Владимир Дешевов (1889-1955). Опера "Лёд и сталь" (1929)
20:24
Из глубины музыкальных архивов
Как название оперы, так и имя композитора известны лишь узкому кругу специалистов. Написанная в 1929 году и впервые поставленная в Кировском театре в 1930-м, она уже несколько лет спустя - самое позднее после разгромной антимодернистской статьи "Сумбур вместо музыки" - окончательно исчезла с советской сцены и пролежала в архиве более 70 лет. И вот - к 90-летию Октябрьской революции - на раскопки решились именно в Саарбрюккене. Парадокс? Нисколько, полагает музыкальный руководитель спектакля, дирижер Вилл Хумбург (Will Humburg). "Мы здесь, в Германии, и сегодня, находимся, так сказать, на здоровом удалении - географическом и временном - от революционного Петрограда, чтобы отважиться по-новому взглянуть на этот материал, - говорит Хумбург. - Для меня это было весьма интересное открытие". Музыкальные энциклопедии немногословны в отношении Владимира Дешевова: статья сообщает, что родившийся в 1889 году выпускник Петербургской консерватории и ученик Анатолия Лядова в начале 1920-х был одним из основателей Народной консерватории в Севастополе и является автором ряда музыкально-сценических произведений на революционную тематику, в том числе балета "Красный вихрь". "Лед и сталь" - единственная опера композитора, который прожил до 1955 года.
Прообразы героев - Сталин и Троцкий
Чуть более подробные изыскания свидетельствуют о том, что "Лед и сталь" - это оперное произведение о кронштадтском мятеже, среди ее действующих лиц имеются персонажи, прообразами которых послужили Сталин и Троцкий. Выходит, что все вместе - чистой воды пропаганда. Стоит ли удивляться, что на саарбрюккенскую премьеру даже профессиональные критики ехали с некоторыми внутренними содроганиями. Предчувствия, однако, обманули: "Лед и сталь" - музыка яркая и оригинальная. Мастерское же исполнение делает ее и вовсе увлекательным событием. Дешевов ставит перед собой гордую задачу создания не только нового языка, но и нового жанра - пролетарской оперы. На свалку истории отправляется прежде всего деление на акты: опера идет полтора часа без перерыва. Ликвидируется и "классовое деление": на солистов и хор, на арии и речитативы.
"В этой опере совсем нет развернутых арий, - рассказывает Анна Тонеева (Anna Tonеewa), яркая - как вокально, так и драматически - исполнительница роли комсомолки Муси, практически единственной сквозной партии оперы. - Все арии речитативные. На каждую ноту приходится один слог, нет мелодии в привычном смысле".
На втором месте по числу персонажей
Сложные задачи поставила партитура и перед постановщиками. "Я знаю лишь одну оперу, в которой еще больше действующих лиц, чем у Дешевова, - рассказывает дирижер Вил Хумбург. - Это "Война и мир" Прокофьева. Но прокофьевская опера в тринадцати картинах идет более шести часов, а у Дешевова сорок ролей распределяются всего на четыре сцены и 80 минут музыки. Практически каждый хорист оказывается и солистом". Зато опере Дешевова нельзя отказать в большой драматической стройности и прямо-таки кинематографической динамичности: первая сцена погружает слушателя в хаос черного рынка и заканчивается зарождением мятежа и расстрелом чекистов, вторая уводит нас на завод, где как раз начинается стачка. В надежных руках берлинского режиссера Иммо Карамана (Immo Karamann) спектакль приобрел и вневременную выразительность, и стильность - он отказался от непосредственных аллюзий к революционной эпохе, пара красных звезд на фуражках не портят картины. Зато хореография спектакля близка к пантомиме, и тем самым - к эстетике революционной эпохи, например, фильмов Ланга или Эйзенштейна. Заводскую жизнь, поставленную в Саарбрюккене почти как стилизованный балет, иллюстрирует "музыка машин", один из музыкально наиболее ярких эпизодов всей оперы. Третья сцена - с опять-таки кинематографической сменой перспектив - показывает нам то штаб большевиков, то бивак взбунтовавшихся матросов Кронштадта. И, наконец, финал происходит в ставке контрреволюционеров и кончается, если верить партитуре, 17 взрывами: комсомолка Муся, проникшая в стан врага, взрывает пороховой склад и себя вместе с ним.
