Б.В.Асафьев - Коцерт для гитары и камерного оркестра соль мажор, соч. 1939 г. 1. Allegro moderato 2. Andante 3. Allegro non troppo Исполняют: - Лев Филиппович Андронов (1926 - 1980) - гитара - Ансамбль солистов Академического симфонического оркестра Ленинградской государственной филармонии - Виктор Андреевич Федотов (р. 1933) - дирижер Дата записи (мной) не установлена. Летом 1939 года Б.В.Асафьев жил на даче близ Ленинграда, в Луге. Находясь там, он часто бывал у В.И.Яшнева (известного музыканта-гитариста), готовившего своих учеников к предстоящему конкурсу исполнителей на народных инструментах. Наблюдая за игрой гитаристов, вслушиваясь в звучание гитары и консультируясь с Яшневым по поводу технических приёмов игры на шестиструнной гитаре, Асафьев в виде пробы сочинил для этого инструмента эскизно 24 небольших прелюдии. Убедившись путём практической проверки на игре обучавшихся у Яшнева гитаристов в успехе своего опыта, Асафьев приступил к сочинению концерта для гитары с оркестром, клавир которого им был создан в рекордно короткий срок (с 10 по 13 сентября 1939 года). Через некоторое время гитарный концерт был инструментован и весной 1941 года исполнен в одной из передач Ленинградского радио. Концерт исполнялся учеником Яшнева гитаристом В.П.Кузнецовым; оркестром дирижировал Н.С.Рабинович. Вскоре началась Великая Отечественная война и первый исполнитель концерта, вступив в ряды Советской Армии, уже не вернулся к гитарному исполнительству. Концерт Асафьева для шестиструнной гитары с сопровождением струнного квинтета, кларнета и литавр - первое крупное и значительное по содержанию произведение русского композитора советской эпохи для гитары. В нём Асафьев отказался от обычной для такого рода сочинений трактовки концерта как соревнования солиста с оркестром, в котором неизменно побеждает солист. Поэтому в относительно скромном по составу инструментов сопровождении к концерту ему предоставлена только роль поддержки, и то на несколько приглушённой звучности. Лишь в моментах динамических нарастаний композитор прибегает к умеренному форте. Единственное большое tutti оркестра (27 тактов в третьей части), резко подчёркивающее смену настроения, создаёт впечатление приподнятости, праздничности финала, контрастирующего с предшествовавшей музыкой, особенно со второй частью, идущей вообще без сопровождения. Трёхчастный соль мажорный концерт Асафьева - одно из произведений композитора, которое вылилось у него в непринуждённое лирическое высказывание. Оно интересно по замыслу, тематическому материалу, по мастерству претворения этого материала, носящего во второй и третьей частях национальные русские черты. Гармонический язык концерта прост, хотя и не лишён терпкости, особенно во второй части. Темы - благородны и предрасполагают к симфоническому развитию. Однако в этом отношении музыка концерта наиболее уязвима. Преднамеренная затушёванность звучания оркестра ослабила впечатление от динамических подъёмов при развитии тематического материала в разработке первой части концерта. Больше впечатляет контраст частей концерта, динамизм общего развития. Первая часть начинается двухтактным вступлением оркестра, на фоне которого в партии гитары проходит главная тема. Она напевно-величава, развёртывается далее в ином тональном, ритмическом и красочном освещении. Секвенционными ходами проходит связующая. Напевный, но более подвижной характер, чем главная, носит побочная партия. Каденцию первой части концерта скорее можно назвать размышлением-импровизацией, нежели каденцией в обычно понимаемом смысле. Это - как бы ряд вопросов, сопровождающихся стремительными пассажами, и последующих ответов, но ответов нерешительных, прерываемых паузами-раздумьями. И, наконец, финал первой части, в конце которого начальная тема торжественно звучит в октавах гитары, завершаясь блестящей концовкой. Вторая часть - гитарное соло (Andante ми минор, 3/4). Начало её - грустная песня, в основе которой попевка, подслушанная композитором в бытовом музицировании, народном исполнении (сходные интонации были вскоре подхвачены И.О.Дунаевским и использованы в получившей широкую известность песне "Каким ты был, таким ты и остался" из кинофильма "Кубанские казаки"). Песня в концерте не заканчивается, а как бы растворяется в мягко звучащих флажолетах. На смену ей врывается увлекающий мелодичностью, прихотливостью мелодического рисунка быстрый вальс. Но вновь звучит печальная песня, завершающаяся одиноко тающей квинтой… Вторая часть концерта - превосходная лирическая картина, напрашивающаяся на программное истолкование. Третья часть - русская пляска, неторопливая поначалу, с интересным использованием натурального минора (в области русского танца Асафьев на редкость чутко улавливал его характерные черты. Об этом говорят некоторые из ранних его сочинений, например, "Русская пляска", посвящённая М.Н.Кузнецовой [соч. 1911]). На смену плавному минору вступает яркий мажор, и та же тема звучит в фугато оркестра, сопровождаемая чётким ритмическим "притопыванием". Её весело и лихо подхватывает гитара, использованная в данном случае композитором "по-балалаечному". Жизнеутверждающий финал этой части как бы говорит: "Вот, глядите, как это здорово у меня получилось!". Гитарный концерт Асафьева - не только удачное погружение композитора в область разнообразных гитарных звучаний. Концерт может рассматриваться как большое достижение современной гитарной литературы. Гитару Асафьев использует главным образом как инструмент полифонический; и наряду с этим - блестящие беглые пассажи во всю широту гитарного диапазона, часто применяющиеся двойные ноты, октавы, флажолеты, причём технические возможности гитары реализуются Асафьевым не в целях украшательства, а направлены на более яркое выявление содержания. Усилия, приложенные исполнителем для преодоления иногда довольно трудных для исполнения мест в смысле пальцовки, выбора нужной струны и т.п., несомненно, будут вознаграждены. Кроме концерта и уже упоминавшихся несколько ранее созданных 24 прелюдий (автограф их не найден), Асафьевым в 1940 году были сочинены шесть романсов-песен в старинном стиле для шестиструнной гитары соло. Гитарные сочинения Асафьева - наиболее интересное из того, что было создано советскими композиторами для гитары в предвоенное время. - Б.Л.Вольман Алексей Соболев (sav2403) добавил новую ссылку: https://cloud.mail.ru/public/9Aiq/iHC5Gv9y3
|