Большинство читателей, вероятно, слышало о Гленне Гульде, Эдвине Фишере, Святославе Рихтере, Розалин Тьюрек, Андреасе Шиффе, Анжеле Хьюитт, Самуиле Файнберге и Фридрихе Гульде. Будучи выдающимися пианистами, каждый сделал запись «Хорошо Темперированного Клавира» Баха и имели заслуженный большой успех. В результате, это – коварный репертуар, для того, кто решится взяться за него. Возможность, что любая новая фортепьянная запись сравнится с непоколебимыми авторитетами - весьма низка, и до ХТК Фелнер не записывал никакого Баха вообще. Поэтому он поставил себя перед огромным вызовом.
Учитывая, что Фелнер вполне местная знаменитость, рассчитывать на какую либо исчерпывающую информацию о нём не приходится. Никто абсолютно ничего не скажет относительно Фелнера. Хотя промелькнули две его фотографии за фортепьяно. У меня есть пара дисков Фелнера на Erato, один из них – Schubert и два других - Концерты Бетховена для фортепьяно с оркестром. Я не слушал эти диски в течение нескольких лет и довольно смутно о них помню.
Но есть одна вещь, о которой я много лет буду иметь вполне определенные воспоминания - «Хорошо Темперированный Клавир» Фелнера. Его исполнение показывает хороший четкий стиль, использование скупых средств, согласно традиции; целостность контуров, тонкую интенсивность и исключительную деталировку голосов при полном их взаимодействии. Подчеркнуто легато фразировки, в то время как staccato Фелнера применяется слегка . Его прочтение имеет тенденцию быть очень теплым и нежным, преуменьшая мощь и остроту в музыке Баха.
Теплота действий Фелнера проявляется в многих частях и большая отдана Прелюдиям в До мажоре, До диез мажоре и Си мажоре. Фелнер непосредственно выражает свою любовь к этой музыке со страстью ,которая передаётся и слушателю.
Неотразимо звучат интерпретации Фелнера фуг Баха, которые звучат так, как будто Бах проникает в самые потаённые стороны души. Фуги в Ре диез миноре, Фа миноре и ре бемоль миноре представляются весьма суровыми с редкими , но небесными лучами света. Фелнер играет эти части великолепно с острым ощущением неизбежности. Это исполнение можно противопоставить игре Гюстава Леонхарда. Фелнер более лиричен, чем Леонхард, с более мягкой фразировкой. Игра Фелнера пробирает до костей.Его мягкие и серьезные исполнения увлекательны. Они делают Баха еще более ошеломляющим и светящимся.
Я упомянул, что Фелнер преуменьшает мощь и остроту музыки Баха и эта особенность – единственная претензия, которую я могу ему предъявить. В прелюдиях До минор и Ля минор Фелнер довольно сдержан в противоположность пламенному Гульду и Рихтеру. Но он и не пытается быть пламенным, не ставит перед собой такой задачи - передачи этих огромных эмоциональных волн. Что касается звука, это хорошо детализировано, насыщенно, правда, чуть- чуть больше реверберации, чем хотелось бы для идеала. Однако, это – конечно, высококачественный современный звук, который Вы не найдёте в сокровищах Гульда, Тьюрек и Гульды. В текстах, сопровождающих диски, выражается надежда на долгую жизнь.
Заключение: редко встречаешь Баха столь теплого, пылкого и разнообразного, с поразительными изображениями различных сторон человеческого состояния. Это - то, что Фелнер предлагает нам и только Розалин Тьюрек в ее сете Deutsche Grammophon столь же эффективна в соединении этих качеств.
В конечном счете, я полагаю, что Фелнер - существенное явление. Я могу предпочитать Тьюрек и Гульда в какой-то степени, но их записи показывают их возраст. Поэтому, когда имеет место исполнение с исключительно современным набором действий, Фелнер более чем, кто либо выдерживает стандарты, необходимые, чтобы достигнуть высокого положения в дискографии Баха.
Дональд Сац (3 мая, 2004) Перевод с английского N.
Большое спасибо, очень интересный пианист, заставляющий вспомнить выражение: "Точность - вежливость королей". Действительно, очень точное и воздушное исполнение, кажется, Гардиан сравнивает его с Хьюит, - не помню, давно ее не слушал, мне он напомнил Рихтера в ХТК же. Да, и буклет стильнейший - довесок к кайфу. Прослушал с удовольствием, чего не бывало уже давно с исполнителями ХТК, кроме самых проверенных, которые тоже, впрочем, поднадоели...
На трекере еще Бах Inventionen und Sinfonien, Franzosische Suite Бетховен 2 концерта с Марринером, Works for Cello and Piano. Жаль нового не появилось за 4-5 лет(с дисков).
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".