Музыка комментирующая и иронизирующая
Интонации ура-патриотизма в музыке, однако, нет вовсе - несмотря на финальный пафос. Напротив, мелодически наиболее красивые пассажи связаны с ностальгией по ушедшим "царским" временам (фотография композитора, ухоженного денди, вызывает предположение о личном характере этих воспоминаний), наиболее ярким характером оказывается предводитель бунтарей, матрос Димченко, а искренний бравур не дается композитору ну буквально ни в одной ноте. Дирижер Вилль Хумбург указывает и на другие особенности: "Комсомолка Муся, взрывающая себя вместе со складом пороха, совершает поступок очевидно бессмысленный - исход боя уже предрешен, а вместе с мятежниками гибнут тысячи "своих", как это и было на самом деле. И музыка не скрывает абсурда этой ситуации - она его подчеркивает. В финале марш большевиков почти неотличим от марша мятежников. Музыка совершенно не безвольна, она комментирует, она иронизирует..." Даже если композитор Дешевов ставил перед собой задачу прикинуться идеологически своим, ему как музыканту это не удается, да и как человеку, похоже, тоже не очень. Если "музыка машин" во втором акте - это прием, типичный для русского авангарда, то в музыкальной ткани других сцен отчетливо слышно влияние Яначека и Пуччини, Онегера и Хиндемита. "Это музыка, написанная мастерски и в лучших традициях авангарда 20-х годов", - свидетельствует дирижер Хумбург. Одним словом, впору говорить о настоящем открытии. Отдельное "спасибо" за него следует сказать директору Саарбрюккенского театра Бертольду Шнайдеру (Bertold Schneider), десять лет назад задумавшему поставить оперу Дешевова и добившемуся своего.
Уважаемый VasiliyVasilievich, огромное Вам спасибо за очередной исключительно редкий материал. Будем знакомиться и расширять свои представления о творчестве когда-то столь популярных, а ныне практически забытых отечественных композиторов начала XX века. С нетерпением жду Ваших очередных выкладок. С поклоном, благодарностью и признательностью. : appl:
Да, видео выпускалось на DVD... По-видимому, эта аудиозапись и была извлечена с того диска (если так можно выразится), так как отдельно аудио компакт-диск с записью этой оперы НЕ ВЫХОДИЛ!
Половинкина я выкладывал Telescope-2 в исполнении Рождественского (товарищ legoru ранее выкладывал это же произведение в другом исполнении)... Ещё есть немного фортепианного Половинкина - всё собираюсь выложить диск "Советский авангард-2" (на нём 4 пьесы Половинкина), и есть ещё сюита для фортепиано. Постораюсь выложить в самое ближайшее время...
Небольшое предупреждение: не для просмотра, а для скачивания по платным Рапидным или Летитбитным ссылкам, на Летитбите ещё и с необходимостью оставления номера мобильного телефона. Альтернатив нет.
Внизу каждой страницы стоит девиз Погружения: "ПОГРУЖЕНИЕ В КЛАССИКУ. Здесь живет бесплатная классическая музыка в mp3 и других форматах". Бесплатная. Поэтому прошу г-на Цепоту в течение трёх дней предоставить бесплатную альтернативу предлагаемым платным услугам. Ссылки, содержащие исключительно платные услуги, будут расценены как спам и удалены здесь и удаляться впредь.
Господин Кубра! Откуда у вас такая информация? Прошу пользователей обратиться сюда: http://u29658771.letitbit.net/page/faq.php Не следует паниковать! И прошу не предъявлять мне претензий и не ставить условий, я давно ничего здесь не публикую.
Ну что ж, Александр, спасибо за информацию. Посмотрим, насколько мне удастся скачать с бесплатного Летитбита - исходя из этого и буду решать. Всё же ссылки Ваши не на просмотр, а на скачивание - в этом пункте имеет место быть дезинформация, так что давайте без патетики. А поскольку, как показывает практика, с Рапидой и Летитбитом, изначально "заточенными" на платное скачивание, большинство наших участников не дружит (а найти на Летитбите возможность бесплатного скачивания - дело мудрёное, тем более, что не у всех достаточно сильные глаза, чтобы прочитать каптчу), то я оставляю за участниками и за собой право делать зеркала и перезаливки на Погружении Ваших выкладок (естественно, с указанием Вашего ника как первовыкладывателя, если будет доказуемо) на тех обменниках, которые более практичны для большинства погруженцев, поскольку поддерживать Вашу коммерческую деятельность никто из администрации сайта не собирается. Выкладывать же Вам на Погружении или нет - исключительно Ваше дело.
