14 ноября 1745 года эта яркая патриотическая песня-плакат впервые прозвучала в театре Друри-Лейн в исполнении тенора Томаса Лоу и хора и "по особому желанию” воодушевлённой публики была повторена 15,16,18,19 и 20 ноября. Гендель быстро возвращался к жизни вместе с поднимающейся на борьбу нацией, его имя снова было у всех на устах. Положение Лондона несколько стабилизировалось, так как встревоженный размахом военных приготовлений центрального правительства Чарлз Эдвард вынужден был без сражения оставить 15 ноября только что захваченный Дерби и вместе с войсками отступить на север. 7 января 1746 года в театре Хеймаркет состоялась премьера оперы будущего великого реформатора К.В.Глюка "Падение гигантов” на либретто Ф.Ваннески, в котором недвусмысленно намекалось на грядущий окончательный разгром мятежников. Гендель тоже не остался в стороне и 14 февраля в театре Ковентгарден с успехом была исполнена "Оратория на случай” ("Occasional Oratorio” HWV 62), также посвящённая грядущей победе. Наконец, в столице становится известно о полном поражении мятежников в битве под Каллоденом 16 апреля 1746 года. Почти в это же время выходит в свет партитура "Оратории на случай”, а сам Гендель вновь много сочиняет. 25 мая Т.Лоу исполняет в саду Воксхолла его патриотическую песню "From scourging rebellion” HWV 228 9 . Там же эта песня прозвучала и 25 июля, когда Лондон устроил торжественную встречу победителю - герцогу Кэмберлендскому. Вместе с этой песней исполнялся и "Гимн добровольцев”, оба произведения почти тотчас были изданы массовым тиражом и их распевал весь Лондон. Доктор искусствоведения, профессор И.Федосеев 1746 После неудачного ораториального сезона "Haymarket" пустовал. Провал Генделя вновь "наэлектризовал" "оперную партию", в первую очередь лорда Мидльсекса, который и раньше был главным финансистом. Был снят театр, и снова сделаны попытки устроить оперные представления. В их рамках состоялся лондонский дебют новой тогда оперной звезды - Глюка. 7 января 1746 года прошла премьера его оперы "La caduta dei Giganti" ("Крах гигантов"). Название и сюжет оперы были, собственно говоря, аллюзией разгрома шотландского восстания, и поэтому опера прошла с довольно большим успехом: ее сыграли шесть раз. Посмотрел ли Гендель это написанное на случай произведение своего молодого соперника (музыка только отчасти была новой; к новому либретто Глюк использовал лучшие номера своих более ранних сочинений), точно не известно. Возможно, он побывал в Опере, хотя в это время его занимал план новой композиции. Новое произведение явилось, собственно говоря, такой же данью почтения главнокомандующему английской армией герцогу Камберлэндскому, как и "Caduta dei Giganti". У новой оратории нет настоящего названия: на партитуре ее стоит надпись "Оратория на случай" ("An Occasional Oratorio"), так она была объявлена и на афишах. "Случай" - освобождение Лондона от непосредственной опасности. Текст оратории составлен Ньюбёргом Гамильтоном на основе псалмодических парафраз Мильтона с использованием некоторых стихотворных строк Спенсера. На одной из репетиций произведения присутствовал Уильям Хэрис, который так описывает это событие в письме от 8 февраля 1746 года: "Вчера до полудня я был в доме Генделя, с тем чтобы послушать репетицию новой оратории, написанной на случай. Произведение по-настоящему достойно своего автора, о ком с полным правом можно сказать, что все его хвалят. В оратории для исполнения сольных номеров занято всего трое певцов: Франчезина, Рейнхольд и Бёрд; оркестр не очень хорош - первый скрипач Да Феш, остальных я не знаю и опасаюсь, что оркестр станет слабым местом исполнения. Текст оратории составили из Священного писания [в этом Хэрис ошибался], но из самых разных мест, связывая их с бегством мятежников и их преследованием нашими. Если бы герцог [Камберлэндский] не сделал своего дела столь доблестно, эту ораторию нельзя было бы исполнить. Премьера ее состоится в будущую пятницу". 14 февраля 1746 года. Премьера "Occasional Oratorio"; поскольку театр "Haymarket" был занят оперой, Гендель вынужден исполнять произведение в театре "Covent Garden", имеющем меньшую вместимость. Подписчикам предыдущего года (которые вместо обещанных 24 представлений получили всего 18) Гендель, в качестве возмещения, дал по два бесплатных билета. На премьере и на повторных исполнениях оратории 19 и 26 февраля - Гендель, согласно традиции, исполнил один из своих органных концертов. Глюк - которого "дворянская" Опера старалась использовать в интригах против Генделя - тоже присутствовал на премьере "Occasional Oratorio". Очевидно, он думал о стиле Генделя, когда, спустя много лет (в 1772 году), сказал Бёрни: "Изучая вкус англичан, я заметил, что наибольшее впечатление производят простые положения, и с тех пор я стремлюсь к тому, чтобы писать для певческого голоса на естественном языке человеческих чувств и страстей и ни в чем не льстить любителям ученой музыки". Конечно, Гендель видел в Глюке прежде всего "противника". Первые его высказывания о нем выдержаны в духе этого неприязненного отношения. "Этот парень понимает в контрапункте столько же, сколько мой повар!" - говорил он. (Что, отчасти, является правдой, так как в контрапункте Глюк никогда не был силен; с другой стороны, повар Генделя, Густавус Вальтц, был отличным музыкантом: в 1732 году он исполнил партию Полифема в "Ацисе и Галатее"...) Позже отношение Генделя к Глюку изменилось. После премьеры своей второй лондонской оперы ("Артамена", 4 марта 1746 года) Глюк посетил бывшего почти на тридцать лет старше его маэстро, который, перелистав одну из его партитур, сказал следующее: "Вы вложили в эту оперу слишком много труда. Подобное в Англии - пустая трата времени. Англичане любят то, чему они могут отстукивать такт, что само лезет им в уши".
Иштван Барна "Если бы Гендель вел дневник..." Перевод с венгерского Виктора Тогобицкого
Она интересна хотя бы тем, что она сделана по новому изданию партитуры. И исполнение хорошее. Вот ссылка на запись с буклетом: https://cloud.mail.ru/public/HQuB/wJicuYt3J
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".