A. КОРЕЛЛИ (1653—1713) Трио-соната ре минор, соч. 3 № 5 (6.52) 1. Grave. Andante 2. Allegro 3. Largo 4. Allegro Трио-соната ми минор, соч. 2 № 4 (9.18) 1. Adagio 2. Allegro 3. Grave 4. Allegro molto A. ВИВАЛЬДИ (1678—1741) Концерт ре мажор, RV 84 (7.44) 1. Allegro 2. Andante 3. Allegro Ф. КУПЕРЕН (1668—1733) Трио-соната соль минор «L'Astrée» (10.03) 1. Grave. Légèrement 2. Lentement. Vivement 3. Air. Tendrement 4. Lentement. Vite Ж. Б. ЛОЙЕ (1680—1730) Трио-соната до минор, соч. 1 № 5 (8.08) 1. Grave 2. Poco largo 3. Adagio 4. Andante 5. Allegro
A. Визгирда, флейта Э. Пиличяускас, гобой Ю. Банявичюс, виолончель Ю. Андреевас, клавесин Звукорежиссер В. Кондротас. Редактор Р. Жальнерюте Художник Э. Лежите
Западноевропейская инструментальная музыка XVII — XVIII веков на редкость богата: один за другим зарождались все новые жанры, формы и средства выражения, работали буквально сотни композиторов. Имена одних из наиболее прославленных — на этой пластинке. Арканджело Корелли еще современниками был назван «Колумбом в музыке», «мастером среди мастеров, величайшим виртуозом на скрипке»; Антонио Вивальди — несравненный творец инструментальных концер-тов, оставивший более 400 произведений этого жанра (их собственноручно переписывал сам Бах); к имени Франсуа Куперена — чтобы не путать его с другими представителями целой музыкальной династии — добавляется слово «Великий» (Соuреrin le Grand), он увековечил свое имя сотнями миниатюр для клавесина; и лишь бельгиец Жан Батист Лойе, учившийся в Париже, а затем обосновавшийся в Лондоне, пользовался меньшей известностью. К концу XVII века одним из ведущих жанров камерной музыки становится трио-соната — цикл для двух равноправных, солирующих инструментов (обычно скрипок) и цифрованного баса, партию которого исполняли два музыканта: один (чаще всего виолончелист) играл мелодию, а другой (клавесинист) дублировал партию виолончели, добавляя к ней гармонию. Вот почему трио-сонаты исполняются вчетвером. Кстати, партия клавесина, композитором лишь намеченная, всегда исполнялась импровизационно. Поскольку старинная традиция импровизации не сохранилась, расшифровки цифрованного баса в каждом издании отличаются друг от друга. Ансамбль «Musica humana» придерживается редакций В. Вохеля (Корелли), Дж. Ф. Малипьеро (Вивальди), Л. Буле (Куперен) и X. Руфа (Лойе). Трио-соната ми минор Корелли была опубликована в 1685 году (год рождения Баха и Генделя), трио-соната ре минор — четырьмя годами позднее. До вершинных достижений композитора — сольных скрипичных сонат, соч. 5 и concerti grossi, соч. 6 — предстоял еще немалый путь, но и эти произведения отличаются законченностью, глубиной и благородством мыслей, совершенной формой. Автограф концерта Вивальди не сохранился, а в копии с него жанр не указан; быть может, произведение ближе к сонате, чем к концерту. Первые трио-сонаты Куперен написал примерно в 1692—169З годах, следуя итальянским образцам и даже скрываясь под итальянским псевдонимом. Среди этих произведений — «Молодая девушка» (La pucelle), «Одержимая» (La visionnaire) и «Астрея» (L'Astrée); это имя, вероятно, позаимствовано из оперы П. Коласса «Астрея и Селадон», написанной по пасторальному роману О. д'Юрфе и поставленной в Париже в 1532 году. Однако название еще не делает сонату программной, к тому же впоследствии оно было изменено; когда упомянутые сонаты вошли в сборник «Нации» (1725), первая из них превратилась во «Французскую», вторая — в «Испанскую», а «Астрея»— в «Пьемонтскую» (La Piémontaise)! Opus 1 Лойе, составленный из восемнадцати сонат, вышел из печати несколько раньше — в 1722 году в Лондоне. * * * Камерный ансамбль «Musica humana» Государственной филармонии Литовской ССР, организованный в 1974 году, уже добился широкого признания: многократно записызался на радио и телевидении, принял участие в международных курсах интерпретации в Брно (в Академии музыки имени Яначе-ка), выступал с концертами во многих городах СССР, в Чехословакии и во Франции. В репертуаре ансамбля — произведения современных авторов и музыка эпохи барокко. А. Таурагис
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".