Г-н Цепота! Руководствуясь данной Вами инструкции, я четырежды честно пытался скачать по Вашей ссылке с бесплатного Летитбита, т.к. Премиум-Рапида платна по определению. В самом процессе прохождения по ссылке мне пришлось продираться сквозь крайне неудобочитаемую каптчу и удаление вылезающих паразитных страниц, от некоторых из которых вставал на дыбы мой антивирус, а на остальных предлагались в том числе и сексуальные услуги. Добравшись, наконец, до искомого окна на скачивание, я рано радовался, поскольку каждый раз на той или иной стадии (всегда меньше половины) скачивание у меня обрывалось - даже если я пытался скачивать не параллельно, а с одной ссылки из пяти. Провайдер у меня нормальный. Таким образом, я вынужден констатировать крайнюю затруднительность (у меня - невозможность) скачивания по приведённым Вами ссылкам - не говоря уже о неприятных побочных эффектах в виде обманных финтов Летитбита, паразитных сайтов и вирусной опасности. Если раньше по Вашим рапидным ссылкам кому-то всё таки было можно скачать и отзеркалить, то теперь эта возможность сведена практически к нулю. Судя по Вашему сообщению и тону, идти навстречу администрации Погружения и облегчить скачивание своих материалов участниками сайта путём размещения зеркал на более удобные обменники Вы не собираетесь. Значит, зайдя на "Погружение в классику", Вы пришли в чужой монастырь со своим уставом - и ошиблись адресом. Больше мы Вас с Вашими коммерческими претензиями у нас не ждём. Ваши новейшие ссылки приравниваются к спаму и удаляются, Ваш профиль блокируется - а Вам скатертью дорога. Ищите дураков в других местах.
Не знаю. Я за последние полгода очень много (прям, ужас как много) чего наскачала немузыкального с летытбита, депозита, турбобита и (реже) других аналогов. Если речь о небольших размерах файлов (100-200 Мб), то это было, в общем-то, ненапряжно в бесплатном режиме. Труднее было с файлами, размером, скажем 800 и более Мб, потому что ждать окончания из загрузки приходилось полдня, а то и сутки. Если же попадался файл размером, скажем, 1,5 Гб и более, то от скачивания такого я просто отказывалась. Летытбит имеет то преимущество перед другими, что позволяет скачивать в несколько параллельных потоков, но в нём немного дольше пробираться к искомому, чем на турбобите. Преимуществом депозита является то, что он в ночные часы отдаёт относительно быстро - скрость может быть от 170 до 450 мбит/сек. Преимуществом турбобита является его дешёвость, если за него платить: 300 рублей за 40 дней. При этом есть ловушка: подписываясь на эту услугу, вы подписываетесь, не подозревая о том, на неё у вашего телефонного провайдера навсегда, и как только у вас на счетё появится сумма более 300 рублей, она тут же будет списана на оплату этой услуги. Наверно, от неё можно отписаться, - не пробовала, - но для этого, наверно, нужно идти в офис этого телефонного провайдера. Да, на летытбите, кроме минутных ожиданий два или три раза, ввода капчей, есть обманки, призванные вынудить вас скачать и установить у себя в компе их менеджер закачек, но, если читать внимательно (а они там периодически меняют формулировки своих обманок, чтобы невнимательный пользователь попался на них), внимательно читать все их предложения и отказываться от них грамотно, а ещё и все вновь открывающиеся окна с рекламаой, типа того, как можно заработать в интернете, гасить в самом начале, то всё это быстро входит в привычный машинально-автоматический алгоритм действий, довольно несложный - можно сказать, что простой. В общем, пройдя эту, можно сказать, многомесячную школу, я отношусь к этим файлообменникам, в общем-то, терпимо. Но (повторяю): если речь о небольших файлах - размером до 300 Мб, например. Что касается разрывов, то они тоже случались, но достаточно редко, чтобы слишком обращать на них внимание: может быть, в 1% случаев. Повтороное скачивание решало проблему. Кстати, на турбобите временами на некоторых файлах появляются бирки, рекламирующию Акцию, типа: "Только сегодня этот файл со скидкой 95% - скачайте БЫСТРО всего за 2 рубля!". Вот так я и попалась на 300 рублей. В общем, похоже, это всё обман. Настолько непонятно всё объяснено там, что, платишь не 2 рубля, а как обычно по трём вариантам, самый удельно дешёвый из которых - это 300 рублей за 40 дней премиум-статуса. В общем, не советую поддаваться на эти предложения, если вы заранее не согласны заплатить по полной. (Я-то вот была согласна, потому и рискнула на этот эксперимент.) Но это не про летытбит. Это про турбобит, на котором нет возможности скачивать параллельно, если только это не первые три скачиваемые вами файла. После третьего файла разрешение на скачивание следующего надо уже ждать сколько-то минут. Следующего - полчаса. И так все последующие будут доступны к бесплатному скачиванию только через полчаса после окончания скачивания предыдущего. Скорость при этом - как на летытбите - 40-50 кбит/сек.
Цитата: Наверно, от неё можно отписаться, - не пробовала, - но для этого, наверно, нужно идти в офис этого телефонного провайдера. ===== Что касается МТС, то любые платные услуги можно заблокировать, просто позвонив по справочному номеру и дождавшись "ответа специалиста". Насчёт других мобильных операторов гарантировать не могу, но думаю, что аналогично.
У меня был такой опыт, когда дочь отправила смс, чтобы какую-то книгу скачать. Потом "подписка на услугу" автоматически продлевалась. Пытался отключить на сайте этой конторы, но там это было невозможно. В конце концов сделал, как описано выше. И наступило счастье
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".